СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа на тему "Права свои знай - обязанности не забывай. "

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Права свои знай - обязанности не забывай.

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав; воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Ход занятия

1. Игра «Имена»

   20 ноября – это всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы будем говорить о правах  и обязанностях детей.

   Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.

2. Интерактивная беседа «Право на имя»

  • Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
  • А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
  • Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
  • Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами Украины. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?

3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

   Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

   К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

   Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

   Какие же права есть у всех детей мира? (Презентация)

На слайдах  записаны права. Дети зачитают записи.

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на медицинскую помощь
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право иметь имущество
  • Право свободно выражать свои взгляды
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и воспитание родителями
  •  Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

 

4. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

   У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

  • Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 2.

Учитель: Коля, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

  • Объясните, пожалуйста, Коле в чем он не прав.

Сценка 3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

  • Разъясните Иванову его права и обязанности.

Сценка 4.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

  • Правильно ли рассуждает Петров?
  • Давайте выведем простые правила взаимообщения:
    1. Нужно знать свои права.
    2. Нужно уважать права других людей.
    3. Нельзя забывать об обязанностях.

5. Дидактическая  игра ,,Помоги  герою  сказки " (закрепить  умение  детей  применять  полученные  знания  на  практике)

         -  ,,У  девочки  умерла  мать, отец  женился  на  женщине  с  ребёнком и    привёл  к  себе  в  дом.  Мачеха  падчерицу  не  любила  и велела  мужу отвезти  её  в  чистое  поле на  мороз,  хотя  она  была  хорошей    девочкой. Отец  поплакал и  отвёз  родную дочь на  мороз ."

         (,,  Морозко " -  право воспитываться в  семье, на  любовь родителей,       заботу  о  своих  детях).

                  

         -  ,,Жил  -  был  старик,  и  было  у  него  три  сына.  Младшего  все  звали           Иванушкой - дурачком. Посеял    раз старик           пшеницу.   Добрая уродилась  пшеница, да  только  повадился ту  кто - то    пшеницу  мять  да        топтать.     Только   Иванушка - дурачок  узнал,  кто  это  был"

         (,,Сивка - бурка "  -  право  на  имя).

       

         -  ,,Шли  братец  Иванушка  и  сестрица  Алёнушка,  и  видят,   около  пруда           пасётся  стадо  коров.  Братец  хотел  напиться  из  копытца, но  сестра     сказала: ,,Не  пей, братец, а  то  будешь  телёночком ".

         (Сестрица  Алёнушка   и  братец  Иванушка).

         -  ,,Бедную  падчерицу заставляли  делать  самую  грязную,  тяжёлую       работу  в  доме:  она  чистила  котлы и  кастрюли,  убирала  комнаты  мачехи  и  её          дочек,  а  сама  ходила  чумазая.  Девочка  с         ног  валилась  от  усталости ".

         (,,Золушка" - применение  насилия,  заставляли  заниматься     непосильным           физическим  трудом).

6.  Физкультминутка:

         Мы  права  свои  все  знаем  (шагают)

         Потому  ,  что  изучаем  ( ,,часики ")

         И  себя  мы  защитим ,

         и  в  обиду  не  дадим  (,,Силачи ")

                           

         Будем  мы  дружить  с правами  (руки  в  стороны)

         Выполнять  обязанности.

         Для  того,  чтоб  вместе  с вами

         Жить  в  тепле и  радости !  (руки вверх, потянуться,  опустить)

7.    Дидактическое  упражнение ,, Сделай  как  я " -  закрепить  умение детей рассуждать  и  называть  обязанности, рассматривая  картинки :

-  ,, Человек  родился  " -  обязанность детей  слушаться  родителей,  любить  их.

-  ,, На  приёме  у  врача"  -  следить  за  своим  здоровьем,   укреплять   его.

-  ,, Дети  учатся"  -  хорошо  учиться  и отлично в   школе,  радовать  родителей  своими  успехами.

-  ,,Дети  играют " -  убирать  за  собой (  игрушки,  кровать ,  посуду и  т . д . ) , оказывать  посильную  помощь  родителям  по дому .

-  ,,Дети  разных стран" -   обязанность  не  нарушать  права  других  , ,,  поступай  с  другими  так, как  бы  ты хотел,  чтобы  поступали  с  тобой".

8. ,,Домашнее  задание  ,,Мои  обязанности  по  дому "  (презентация )

 

9.   Итог  занятия.

