СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков для 11 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты уроков для 11 класса, помогут учителю быстро и оперативно подготовиться к урокам

Просмотр содержимого документа
«№10»

­­Дата

Класс

19.11.18.

11

Учитель: Малинина Е.В. БИОЛОГИЯ

Урок №10. Наследование признаков у человека.

Цель: усвоить характеристику наследственной изменчивости, генетические основы мутации и комбинативной изменчивости, сформулировать знания о типах мутаций и частоте их появления, значении мутаций.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник для 11 класса, таблицы.


Ход урока


I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

1. Что называют неаллельными генами?

2. Какие виды взаимодействия неаллельных генов Вы знаете? (дополнительное (комплементарное) взаимодействие, эпистаз и полимерное действие генов).

3. Опишите понятие комплементарного взаимодействия неаллельных генов.то такой тип взаимодействия неаллельних генов, когда один доминантный ген дополняет действие другого неаллельного доминантного гена, и они вместе определяют новый признак, который отсутствует у родителей. Причём соответственный признак развивается только в присутствии обоих неаллельних генов).

4. Что называют эпистазом? Это вид взаимодействия неаллельных генов, при котором один ген подавляет (не даёт проявиться в фенотипе) другой ген.

5. Полимерное значение генов, его характеристика. (Это вид взаимодействия двух и более неаллельных генов, доминантные аллели которых однозначно влияют на развитие одного и того же признака).

8. Понятие цитоплазматической наследственности.

Деятельность обучающихся: слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников.

III. Изучение нового материала

Учащиеся самостоятельно ознакамливаются с содержанием параграфа 30, составляют таблицу.

ФИЗМИНУТКА

Обсуждение таблицы.


Деятельность обучающихся: воспринимают информацию, сообщаемую учителем; запонляют схему, таблицу. Выдвигают свои предположения.


IV. Закрепление изученного материала

Учитель устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением половых клеток и их функциями.

1. В чём заключается суть генеалогического метода изучения наследственности человека?

2. Чем монозиготные близнецы отличаются от дизиготных?

VII. Домашнее задание

§30 учить, отвечать на вопросы в конце параграфа; учить конспект.

VIII. Рефлексия.

  1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Какие были трудности?





Просмотр содержимого документа
«№11»

­­Дата

Класс

26.11.18.

11

Учитель: Малинина Е.В. БИОЛОГИЯ

Урок №11. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция.

Цель: сформировать знания   о методах селекции растений, животных и микроорганизмов; углубить знания основ наследственности; продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать; сформировать уважительное отношение к труду ученых-селекционеров на примере научной деятельности Н.И Вавилова.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник для 11 класса, таблицы.


Ход урока


I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

1. Что называют неаллельными генами?

2. Какие виды взаимодействия неаллельных генов Вы знаете? (дополнительное (комплементарное) взаимодействие, эпистаз и полимерное действие генов).

3. Опишите понятие комплементарного взаимодействия неаллельных генов.то такой тип взаимодействия неаллельних генов, когда один доминантный ген дополняет действие другого неаллельного доминантного гена, и они вместе определяют новый признак, который отсутствует у родителей. Причём соответственный признак развивается только в присутствии обоих неаллельних генов).

4. Что называют эпистазом? Это вид взаимодействия неаллельных генов, при котором один ген подавляет (не даёт проявиться в фенотипе) другой ген.

5. Полимерное значение генов, его характеристика. (Это вид взаимодействия двух и более неаллельных генов, доминантные аллели которых однозначно влияют на развитие одного и того же признака).

1) Назовите отрасли практического применения генетики.

2) Перечислите основные задачи современной селекции.

3) Какую роль для селекции играет разнообразие исходного селекционного материала?

4) Дайте определение: что такое сорт?

Деятельность обучающихся: слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников.

III. Изучение нового материала

Учащиеся самостоятельно ознакамливаются с содержанием параграфа 30, составляют таблицу.

