-Что вы можете сказать о согласных? - Согласные нельзя пропеть. При произнесении воздух встречает препятствия. Усвоение новых знаний и способов действий. -Отгадайте загадку: Круглый, гладкий, как арбуз… Цвет — любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит за облака. Воздушный шар. Слайд 3. Выполним слого-звуковой анализ слова шар и составим схему. Сколько слогов в слове шар? – 1 слог. Нужно ли определять, куда падает ударение, если в слове 1 слог? – Нет -Ша-р. Что слышим вначале слова? - Слог-слияния ша. -Какой звук слышим первым? - ш Какой он согласный или гласный? - согласный. Звонкий или глухой? – глухой. Твёрдый или мягкий? – твердый. Каким цветом обозначим на схеме звук [ш]? – синим. -Какой звук слышим после звука [ш]? – А. Какой он? – гласный. Каким цветом обозначим на схеме? – красным. -Какой звук слышим в конце слова? Какой он, гласный или согласный? каким цветом обозначаем? - Отгадайте вторую загадку: Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? ...карандаш. Слайд 4. -Сколько слогов в слове карандаш? -На какой слог падает ударение? -Какой звук слышим последним? Дайте его характеристику. - Звук [ш]. Согласный, глухой, твёрдый. Совместное открытие нового знания. Отгадайте загадку: Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей Ты знаком, конечно, с ней? (Машина) Слайд 5. Давайте сделаем звуко-буквенный анализ. Какая опасность встретилась? - Посмотрите на экран, давайте прочтём слоги со звуком [ы], [и]. - А звук [ш] с каким звуком употребляется? - Послушайте историю и скажите, почему [ш] дружит с [и], а с [ы] - нет. «Звук [ш] был сильным и крепким рыцарем. Он мечтал встретить прекрасную нежную принцессу, поэтому [ы] - железная и строгая - ему не понравилась, а понравилась ласковая [и]. Они были очень счастливы вместе, потому что сильный всегда должен быть рядом со слабым и защищать его». - Давайте же объясним дружбу звуков [ш] и [и]. Так как пишется слово машина? - И было бы хорошо, если б наши мальчики так же всегда были рядом с девочками и защищали их. - Так что мы должны запомнить о сочетании ШИ? Слайд 6. ШИ пиши с буквой И Читаем хором.
Первичное закрепление. Узнайте сочетание ШИ. Если услышите в слове сочетание ШИ, хлопните в ладоши: Шёпот, камыши, шило, шалун, шина, кошка, тишина, шесть. Подскажите словечко, объясните его правописание. - Кот живёт у нас на крыше, А в чулане жили ...(мыши) Не поедет без бензина Ни автобус, ни ...(машина) Чтение слов и слогов по учебнику. Откройте учебники на странице 47. Работа в тетрадях. Откройте тетрадки. подчеркните в словах сочетание ШИ. Ши-на ма-ши-на шиш-ки Ши-ла су-ши-ла мы-ши На-щи су-ши ма-лы-ши Слайд 7. Проверка. Прописываем слоги: Ша, Шо, Шу, Ши Итог. - Покажите с помощью мимики, понравился ли вам урок. - Что понравилось? - Что удивило? - Что было самое интересное? - А что новое узнали? - А пригодится ли вам это новое знание не на уроке, а в жизни? Где? - А вашим друзьям? А взрослым? - Ребята, сегодня вы поработали дружно, активно, с интересом. Всем спасибо! |