- Ответьте сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека:

 

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино…

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок…

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…

Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица…

10. Подведение итогов (рефлексия)

Учитель:  А  сейчас  мы  подарим  друг  другу  свою  яркую, счастливую  радостную  улыбку  (дети  рисуют  улыбку  человечку и  дарят их  друг  другу).

Ученик:

                   Мы  на  свет  родились

                   Чтобы  радостно  жить

                   Чтоб  цветы  и  улыбки

                   Друг  другу  дарить.

                   Чтобы  горе  исчезло

                   Пропала  беда.

                   Чтобы  счастливы  были

            мы  с  вами   всегда!    

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа на тему "Права свои знай - обязанности не забывай. "»

Тема: Права свои знай - обязанности не забывай.

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав; воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Ход занятия


1. Игра «Имена»

20 ноября – это всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы будем говорить о правах и обязанностях детей.

Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.



2. Интерактивная беседа «Право на имя»

  • Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

  • А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

  • Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?

  • Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами Украины. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?



3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира? (Презентация)

На слайдах записаны права. Дети зачитают записи.

  • Право на жизнь

  • Право на имя при рождении

  • Право на медицинскую помощь

  • Право на образование

  • Право на отдых и досуг

  • Право иметь имущество

  • Право свободно выражать свои взгляды

  • Право на свободное перемещение

  • Право на заботу и воспитание родителями

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки



4. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

  • Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 2.

Учитель: Коля, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

  • Объясните, пожалуйста, Коле в чем он не прав.

Сценка 3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

  • Разъясните Иванову его права и обязанности.

Сценка 4.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

  • Правильно ли рассуждает Петров?

  • Давайте выведем простые правила взаимообщения:

    1. Нужно знать свои права.

    2. Нужно уважать права других людей.

    3. Нельзя забывать об обязанностях.


5. Дидактическая игра ,,Помоги герою сказки " (закрепить умение детей применять полученные знания на практике)

- ,,У девочки умерла мать, отец женился на женщине с ребёнком и привёл к себе в дом. Мачеха падчерицу не любила и велела мужу отвезти её в чистое поле на мороз, хотя она была хорошей девочкой. Отец поплакал и отвёз родную дочь на мороз ."

(,, Морозко " - право воспитываться в семье, на любовь родителей, заботу о своих детях).

- ,,Жил - был старик, и было у него три сына. Младшего все звали Иванушкой - дурачком. Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился ту кто - то пшеницу мять да топтать. Только Иванушка - дурачок узнал, кто это был"

(,,Сивка - бурка " - право на имя).

- ,,Шли братец Иванушка и сестрица Алёнушка, и видят, около пруда пасётся стадо коров. Братец хотел напиться из копытца, но сестра сказала: ,,Не пей, братец, а то будешь телёночком ".

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

- ,,Бедную падчерицу заставляли делать самую грязную, тяжёлую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, убирала комнаты мачехи и её дочек, а сама ходила чумазая. Девочка с ног валилась от усталости ".

(,,Золушка" - применение насилия, заставляли заниматься непосильным физическим трудом).

6. Физкультминутка:

Мы права свои все знаем (шагают)

Потому , что изучаем ( ,,часики ")

И себя мы защитим ,

и в обиду не дадим (,,Силачи ")

Будем мы дружить с правами (руки в стороны)

Выполнять обязанности.

Для того, чтоб вместе с вами

Жить в тепле и радости ! (руки вверх, потянуться, опустить)

7. Дидактическое упражнение ,, Сделай как я " - закрепить умение детей рассуждать и называть обязанности, рассматривая картинки :

- ,, Человек родился " - обязанность детей слушаться родителей, любить их.

- ,, На приёме у врача" - следить за своим здоровьем, укреплять его.

- ,, Дети учатся" - хорошо учиться и отлично в школе, радовать родителей своими успехами.

- ,,Дети играют " - убирать за собой ( игрушки, кровать , посуду и т . д . ) , оказывать посильную помощь родителям по дому .

- ,,Дети разных стран" - обязанность не нарушать права других , ,, поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой".

8. ,,Домашнее задание ,,Мои обязанности по дому " (презентация )



9. Итог занятия.

- Ответьте сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека:



Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино…



Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок…



Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…



Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…



Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица…



10. Подведение итогов (рефлексия)

Учитель: А сейчас мы подарим друг другу свою яркую, счастливую радостную улыбку (дети рисуют улыбку человечку и дарят их друг другу).

Ученик:

Мы на свет родились

Чтобы радостно жить

Чтоб цветы и улыбки

Друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло

Пропала беда.

Чтобы счастливы были

мы с вами всегда!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!