Конспект индивидуального логопедического занятия во 2ом классе по теме: «Дифференциация звуков [Л] - [ЛЬ] в словах, словосочетаниях и предложениях».
Тема: дифференциация звуков [Л] - [ЛЬ] в словах, словосочетаниях и предложениях.
Тип: Закрепление.
Цель: дифференциация звуков [Л] - [ЛЬ].
Задачи:
Образовательные:
закреплять умение дифференцировать звуки [Л]-[ЛЬ] в словах, словосочетаниях, предложениях;
продолжать учить определять место звука в слове;
определять главное и зависимое слово.
Коррекционно - Развивающие:
Воспитательные:
воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
воспитание положительной мотивации к учебной деятельности;
воспитать контроль за собственной речью.
Оборудование: настенное зеркало, словарная дорожка, флажки зеленого и синего цветов, карточка с заданиями, простой карандаш.
Ход занятия
Организационный момент.
Вступительная беседа.
Учитель – логопед:
- Здравствуй! Проходи, присаживайся. Сегодня на занятии мы будем правильно произносить и различать звуки [Л] - [ЛЬ]. Для начала выполним упражнения.
Основной этап.
Артикуляционная гимнастика.
Задача: развитие подвижности губ, укрепление мышц языка.
Выполняется перед зеркалом.
Учитель – логопед:
Упражнение «Забор. Упражнение «Окно». Упражнение «Лопатка». Упражнение «Маятник». Упражнение «Парус». Упражнение «Маляр». Упражнение «Качели». Упражнение «Грибок». Упражнение «Лошадка» - Молодец.
Дыхательная гимнастика «Ветер»
- Подуй на ватку, меняя силу выдоха – от сильного к слабому и наоборот.
Физкультминутка «Пальчики здороваются»
- Выделить из цепочки слогов и назвать слог со звуком [л'].
Ло-ли-лу-ла | ло-лы-ла-лу |
Ла-ля-ло-лу | ло-ла-ли-лу |
Лу-ла-ли-ло | ли-ла-лу-ло |
Лу-лё-ла-лы | ла-ло-лё-лу |
Лы-ли-ло-ла | |
Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются» (пальцы ведущей руки поочередно соприкасаются с большим пальцем).
Работа на уровне слова. (Развитие фонематического восприятия)
Выделение слова со звуком Л-ЛЬ из ряда слов.
- Сейчас я тебе буду говорить слова, в которых слышится Л и ЛЬ. Если в слове слышится мягкий звук ЛЬ, ты подними зелёный флажок, а если твёрдый звук Л – синий флажок.
Примерные слова: мел, мель, моль, кол, угол, уголь, укол, лодка, лёд, люк, лук, лён, лыжи, липа.
- Я тебе покажу словарную дорожку, давай пройдем её.
Работа на уровне словосочетаний.
Повтори словосочетания.
- Повтори за мной словосочетания:
Голубой лён, летние каникулы, белая лилия, хлебная палатка, голодный теленок, длинная палка.
Прочитай словосочетания. Карточка. Пыльная лампа, любимое платье, золотая медаль, атласная лента, кислый лимон, длинная чёлка.
- Составь словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика:
Тёплые вафли
Сладкие валенки
Тёплое малина
Спелая слон
Сильный лето
- Ты все правильно подобрал!
6. Работа на уровне предложений.
Повтори предложения.
- Повтори за мной предложения:
Лида купила хлеб. Мила ела лепёшку.
Глеб купил тёплое одеяло. Юля поила молоком телёнка.
Полина надела своё любимое платье.
Закрепление звуков [л] - [л'] в предложении. Карточка. Упражнение "Исправь предложение". (Логопед объясняет, что нужно найти и исправить ошибку)
- Халат надел маму. (Мама надела халат)
- Флажок махал Лёвой. (Лёва махал флажком)
- Стол поставили на лампу. (Лампу поставили на стол)
III. Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу. С какими звуками мы сегодня работали? Правильно. Какое задание было сложным? Молодец. Досвидания!
Карточка №1.
Прочитай словосочетания, определи главное и зависимое слово, выдели их, задай вопрос от главного слова к зависимому:
Любимое платье, пыльная лампа, атласная лента, золотая медаль, кислый лимон, длинная чёлка.
Карточка №2.
Составь словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика:
Тёплые лето
Сладкие слон
Тёплое малина
Спелая валенки
Сильный вафли
Вставь пропущенные буквы в словосочетаниях.
По…езный …имон, с…адкие апе…сины, зе…ёный …уг, бе…ые …епестки, бо…шой у…ов, зо…отая меда…, хо…одный …ивень.
Карточка №3.
Упражнение «Исправь предложение». Прочитай предложение и исправь его.
Халат надел маму.
Флажок махал Лёвой.
Стол поставили на лампу.
Д\з
Упражнение "Исправь предложение".
У голубого платья есть кукла. Ладони вымыли Ладу мылом.