Конспект индивидуального логопедического занятия
Подготовительный этап к постановке звука [с]
Цели:
Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звука [с].
Выработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука [с].
Выработка длительной направленной воздушной струи.
Развитие мелкой моторики.
Развитие внимания, памяти.
Оборудование: зеркало; карандаш; ватный шарик; маленький шарик; развивающая игра «Подбери по смыслу».
Ход занятия:
Организационный момент
Инструкция: Здравствуй! Какое у тебя настроение? Сегодня будем с тобой выполнять упражнения для твоего язычка, чтобы он был у тебя сильным и послушным. Но прежде, чем мы приступим к упражнениям для твоего язычка, мы разомнем твои пальчики, чтобы они тоже были послушными и ловкими.
Пальчиковая гимнастика:
А) «Пальчики здороваются» - соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.), а затем «Крепкое рукопожатие» - надавливание подушечек пальчиков.
Б) «Солнечные лучи» - разжимание пальцев, не расцепляя «замка».
В) Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
Г) Маленький шарик положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
2. Уточнение акустику-артикуляционных характеристик звука [с], выработка артикуляционного уклада и длительной направленной воздушной струи.
Артикуляционная гимнастика:
А) «Улыбка»
Б) «Заборчик» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
В) «Научим язычок слушаться» - приоткрыть рот, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить «пя, пя, пя» на одном выдохе.
Г) «Широкий язык» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык на губе, так, чтобы края касались уголков рта. Губу не подворачивать, не напрягать. Удерживать так язычок под счет до 5.
Д) «Почистим зубки» - Улыбнуться и поводить языком по внутренней стороне нижних зубов из стороны в сторону, потом вверх-вниз.
Е) «Язычок силач» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, язык упирается в зубы. Напрягать язык под счет до 5.
Ж) «Загнать мяч в ворота» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произносить длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
З) «Сдуй снежинку» - улыбнуться, положить широкий передний края языка на нижнюю губу и, как бы длительно произносить звук [ф], сдуть ватный шарик – «снежинку» с ладони.
3. Развитие внимания, памяти.
Игра «Подбери по смыслу».
Инструкция: навози все предметы, нарисованные в игре. Подбери парную картинку по смыслу к каждому предмету на больших картах и объясни, почему они подходят друг другу.
4. Итог занятия
Мы с тобой сегодня занимались, ты выполнял все правильно, был внимательным, молодец!