СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к уроку

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Животные.Простейшие".

Педагогическая цель: Раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни

Задачи урока:

Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных, среде обитания представителей класса саркодовых, их строении и жизнедеятельности на примере амебы протей.

Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравни­вать, анализировать, работать с микроскопом.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных за­даний

Тип, вид урока: Урок формирования новых знаний; комбинированный

Просмотр содержимого документа
«Биология 5 класс»

Биология 5 класс

Урок 19

Тема урока: ЖИВОТНЫЕ. ПРОСТЕЙШИЕ

Педагогическая цель: Раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни

Задачи урока:

Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных, среде обитания представителей класса саркодовых, их строении и жизнедеятельности на примере амебы протей.

Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравни­вать, анализировать, работать с микроскопом.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных за­даний

Тип, вид урока: Урок формирования новых знаний; комбинированный

Планируемые результаты (предметные): Учащийся научится использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к простейшим; устанавливать черты сходства и различия у представителей про­стейших; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки простейших животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей простейших в природе и жизни чело­века; будет з'нать существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших животных; основные признаки представителей простейших; значение простейших животных в природе и жизни человека

Личностные результаты: Будут сформированы: навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные -научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесе­ния того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - н а у ч и т с я : устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориен­тироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказы­вания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск ин­формации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины: Простейшие, одноклеточные, амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, малярийный плазмодий

Образовательные ресурсы:

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала.

- Какое значение имеют растения для животных? (Мес­то обитания и пища.)

- В зависимости от значения в жизни человека на ка­кие группы делят растения? (Дикорастущие и куль­турные. Культурные, в свою очередь, делят на пище­вые, кормовые, технические, декоративные, лекар­ственные.)

- Чем дикие растения отличаются от культурных? (Дикие растения не нуждаются в заботе и уходе че­ловека.)

- Какие особенности в строении и жизнедеятельности растения мы можем выявить? (Они сами создают питательные вещества, могут расти в течение всей жизни, неподвижны.)

- Для чего человек выращивает декоративные расте­ния? Какую функцию они выполняют? (Для украше­ния домов, квартир, парков.)

- Какие растения человек использует для получения лекарств? (Лекарственные, к ним относят: шалфей, зверобой, ромашку, мать-и-мачеху, подорожник и др.)

2. Работа с тестом с.68 «Значение растений в природе и жизни человека»

III.Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока

Вводная беседа.

Ребята, вспомните, на какие царства делятся все живые организмы? ( царства Бактерии, грибы, растения и животные)

  • На предыдущих уроках мы с вами познакомились с царством Бактерий, царством Грибов, Растений, определили особенности их строения и жизнедея­тельности. Сегодня приступаем к изучению другого царства, и я думаю, что вы уже догадались, о каком царстве идет речь. (Отв.детей)

  • Это царство животных. Среди жи­вотных встречаются как одноклеточные, так и много­клеточные формы: от микроскопических, которых не видно вооруженным глазом, до 25-30 м в длину.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

  • Тема урока: «Животные. Простейшие». Мы позна­комимся с особенностями строения и жизнедеятель­ности царства животных. Сегодня на уроке перед нами стоит не простая, но очень интересная задача - познакомиться с особенностями строения и образом жизни одноклеточных животных, научиться находить сходства и различия в строении и передвижении од­ноклеточных животных

IV. Усвоение новых знаний и способов действий Работа с учебником и ЭОР

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учеб­ник. Обращает внимание на вопросы экологии (бе­режное отношение к природе):

  • На земном шаре насчитывается около 2 млн видов животных. Они встречаются повсюду – в воде, в воздухе, почве, в телах растений и других животных. Одних животных, например, простейших, можно увидеть только в микроскоп. У таких гигантов, как киты, длина тела достигает 27 м, а масса – 190кг.

- Что же объединяет всех животных? Давайте вспомним, как они питаются? (отв.детей)

Животные едят растения, грибы, других животных, т.е. они потребители, и не могут создавать необходимые для жизни органические вещества, как это делают растения. Животные питаются готовыми органическими веществами. В поисках пищи, спасаясь от врагов, большинство животных передвигаются: ползают, бегают, прыгают, летают и т.д. Способность к активному передвижению – еще один признак, характерный для большинства животных

- Царство животных, исходя из строения организма, можно разделить на два подцарства: одно­клеточные и многоклеточные.

- Какие вы знаете одноклеточные растения? (Хлами­домонада, спирогира.)

- А известны ли вам одноклеточные животные и какие?

- Свое знакомство с одноклеточными животными мы начнем с простейших.

- Как вы думаете, почему их называют простейшие ( или одноклеточные)? (отв. детей) Потому что одноклеточные состоят из одной клетки.

- Простей­шие имеют микроскопические размеры. Клетка простейшего, в отличие от бактерии, содержит одно или несколько ядер. Самых крупных представителей этой группы животных можно увидеть невооруженным глазом как крошечную точку.

