СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя – логопеда по развитию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной группы для детей с ОНР по теме «Образование прилагательных с помощью суффикса - ОВ -, -ЕВ»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  непосредственно образовательной деятельности учителя – логопеда по развитию лексико-грамматических категорий  с детьми  подготовительной  группы для детей с ОНР  по теме «Образование прилагательных с помощью суффикса - ОВ -, -ЕВ»

Цель: Совершенствовать умение детей образовывать слова суффиксальным способом.

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя – логопеда по развитию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной группы для детей с ОНР по теме «Образование прилагательных с помощью суффикса - ОВ -, -ЕВ»»

Грачева Элла Вячеславовна


Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя – логопеда по развитию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной логопедической группы по теме «Образование прилагательных с помощью суффикса - ОВ -, -ЕВ»

Цель: Совершенствовать умение детей образовывать слова суффиксальным способом.

Коррекционные задачи:

  1. Сравнивать слова с одинаковой морфемой для определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (слив –ОВ – ый, плюш – ЕВ – ый), выделение этой общей морфемы, уточнение ее значения.

  2. Упражнять в умении словообразовывать имена прилагательные с помощью суффикса - ОВ -, -ЕВ.

  3. Исправлять «Незнайкины» ошибочно словообразованные имена прилагательные и «нелепо» составленные предложения.

Развивающие задачи:

  1. Развивать самоконтроль за собственной речью.

  2. Развивать умение распознавать условные обозначения

Воспитательные задачи: 1) Воспитывать интерес к изучению языковых особенностей родного языка.

Ход занятия:

Организационный момент: Ответьте на мой вопрос, изменив одно из моих слов. Учитель - логопед сопровождает вопрос картинкой.

  • Ветка рябины какая? - Рябиновая ветка.

  • Поле с васильками какое? – Васильковое поле.

  • Сок из апельсина какой? – Апельсиновый сок.

  • Медвежонок из плюша какой? – Плюшевый медвежонок.

  • Платье из ситца какое? – Ситцевое платье.

  • Бумага с глянцевым оттенком какая? – Глянцевая бумага.

  1. Давайте повторим образованные вами слова (картинки помогают вспомнить): Рябиновая, васильковое, апельсиновый. Какая одинаковая часть есть во всех новых словах? ( - ОВ - ) А в этих словах? Плюшевый, ситцевое, глянцевая. ( - ЕВ - )

  • Как вы думаете, какую работу выполнила эта часть в новых словах?

- Помогла сказать (получить, образовать, сделать) новые слова.

  • Давайте вспомним, как изменились слова:

рябина – рябиновая,

плюш – плюшевый.

- Слова стали длиннее. Слова стали красивее.

  • Да, всё верно новые слова описывают предмет, эти слова сообщают, что они принадлежат именно этому предмету или животному или состоят из этого материала (ежовый или цинковый)

  1. Ребята, сегодня мы будем составлять новые слова использую эту часть – помощницу - ОВ -или –ЕВ. Готовы?

  • На стульчиках карточки с символами. Узнали? На мольберте кусочки ткани. Кто знает какой? (Шелк, ситец) Подумайте какую одежду можно сшить из этой ткани не забывая о своих карточках – символах и образуйте новые слова.






  • Шелковый шарф (галстук) Ситцевый халат (платок)

Шелковая юбка (лента) Ситцевая панама (рубашка)

Шелковое болеро (платье) Ситцевое платье

Шелковые брюки. Ситцевые пижамы.

Учитель – логопед обращает внимание детей на суффиксы образованных слов.

  1. Поиграем в лото. Возьмите с ковра картинку. На вашей картинке – предмет. Подумайте и подберите к картинке подходящий материал из которого предмет изготовлен.

шина

резина

проволока

цинк

свеча

воск

кофта

шелк

платок

ситец

шляпа

фетр

плащ

брезент

лента

нейлон

кастрюля

алюминий

тарелка

пластик

чашка

фарфор

хижина

тростник

ложка

пластмасса

  • А теперь образуйте новые слова – описания, используя часть – помощницу - ОВ -или –ЕВ.

  • Резиновая шина, цинковая проволока, восковая свеча, шелковая кофта, ситцевый платок, фетровая шляпа, брезентовый плащ, нейлоновая лента, алюминиевая кастрюля, пластиковая тарелка, фарфоровая чашка, тростниковая хижина, пластмассовая ложка,


  1. Физкультминутка «Липа»

Вот полянка, а вокруг (широким жестом развести руки в стороны)

Липы выстроились в круг, (округленные руки сцепить над головой)

Липы кронами шумят ( руки вверху покачать из стороны в сторону)

Ветры в их листве гудят

Вниз верхушки пригибают (наклониться вперед)

И качают их, качают ( покачать туловищем в разные стороны)

После дождика и гроз (выпрямиться и руки поднять)

Липы льют потоки слез ( плавно опустить руки)

Каждый листик по слезинке ( руки вниз, энергично потряхивая кистями)

Должен сбросить на тропинки

Кап и кап и кап и кап(хлопки в ладоши, описывая руками круг сначала в одну, а потом в другую сторону)

Капли, капли, капли – кап!