Селекция (от лат. selectioseligere – отбор) – это наука о методах создания высокопродуктивных сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Все домашние животные и культурные растения произошли от диких предков. Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы называют – одомашниванием. Главным фактором служит искусственный отбор организмов, отвечающий требованиям человека. Первые попытки одомашнивания животных и растений предпринимались еще за 20-30 тыс. лет до н.э. Широкое одомашнивание начинается с 8-6 тыс. до н.э. Именно тогда человек вовлек в культуру подавляющее большинство животных и растений.

В результате многочисленных экспедиции, организованных Н.И.Вавиловым в самые отдаленные уголки планеты, была собрана уникальная, самая крупная в мире коллекция разнообразных культурных растений. Предком домашней собаки был волк. Родоначальником крупного рогатого скота был бык – тур, домашней овцы – муфлоны, лошадь – тарпана, свиньи- дикий кабан, домашняя кошка – дикая кошка, домашняя курица – красная курица джунгли.

Задачи современной селекции

- Создание новых и совершенствование старых сортов, пород и штаммов с хозяйственно-полезными признаками.

- Создание технологичных высокопродуктивных биологических систем, максимально использующих сырьевые и энергетические ресурсы планеты.

- Повышение продуктивности пород, сортов и штаммов с единицы площади за единицу времени.

- Повышение потребительских качеств продукции.

- Уменьшение доли побочных продуктов и их комплексная переработка.

- Уменьшение доли потерь от вредителей и болезней.

Структура современной селекции

Учение о современной селекции было нашим выдающимся соотечественником – агрономом, ботаником, географом, путешественником, всемирно признанным авторитетом в области генетики, селекции, растениеводства, иммунитета растений, крупным организатором сельскохозяйственной и биологической науки – Николаем Ивановичем Вавиловым (1887–1943). Н.И. Вавилов выделил следующие разделы селекции:

1) учение об исходном сортовом, видовом и родовом потенциалах;

2) учение о наследственной изменчивости (закономерности в изменчивости, учение о мутациях);

3) учение о роли среды в выявлении сортовых признков (влияние отдельных факторов среды,  учение о стадиях в развитии растений применительно к селекции);

4) теория гибридизации как в пределах близких форм, так и отдаленных видов;

5) теория селекционного процесса 

6) учение об основных направлениях в селекционной работе, таких, как селекция на иммунитет, на физиологические свойства (холодостойкость, засухоустойчивость, фотопериодизм), селекция на технические качества, химический состав;

7) частная селекция растений, животных и микроорганизмов.

ФИЗМИНУТКА

Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений

Учение об исходном материале является основой современной селекции. Исходный материал служит источником наследственной изменчивости – основы для искусственного отбора. Н.И. Вавилов установил, что на Земле существуют районы с особенно высоким уровнем генетического разнообразия культурных растений, и выделил основные центры происхождения культурных растений (первоначально Н.И. Вавилов выделил 8 центров, но затем сократил их число до 7). Для каждого центра установлены характерные для него важнейшие сельскохозяйственные культуры.

1. Тропический центр – включает территории тропической Индии, Индокитая, Южного Китая и островов Юго-Восточной Азии. Не менее одной четверти населения земного шара до сих пор живет в тропичес­кой Азии. В прошлом относительная населенность этой территории была еще более значительной. Из этого центра ведет начало около одной трети возделываемых в настоящее время растений. Это родина таких растений, как рис, сахарный тростник, чай, лимон, апельсин, банан, баклажан, а также большого количества тропических плодовых и овощных культур.

2. Восточноазиатский  центр – включает умеренные и субтропические части Центрального и Восточного Китая, Корею, Япо­нию и большую часть о. Тайвань. На этой терри­тории живет примерно также около одной четверти населения Земли. Около 20% всей мировой культурной флоры ведет начало из Восточной Азии. Это родина таких растений, как соя, просо, хурма, многих других овощных и плодовых культур.