- Обязательным условием существования простей­ших является наличие жидкой среды: они обитают в пресных и соленых водоемах, почве. Внешний вид их очень разнообразен. В зависимости от среды обитания простейшие могут быть покрыты скелетом, тело других заключено в раковины, третьи не имеют постоянной формы тела. Название «простейшие» весьма обманчиво, ведь тело одноклеточных имеет сложное строение, они представляют собой целостный организм способный двигаться, самостоятельно питаться. Для них характерны все свойства живых организмов. Давайте их перечислим. (Дыхание, обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, питание, рост.)

2. Работа с текстом учебника с..92-93

- Как же питаются простейшие? Об этом вы узнаете, прочитав 1 абзац на с.92 учебника

- Прочитайте второй абзац текста и ответьте на вопрос: где обитают простейшие?

- Какую роль они играют в природе?

- Прочитайте, какие животные относятся к представителям простейших? (амеба обыкновенная, инфузория туфелька, малярийный плазмодий).

У амебы движение осуществляется с помощью лож­ноножек (псевдоподий). У инфузории-туфельки дви­жение осуществляется с помощью ресничек.

Амеба обыкновенная и инфузория-туфелька - пред­ставители простейших. Амеба не имеет постоянной формы тела в отличие от инфузории-туфельки.

2.Самостоятельная работа.

1)Чтение сведений в учебнике на с.92-93

1.1Амеба

1.2.Инфузория туфелька

    1. Малярийный плазмодий

Задание 2.Выпишите значение простейших в природе и жизни человека.

Контролирует выполнение работы, обобщает ответы учащихся:

  • Амебы обитают в пресных водоемах, питаются во­дорослями и сами являются пищей для более круп­ных животных.

  • Некоторые простейшие очищают водоемы.

  • Некоторые представители инфузорий обитают в желудке жвачных животных, помогая им перевари­вать клетчатку.

  • Малярийный плазмодий вызывает заболевание - малярию.

  • В природе встречается также большое количество других простейших. Одним из самых известных пред­ставителей является дизентерийная амеба, вызываю­щая расстройство пищеварения, обезвоживание и сла­бость. Заболевание называется амебная дизентерия

V.Первичное закрепление изученного материала.

  • Какие особенности строения характерны для про­стейших?

  • Почему простейших называют клетками-организ­мами?

  • Какую роль простейшие играют в природе?

  • -Назовите представителей простейших

VI. Рефлексия учебной деятельности

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Какие затруднения у вас возникли в процессе рабо­ты на уроке?

Что было самым важным на уроке?

VII. Подведение итогов

Отметить степень вовлеченности учащихся в работу на ypoкe. Оценить работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Домашнее задание: Изучить параграф 19 ( с. 91-93), РТ №134 на с.58




Просмотр содержимого презентации
«db012b3104367435649abc2ecd514511»

Цель урока:

Цель урока:

  • Изучить простейших – обитателей различных водоемов
Основные сведения

Основные сведения

  • Размеры : 0,1 мм – 0,5 мм
  • Местообитани е : ил на дне прудов, загрязненные водоемы
  • Движение : при помощи псевдоподий(ложноножек)
Питание: обтекание добычи при помощи псевдоподий и заключение в пищеварительные вакуоли. Объекты питания: бактерии, одноклеточные водоросли, мелкие простейшие.
  • Питание: обтекание добычи при помощи псевдоподий и заключение в пищеварительные вакуоли.
  • Объекты питания: бактерии, одноклеточные водоросли, мелкие простейшие.

Просмотр содержимого презентации
«Животные»

Животные

Животные

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Стр. 52-56, упр. 1-6 стр.34-36 в печатной тетради
Фауна

Фауна

Общие признаки животных Гетеротрофы Двигаются Развиты органы чувств Сложные взаимоотношения между собой и с окр. средой Заняли все среды обитания и тела других организмов

Общие признаки животных

  • Гетеротрофы
  • Двигаются
  • Развиты органы чувств
  • Сложные взаимоотношения между собой и с окр. средой
  • Заняли все среды обитания и тела других организмов

Работа в группах

Работа в группах

  • 1 гр. Одноклеточные животные ( стр. 52-53 )
  • 2 гр. Многоклеточные животные ( стр. 53-55 )
  • 3 гр. Влияние природы на животных ( стр. 55)
Простейшие

Простейшие

Раковинные простейшие

Раковинные простейшие

Простейшие в кишечнике животных

Простейшие в кишечнике животных

Многоклеточные животные

Многоклеточные животные

Роль животных в природе

Роль животных в природе

Роль животных в природе

Роль животных в природе

Влияние природы на животных

Влияние природы на животных

Просмотр содержимого презентации
«Царство Животные»

Царство Животные.  ПРОСТЕЙШИЕ

Царство Животные. ПРОСТЕЙШИЕ

АМЁБА

АМЁБА

ИНФУЗОРИЯ ТУФЕЛЬКА

ИНФУЗОРИЯ ТУФЕЛЬКА

МАЛЯРИЙНЫЙ ПЛАЗМОДИЙ

МАЛЯРИЙНЫЙ ПЛАЗМОДИЙ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • Изучить параграф 19 ( с. 91-93),
  • РТ №134 на с.58


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!