До чего же листик слаб! («уронить руки»)

Он умоется дождем (погладить одну, а затем другую руку)

Будет крепнуть с каждым днем (сжать кулаки)

  • Как можно назвать полянку на которой растут липы? – Липовая полянка.

Какие верхушки у лип? – Липовые верхушки.

Какая листва на липе? – Липовая листва.

Какой листик на липе? – Липовый листик.

  • Давайте повторим физкультминутку еще раз заменив слово липа на слово ива.

Вот полянка, а вокруг (широким жестом развести руки в стороны)

Ивы выстроились в круг, (округленные руки сцепить над головой)

Ивы кронами шумят ( руки вверху покачать из стороны в сторону)

Ветры в их листве гудят

Вниз верхушки пригибают (наклониться вперед)

И качают их, качают ( покачать туловищем в разные стороны)

После дождика и гроз (выпрямиться и руки поднять)

Ивы льют потоки слез ( плавно опустить руки)

Каждый листик по слезинке ( руки вниз, энергично потряхивая кистями)

Должен сбросить на тропинки

Кап и кап и кап и кап (хлопки в ладоши, описывая руками круг сначала

в одну, а потом в другую сторону)

Капли, капли, капли – кап!

До чего же листик слаб! («уронить руки»)

Он умоется дождем (погладить одну, а затем другую руку)

Будет крепнуть с каждым днем (сжать кулаки)

  • Как можно назвать место на котором растут липы? – Ивовое место.

Какие кроны у ивы? – Ивовые кроны.

Какая капля скатилась с ивы? – Ивовая капля.

Какой лист на иве? – Ивовый лист.

  1. А мы оказались в волшебном парке «Нелепиц» Будьте внимательны, чтобы объяснить и исправить нелепицу.

Учитель – логопед показывает картинки и «ведет экскурсию по волшебному парку нелепиц»

  • В этой части парка растут ели, а на елях краснеют кленовые листья.

  • Но на еле не могут вырасти кленовые листья. На еле – еловая хвоя, а кленовые листья растут на клёне.

  • Посмотрите направо, видите малиновый бор. Здесь на березах созрели желуди.

  • Нет, в бору растут хвойные деревья, а малина кустарник. На березах созревают березовые сережки, а желуди – это дубовые семена.

  • Послушайте, как шелестят сосновые листья, а вот на рябине распустились молодые пихтовые хвоинки.

  • Не бывает сосновых листьев, на сосне растёт сосновая хвоя, и сосновые хвоинки не шелестят, а шелестеть могут листья. На рябине распускаются рябиновые листья. Пихтовые хвоинки растут на пихте. Не бывает, чтобы в одно время и распускались и опадали листья.

  1. Физкультминутка. Жила-была мышка
    Жила-была мышка Мауси (Шагаем на месте.)
    И вдруг увидала Котауси. (Присели.)
    У Котауси злые глазауси (Закрыли ладонями рук глаза.)
    И злые-презлые зубауси. (Закрыли руками рот.)
    «Ах, Мауси, Мауси, Мауси, (Встали, руки на пояс.)
    Подойди ко мне, милая Мауси! (Машем правой — левой рукой.)
    Я спою тебе песенку, Мауси, (Руки на пояс, наклоны туловища влево-вправо.)
    Чудесную песенку, Мауси!» (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)
    Но ответила умная Мауси: (Хлопаем в ладоши.)
    «Ты меня не обманешь, Котауси! (Встали, руки на пояс.)
    Вижу злые твои глазауси (Закрыли ладонями рук глаза.)
    И злые-презлые зубауси!» (Закрыли руками рот.)
    Так ответила умная Мауси, (Встали, руки на пояс.)
    И скорее бегом от Котауси. (Бег на месте.)

  2. А к нам из волшебной страны приехал Незнайка он думает, что тоже умеет образовывать новые слова. Так ли это?

Незнайка: У кита китиный ус.

Дети. У кита китовый ус.

Незнайка: У слона слоный хобот.

Дети. У слона слоновый хобот.

Незнайка: Я люблю грушное повидло.

Дети. Я люблю грушевое повидло.

Незнайка: Я пил сливный сок.

Дети. Я пил сливовый сок.

Незнайка: Ничего – то у меня не получается.

Учитель – логопед: Не расстраивайся Незнайка мы тебя научим.

  1. Итог занятия:

  • Ребята с какими частями – помощницами мы познакомились? Как они нам помогали?

И домашнее задание: Что такое нелепица? В свободное время придумайте свою нелепицу используя слова полученные с помощью части – помощницы - ОВ -или –ЕВ. Тогда на следующем занятии мы сможем продолжить игру в «Незнайку и Знайку», и закрепим умение образовывать новые слова. Договорились?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!