Тема: Права свои знай - обязанности не забывай.
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав; воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.
Ход занятия
1. Игра «Имена»
20 ноября – это всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы будем говорить о правах и обязанностях детей.
Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.
2. Интерактивная беседа «Право на имя»
- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
- Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
- Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами Украины. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?
3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира? (Презентация)
На слайдах записаны права. Дети зачитают записи.
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на медицинскую помощь
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право свободно выражать свои взгляды
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
4. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Сценка 2.
Учитель: Коля, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
- Объясните, пожалуйста, Коле в чем он не прав.
Сценка 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
- Разъясните Иванову его права и обязанности.
Сценка 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
- Давайте выведем простые правила взаимообщения:
- Нужно знать свои права.
- Нужно уважать права других людей.
- Нельзя забывать об обязанностях.
5. Дидактическая игра ,,Помоги герою сказки " (закрепить умение детей применять полученные знания на практике)
- ,,У девочки умерла мать, отец женился на женщине с ребёнком и привёл к себе в дом. Мачеха падчерицу не любила и велела мужу отвезти её в чистое поле на мороз, хотя она была хорошей девочкой. Отец поплакал и отвёз родную дочь на мороз ."
(,, Морозко " - право воспитываться в семье, на любовь родителей, заботу о своих детях).
- ,,Жил - был старик, и было у него три сына. Младшего все звали Иванушкой - дурачком. Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился ту кто - то пшеницу мять да топтать. Только Иванушка - дурачок узнал, кто это был"
(,,Сивка - бурка " - право на имя).
- ,,Шли братец Иванушка и сестрица Алёнушка, и видят, около пруда пасётся стадо коров. Братец хотел напиться из копытца, но сестра сказала: ,,Не пей, братец, а то будешь телёночком ".
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).
- ,,Бедную падчерицу заставляли делать самую грязную, тяжёлую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, убирала комнаты мачехи и её дочек, а сама ходила чумазая. Девочка с ног валилась от усталости ".
(,,Золушка" - применение насилия, заставляли заниматься непосильным физическим трудом).
6. Физкультминутка:
Мы права свои все знаем (шагают)
Потому , что изучаем ( ,,часики ")
И себя мы защитим ,
и в обиду не дадим (,,Силачи ")
Будем мы дружить с правами (руки в стороны)
Выполнять обязанности.
Для того, чтоб вместе с вами
Жить в тепле и радости ! (руки вверх, потянуться, опустить)
7. Дидактическое упражнение ,, Сделай как я " - закрепить умение детей рассуждать и называть обязанности, рассматривая картинки :
- ,, Человек родился " - обязанность детей слушаться родителей, любить их.
- ,, На приёме у врача" - следить за своим здоровьем, укреплять его.
- ,, Дети учатся" - хорошо учиться и отлично в школе, радовать родителей своими успехами.
- ,,Дети играют " - убирать за собой ( игрушки, кровать , посуду и т . д . ) , оказывать посильную помощь родителям по дому .
- ,,Дети разных стран" - обязанность не нарушать права других , ,, поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой".
8. ,,Домашнее задание ,,Мои обязанности по дому " (презентация )
9. Итог занятия.
- Ответьте сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека:
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино…
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок…
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица…
10. Подведение итогов (рефлексия)
Учитель: А сейчас мы подарим друг другу свою яркую, счастливую радостную улыбку (дети рисуют улыбку человечку и дарят их друг другу).
Ученик:
Мы на свет родились
Чтобы радостно жить
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить.
Чтобы горе исчезло
Пропала беда.
Чтобы счастливы были
мы с вами всегда!
Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа на тему "Права свои знай - обязанности не забывай. "»
Тема: Права свои знай - обязанности не забывай.
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав; воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.
Ход занятия
1. Игра «Имена»
20 ноября – это всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы будем говорить о правах и обязанностях детей.
Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.
2. Интерактивная беседа «Право на имя»
Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами Украины. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?
3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира? (Презентация)
На слайдах записаны права. Дети зачитают записи.
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
4. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Сценка 2.
Учитель: Коля, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
Сценка 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Сценка 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Нужно знать свои права.
Нужно уважать права других людей.
Нельзя забывать об обязанностях.
5. Дидактическая игра ,,Помоги герою сказки " (закрепить умение детей применять полученные знания на практике)
- ,,У девочки умерла мать, отец женился на женщине с ребёнком и привёл к себе в дом. Мачеха падчерицу не любила и велела мужу отвезти её в чистое поле на мороз, хотя она была хорошей девочкой. Отец поплакал и отвёз родную дочь на мороз ."
(,, Морозко " - право воспитываться в семье, на любовь родителей, заботу о своих детях).
- ,,Жил - был старик, и было у него три сына. Младшего все звали Иванушкой - дурачком. Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился ту кто - то пшеницу мять да топтать. Только Иванушка - дурачок узнал, кто это был"
(,,Сивка - бурка " - право на имя).
- ,,Шли братец Иванушка и сестрица Алёнушка, и видят, около пруда пасётся стадо коров. Братец хотел напиться из копытца, но сестра сказала: ,,Не пей, братец, а то будешь телёночком ".
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).
- ,,Бедную падчерицу заставляли делать самую грязную, тяжёлую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, убирала комнаты мачехи и её дочек, а сама ходила чумазая. Девочка с ног валилась от усталости ".
(,,Золушка" - применение насилия, заставляли заниматься непосильным физическим трудом).
6. Физкультминутка:
Мы права свои все знаем (шагают)
Потому , что изучаем ( ,,часики ")
И себя мы защитим ,
и в обиду не дадим (,,Силачи ")
Будем мы дружить с правами (руки в стороны)
Выполнять обязанности.
Для того, чтоб вместе с вами
Жить в тепле и радости ! (руки вверх, потянуться, опустить)
7. Дидактическое упражнение ,, Сделай как я " - закрепить умение детей рассуждать и называть обязанности, рассматривая картинки :
- ,, Человек родился " - обязанность детей слушаться родителей, любить их.
- ,, На приёме у врача" - следить за своим здоровьем, укреплять его.
- ,, Дети учатся" - хорошо учиться и отлично в школе, радовать родителей своими успехами.
- ,,Дети играют " - убирать за собой ( игрушки, кровать , посуду и т . д . ) , оказывать посильную помощь родителям по дому .
- ,,Дети разных стран" - обязанность не нарушать права других , ,, поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой".
8. ,,Домашнее задание ,,Мои обязанности по дому " (презентация )
9. Итог занятия.
- Ответьте сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека:
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино…
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок…
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица…
10. Подведение итогов (рефлексия)
Учитель: А сейчас мы подарим друг другу свою яркую, счастливую радостную улыбку (дети рисуют улыбку человечку и дарят их друг другу).
Ученик:
Мы на свет родились
Чтобы радостно жить
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить.
Чтобы горе исчезло
Пропала беда.
Чтобы счастливы были
мы с вами всегда!