Биология 5 класс
Урок 19
Тема урока: ЖИВОТНЫЕ. ПРОСТЕЙШИЕ
Педагогическая цель: Раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни
Задачи урока:
Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных, среде обитания представителей класса саркодовых, их строении и жизнедеятельности на примере амебы протей.
Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, работать с микроскопом.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных заданий
Тип, вид урока: Урок формирования новых знаний; комбинированный
Планируемые результаты (предметные): Учащийся научится использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к простейшим; устанавливать черты сходства и различия у представителей простейших; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки простейших животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей простейших в природе и жизни человека; будет з'нать существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших животных; основные признаки представителей простейших; значение простейших животных в природе и жизни человека
Личностные результаты: Будут сформированы: навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные -научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные - н а у ч и т с я : устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные - научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии
Формы и методы обучения:
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Понятия и термины: Простейшие, одноклеточные, амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, малярийный плазмодий
Образовательные ресурсы:
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала.
- Какое значение имеют растения для животных? (Место обитания и пища.)
- В зависимости от значения в жизни человека на какие группы делят растения? (Дикорастущие и культурные. Культурные, в свою очередь, делят на пищевые, кормовые, технические, декоративные, лекарственные.)
- Чем дикие растения отличаются от культурных? (Дикие растения не нуждаются в заботе и уходе человека.)
- Какие особенности в строении и жизнедеятельности растения мы можем выявить? (Они сами создают питательные вещества, могут расти в течение всей жизни, неподвижны.)
- Для чего человек выращивает декоративные растения? Какую функцию они выполняют? (Для украшения домов, квартир, парков.)
- Какие растения человек использует для получения лекарств? (Лекарственные, к ним относят: шалфей, зверобой, ромашку, мать-и-мачеху, подорожник и др.)
2. Работа с тестом с.68 «Значение растений в природе и жизни человека»
III.Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока
Вводная беседа.
Ребята, вспомните, на какие царства делятся все живые организмы? ( царства Бактерии, грибы, растения и животные)
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с царством Бактерий, царством Грибов, Растений, определили особенности их строения и жизнедеятельности. Сегодня приступаем к изучению другого царства, и я думаю, что вы уже догадались, о каком царстве идет речь. (Отв.детей)
Это царство животных. Среди животных встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные формы: от микроскопических, которых не видно вооруженным глазом, до 25-30 м в длину.
Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:
Тема урока: «Животные. Простейшие». Мы познакомимся с особенностями строения и жизнедеятельности царства животных. Сегодня на уроке перед нами стоит не простая, но очень интересная задача - познакомиться с особенностями строения и образом жизни одноклеточных животных, научиться находить сходства и различия в строении и передвижении одноклеточных животных
IV. Усвоение новых знаний и способов действий Работа с учебником и ЭОР
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе):
На земном шаре насчитывается около 2 млн видов животных. Они встречаются повсюду – в воде, в воздухе, почве, в телах растений и других животных. Одних животных, например, простейших, можно увидеть только в микроскоп. У таких гигантов, как киты, длина тела достигает 27 м, а масса – 190кг.
- Что же объединяет всех животных? Давайте вспомним, как они питаются? (отв.детей)
Животные едят растения, грибы, других животных, т.е. они потребители, и не могут создавать необходимые для жизни органические вещества, как это делают растения. Животные питаются готовыми органическими веществами. В поисках пищи, спасаясь от врагов, большинство животных передвигаются: ползают, бегают, прыгают, летают и т.д. Способность к активному передвижению – еще один признак, характерный для большинства животных
- Царство животных, исходя из строения организма, можно разделить на два подцарства: одноклеточные и многоклеточные.
- Какие вы знаете одноклеточные растения? (Хламидомонада, спирогира.)
- А известны ли вам одноклеточные животные и какие?
- Свое знакомство с одноклеточными животными мы начнем с простейших.
- Как вы думаете, почему их называют простейшие ( или одноклеточные)? (отв. детей) Потому что одноклеточные состоят из одной клетки.
- Простейшие имеют микроскопические размеры. Клетка простейшего, в отличие от бактерии, содержит одно или несколько ядер. Самых крупных представителей этой группы животных можно увидеть невооруженным глазом как крошечную точку.
- Обязательным условием существования простейших является наличие жидкой среды: они обитают в пресных и соленых водоемах, почве. Внешний вид их очень разнообразен. В зависимости от среды обитания простейшие могут быть покрыты скелетом, тело других заключено в раковины, третьи не имеют постоянной формы тела. Название «простейшие» весьма обманчиво, ведь тело одноклеточных имеет сложное строение, они представляют собой целостный организм способный двигаться, самостоятельно питаться. Для них характерны все свойства живых организмов. Давайте их перечислим. (Дыхание, обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, питание, рост.)
2. Работа с текстом учебника с..92-93
- Как же питаются простейшие? Об этом вы узнаете, прочитав 1 абзац на с.92 учебника
- Прочитайте второй абзац текста и ответьте на вопрос: где обитают простейшие?
- Какую роль они играют в природе?
- Прочитайте, какие животные относятся к представителям простейших? (амеба обыкновенная, инфузория туфелька, малярийный плазмодий).
У амебы движение осуществляется с помощью ложноножек (псевдоподий). У инфузории-туфельки движение осуществляется с помощью ресничек.
Амеба обыкновенная и инфузория-туфелька - представители простейших. Амеба не имеет постоянной формы тела в отличие от инфузории-туфельки.
2.Самостоятельная работа.
1)Чтение сведений в учебнике на с.92-93
1.1Амеба
1.2.Инфузория туфелька
Малярийный плазмодий
Задание 2.Выпишите значение простейших в природе и жизни человека.
Контролирует выполнение работы, обобщает ответы учащихся:
Амебы обитают в пресных водоемах, питаются водорослями и сами являются пищей для более крупных животных.
Некоторые простейшие очищают водоемы.
Некоторые представители инфузорий обитают в желудке жвачных животных, помогая им переваривать клетчатку.
Малярийный плазмодий вызывает заболевание - малярию.
В природе встречается также большое количество других простейших. Одним из самых известных представителей является дизентерийная амеба, вызывающая расстройство пищеварения, обезвоживание и слабость. Заболевание называется амебная дизентерия
V.Первичное закрепление изученного материала.
Какие особенности строения характерны для простейших?
Почему простейших называют клетками-организмами?
Какую роль простейшие играют в природе?
-Назовите представителей простейших
VI. Рефлексия учебной деятельности
Что было самым важным на уроке?
VII. Подведение итогов
Отметить степень вовлеченности учащихся в работу на ypoкe. Оценить работу учащихся во время урока, комментирует оценки
Домашнее задание: Изучить параграф 19 ( с. 91-93), РТ №134 на с.58