3. Юго-западноазиатский центр – включает территории внутренней нагорной Малой Азии (Анатолии), Ирана, Афганистана, Средней Азии и Северо-Западной Индии. Сюда же примыкает Кавказ, культурная флора кото­рого, как показали исследования, генетически связана с Передней Азией. Родина мягких пшениц, ржи, овса, ячменя, гороха, дыни.

Этот центр может быть подразделен на следующие очаги:

а) Кавказский со множеством оригинальных видов пшеницы, ржи и плодовых. По пшенице и ржи, как выяснено сравнительными исследованиями, это наиболее важный мировой очаг их видового происхождения;

б) Переднеазиатский, включающий Малую Азию, Внутреннюю Сирию и Палестину, Трансиорданию, Иран, Северный Афганистан и Среднюю Азию вместе с Китайским Туркестаном;

в) Северо-западноиндийский,   включающий помимо Пенджаба и примыкающих провинций Северной Индии и Кашмира также Белуджистан и Южный Афганистан.

Около 15% всей мировой культурной флоры ведет начало с этой территории. В исключительном видовом разно­образии здесь сосредоточены дикие родичи пшеницы, ржи и различных европейских плодовых. До сих пор здесь можно проследить для многих видов непрерывный ряд от культурных до диких форм, т. е. установить сохранившиеся связи диких форм с культурными.

4. Средиземноморский центр – включает страны, расположенные по берегам Средиземного моря. Этот замечательный географический центр, характеризующийся в прошлом величайшими древнейшими цивилизациями, дал начало приблизительно около 10% видов культурных растений. Среди них такие, как твердые пшеницы, капуста, свекла, морковь, лен, виноград, маслина, множество других овощных и кормовых культур.

5. Абиссинский центр. Общее число видов культурных растений, связанных по своему происхождению с Абисси­нией, не превышает 4% мировой культурной флоры. Абиссиния харак­теризуется рядом эндемичных видов и даже родов культурных растений. Среди них такие, как кофейное дерево, арбуз, хлебный злак тэфф(Eragrostis abyssinica), своеобразное масличное растение нуг (Guizolia ahyssinica), особый вид банана.

В пределах Нового Света установлена поразительно строгая локализация двух центров видообразования главнейших культурных растений.

6. Центральноамериканский центр, охватывающий обширную территорию Северной Америки, включая Южную Мексику. В этом центре можно выделить три очага:

а) Горный южномексиканский,

б) Центральноамериканский,

в) Вест-Индский островной.

Из Центральноамериканского центра ведет начало около 8% различных возделываемых растений, таких, как кукуруза, подсолнечник, американские длинноволокнистые хлопчатники, какао (шоколадное дерево), ряд видов фасоли, тыквенных, многих плодовых (гавайява, аноны и авокадо).

7. Андийский  центр, в пределах Южной Америки, приуроченный к Андийскому хребту. Это родина картофеля, томата. Отсюда ведут начало хинное дерево и кокаиновый куст.

Деятельность обучающихся: воспринимают информацию, сообщаемую учителем; запонляют схему, таблицу. Выдвигают свои предположения.


IV. Закрепление изученного материала

Учитель устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением половых клеток и их функциями.

1. В чём заключается суть генеалогического метода изучения наследственности человека?

2. Чем монозиготные близнецы отличаются от дизиготных?

VII. Домашнее задание

§30 учить, отвечать на вопросы в конце параграфа; учить конспект.

VIII. Рефлексия.

  1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Какие были трудности?





Просмотр содержимого документа
«№12»

­­Дата

Класс

28.11.19.

11-А,Б

Учитель: Бадун В.И.. БИОЛОГИЯ

Урок №12. Биотехнология, её достижения и перспективы развития.

Цель: формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции; продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать; воспитывать общечеловеческие морально-нравственные ценности по отношению к жизни человека, развивать познавательные интересы, профессионально ориентировать, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник для 11 класса, таблицы.


Ход урока


I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

которых однозначно влияют на развитие одного и того же признака).

