Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г.Гулькевичи
Номинация конкурса: Конспект занятия логопеда.
сенсорно-интегративной логотерапии.
Индивидуальное логопедическое занятие предназначено для детей в возрасте 4-5 лет, имеющих умственную отсталость легкой формы или умственную отсталость в умеренной форме в более старшем возрасте с ОНР 1 уровня. С помощью занятий с использованием метода сенсорной интеграции дети с нарушениями в развитии легче познают новое, появляется потребность подражать сначала действию, а затем слову взрослого, они учатся фиксировать взгляд на лице взрослого, внимательно слушать чужую речь, в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением.
Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое развитие, активно используются на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях различные виды сенсорных игр и упражнений. Целесообразным включить в работу помимо «традиционных» зрительного, слухового, тактильного анализаторов также обонятельный и вкусовой, что также будет способствовать возникновению устойчивых ассоциативных связей в головном мозге. Дополнительные перцептивные действия ребенка в процессе занятий (попробовать на вкус, облизнуть, угадать по запаху) обеспечивают эмоциональный отклик детей, наполняют занятие эмоциональной экспрессией, обогащают представления о предмете или явлении, делают их более точными и полными.
Ф.И.О. учителя-логопеда | Грицаенко Наталия Александровна, МБДОУ д/с №8 | Возрастная группа | Разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ЦНС. | Форма организации, количество обучающихся | Индивидуальное занятие, 1 ребенок. | Тема занятия | Фрукты. | Используемые технологии и методики | Метод сенсорно-интегративной логотерапии. | Цель занятия | Формирование коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи. | Задачи | Коррекционно-образовательные | Коррекционно-развивающие | Коррекционно-воспитательные | 1. Учить фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «дай», «на», «возьми», понимать и использовать предлоги «на», «под». 2. Уточнить и расширить знания ребенка о фруктах. | 1.Развивать подражательную способность ребенка действию, звуку. 2.Развивать общую и мелкую, артикуляционную моторику ребенка. 3.Развивать слуховое внимание ребенка. 4.Развивать понимание к речи. | 1.Воспитывать у ребенка потребность в речевом высказывании с целью общения. | Оборудование | Игрушка «Ёжик»; поднос с яблоком, грушей, бананом, лимоном, апельсином; кусочки банана одинакового размера, толстые кружки лимона и апельсина; кусочки сушеного банана; картинки: лимон-лимоны, яблоко-яблок, груша-груши, банан-бананы; разрежные картинки «Фрукты»; лист бумаги, карандаши. | Ход занятия. |
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
I.Вводный (организационный момент) | Приветствие. Упражнение «Что это?». —В гости к детям пришел Ежик. Мы по садику гуляли, Фрукты с дерева срывали, Поскорее посмотри, сорвали, назови. Показать по очереди яблоко, грушу, лимон, банан. - Что это? (Это яблоко (груша, лимон, банан).) - Что это все вместе? (Это фрукты.) | Ребенок собирает фрукты, пытается их называть. | Положительный эмоциональный настрой. |
Актуализация знаний. Дифференциация единственного и множественного числа существительных. Активизация слов, доступных по слоговой структуре. | Упражнение «Покажи и скажи». Попросить ребенка рассмотреть предметные картинки, показать и дать полные ответы: - Где яблоко? Где яблоки? (Вот яблоко. Вот яблоки.) - Где груша? Где груши? (Вот груша. Вот груши.) - Где лимон? Где лимоны? (Вот лимон. Вот лимоны.) - Где банан? Где бананы? (Вот банан. Вот бананы.) | Ребенок подражает действиям педагога. | Самостоятельное обобщение. |
II Основной этап. Открытие детьми нового знания. Знакомство с предлогами «на», «под». | Работа с предлогами «на», «под». Будем строить фруктовые башенки. Вот банан. Вот лимон. Положи банан НА (выделяем голосом) лимон. Положи лимон ПОД банан. Мне нравиться твоя башня. | Ребенок совместно с педагогом строит башенки из кусочков банана и лимона, чередуя их в разной последовательности. | Совместная деятельность. |
Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. | «Толстое яблоко» - надувание щек. «Кислый лимон» - наморщивание лба, затем облизывание кружка лимона по кругу. «Сладкий апельсин» - улыбка губами, не обнажая зубы, затем облизывание кружка апельсина по кругу. «Превращение банана» - проведение языком по банану, находящемуся перед лицом ребенка в вертикальном положении вверх-вниз, удерживание улыбки, пережевывание сушенного банана. | Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики. | Самостоятельное применение полученных знаний на практике. |
Физ. минутка. | Мы по садику гуляем, Водят хоровод. Фрукты с дерева срываем. Сжимаем и разжимаем пальчики. К дереву мы подойдем, Фрукты с дерева сорвем. Поднимаемся на носки и тянем руки вверх. Фрукты с дерева сорвем Сжимаем пальчики. И в корзинку отнесем. Наклоняемся вниз. Все домой мы отвезем. Топаем ногами. | Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом. | Положительный эмоциональный настрой, физическая активность. |
Самостоятельное применение нового знания на практике. | Игра «Угости ежика» (разрезные картинки). Предложить ребенку поздороваться с ежиком и угостить его фруктами. — На, ежик, яблоко. — На, ежик, грушу. И т.д. Рисование «Яблоки». Предложить нарисовать для ежика красное и желтое яблоки. Прием рисования — круговые движения руки. При необходимости логопед помогает ребенку. | Ребенок собирает разрезные картинки. Рисование яблока круговыми движениями руки. | Самостоятельное применение полученных знаний на практике. |
III. Заключителный этап. Рефлексия. | Подведение итогов деятельности. Положительная оценка деятельности ребенка. Подарки от Ежика. | Ребенок делится своими впечатлениями. | Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность. |