Этапы занятия. | Содержание. |
Организационный этап. |
Посадка класса. | Первым сядет ребёнок, чьё имя начинается со звука «с». Сядет ребёнок, чья фамилия начинается со звука «с». Сядет тот, у кого лежит буква, которая обозначает звук «с». (назвать букву ) Сядет тот, у кого лежит буква, которая обозначает звук «з». (назвать букву) - Чем отличаются звуки от букв? |
Сообщение темы и цели занятия. |
2. Сообщение темы и цели занятия. | Звуки и буквы З – С. (2 занятие) -Ребята, вы не брали на столе буквы? Возможно, это сделал Буквоежка. А вот и записка. (Читаю записку от Буквоежки). |
Подготовительный этап. |
3. Артикуляционная гимнастика. | -Пора в путь. А по дороге в лес мы будем выполнять упражнения для губ и языка. Упражнение «Качели». «Заборчик» «Покрасить заборчик». «Лопаточка». Дыхательные упражнения. |
4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. | Отгадать загадку, выделить первый звук. Выделить заданный звук из слов: звезда, снежинка. Уточнить артикуляцию – положение губ, языка и зубов. Губы в улыбке. Зубы почти сомкнуты. Язык за нижними зубами. Струя воздуха холодная. «Спит» или «не спит» голос (глухой или звонкий); поётся или не поётся (гласный или согласный). В каком замке живет? «З» согласный, звонкий, твёрдый «С» согласный, глухой, твёрдый |
Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. |
5. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. просодической стороной речи с использованием пиктограмм и пальчиковой азбуки. | Выполнить мимические упражнения. Произношение звуков «З-С» в слоговых сочетаниях с различным ритмом, ударением и интонацией.
За-за-за ! Са-са-са! Зу-зу-зу. Су-су-су. Зо-зо-зо? Со-со-со? |
6. Упражнения для пальчиков ( с речевым сопровождением и использованием массажных ковриков). | Пальчики – мальчики Целый день играли. Прыгали как зайчики, А к вечеру устали. |
7. Релаксационная минутка (с элементами музыкотерапии: «Лунная соната» Бетховена; в сочетании с ароматерапией и релаксирующим массажем для кистей и пальцев рук). | Открыть тетради, рассмотреть образцы. Релаксационная минутка. Написать в лоточке с наполнителем слоги (выписанные в тетради). Работа в тетради. Выписать слоги, записать число, тему. Игра: «Какого предмета не хватает?» |
8. Определение наличия звуков «З-С» в словах. | 1.Отгадай загадки. Кого мы встретили в лесу? (поднять карточку с соответствующей буквой) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут её … . Летом серый, А зимой белый. Определи место звука в слове. (поднять карточку с соответствующей цифрой) |
9. Дифференциация звуков в слогах и словах (с элементами психо и миогимнастики). | Проговорить чистоговорки; изобразить повадки животного. (Наденьте маски, «Вокруг себя повернись…») - На полянке в лесу, мы увидели лису. Смотрит рыжая плутовка, нет ли где- нибудь зайчонка. А зайчата: Храбрый зайчик: Сы-зы-сы - не боюсь я лисы. Работа в тетради. Лисичка хвастается, что знает много слов со звуком «С». Помоги зайчику составить слова. Замени С на З.
Запиши слова в два столбика. лиса Лиза сайка зайка роса роза |
Физминутка и упражнения для глаз. |
10. Физминутка с речевым сопровождением. | На поляну, на лужок тихо падает снежок. Улеглись снежинки, белые пушинки. Но подул ветерок, закружился снежок, Пляшут все пушинки, белые снежинки. |
Работа над предложением. |
11. Работа над предложением. | Составить предложения по картинкам. На лугу коза. У Ларисы длинная коса. Объясни значения слов: заносы занозы Вставь пропущенные буквы З – С. На дорогах снежные заносы. У Розы занозы от розы. Поставьте стрелки часов на те картинки, в названия которых есть звуки «З, С». Записать предложение под диктовку. От мороза красный нос. |
Закрепление материала. |
12. Закрепление материала. | -Какие звуки мы сегодня выделяли? Игра «Поймай звук». Хлопни в ладоши если в названии слова есть звуки «С - З». Составление рифмовок. |
13. Задание от Буквоежки. | Выучи к следующему занятию скороговорку со звуками «С*- З*». У Симы и Зины бузина в корзине. |
Итог занятия. |
14. Рефлексия. | - Какое задание было самым трудным? - Какое задание было самым интересным? Всем спасибо, все очень старались! Вова работал чудесно! Лариса - замечательно! Вадим - здорово! Степан – изумительно! А Лёня – настоящий артист! |