2) Перечислите основные задачи современной селекции.

3) Какую роль для селекции играет разнообразие исходного селекционного материала?

4) Дайте определение: что такое сорт?

1. В селекционной работе человеку удалось вывести.

а) породу, б) вид, в) особь, г) сорт, д) штамм

2. Какие типы скрещивания применяются при гибридизации животных?

а) мутагенез, б) инбридинг, в) близкородственное,

г) неродственное, биотехнология, е) аутбридинг, ж) полиплоидия.

3. Методы селекции растений.

а) искусственный мутагенез, б) полиплоидия,

в) гетерозис, г) искусственная гибридизация, д) все ответы верны.

4. Обозначив латинской буквой n генотипы исходных форм культурных растений, запишите количество хромосом, которые характерны для полиплоидов.

а) триплоид сахарной свёклы ___

б) пшеница гексаплоидная ____

в) тетраплоидный картофель_____

5. Какой отбор следует применять при селекции гороха?
а) индивидуальный; б) массовый; в) стихийный; г) движущий.

6. Явление гетерозиса, как правило, наблюдается при:
а) искусственном мутагенезе;
б) отдаленной гибридизации;
в) создании генетически чистых линий;
г) самоопылении.

7. Как называется самоопыление перекрестноопыляющихся растений?
а) аутбридинг; б) инбридинг;
в) отдаленная гибридизация; г) анеуполиплоидия.

8. В селекции животных очень редко используется:
а) инбридинг; б) аутбридинг;
в) массовый отбор; г) индивидуальный отбор.


Ответы: 1-а,г,д; 2- б,в,г,е; 3- д; 4- 3n,6n,4n; 5-а; 6-б; 7- б; 8-в.

Деятельность обучающихся: слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников.

  • В 1979 г. из 60 млн. больных сахарным диабетом во всем мире лишь 4 млн. получали препарат инсулина — гормона поджелудочной железы, регулирующего уровень сахара в крови и клетках.

  • Инсулин выделяли из поджелудочных желез забиваемых коров и свиней, что сложно и дорого.

  • Соматотропин представляет собой полипептидную цепь, состоящую из 191 аминокислоты. Он вырабатывается в гипофизе и контролирует рост человеческого тела; его недостаток приводит к карликовости.

  • До развития генной инженерии его выделяли из гипофизов от трупов.

Можно ли было решить эти проблемы традиционными методами?

III. Изучение нового материала

Биотехнология основана на:

  • генетике,

  • молекулярной биологии,

  • биохимии,

  • эмбриологии и клеточной биологии,

  • прикладных дисциплинах — химической и информационной технологиях и робототехнике.


Биологические объекты биотехнологии:

    • микроорганизмы

    • Растительные и животные клетки

    • Части клеток: клеточные мембраны, рибосомы, митохондрии, хлоропласты.

    • биологические макромолекулы как рибонуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), белки - чаще всего ферменты.

    • ДНК или РНК необходима для переноса чужеродных генов в клетки.


Направления биотехнологии:

    • Производство пищевых белков и аминокислот

    • Получение и использование ферментов

    • Получение биологически активных белков и гормонов

    • Получение антибиотиков

    • Производство витаминов В2, В12

    • Биологические методы борьбы с загрязнением окружающей среды

    • создание новых полезных штаммов микроорганизмов, сортов растений, пород животных и т.п.

Современная биотехнология:


ФИЗМИНУТКА

Генная инженерия – это совокупность методов, позволяющих посредством операций вне организма переносить генетическую информацию из одного организма в другой.

  • Цель генной инженерии состоит в получении клеток способных в промышленных масштабах вырабатывать «человеческие» белки; в возможности преодолевать межвидовые барьеры и передавать отдельные наследственные признаки одних организмов другим.( использование в селекции растений, животных) Диагностирование генетических заболеваний, создание ДНК-вакцин, генотерапия заболеваний.

Клеточная инженерия.

Процесс создания клеток нового типа на основе гибридизации, реконструкции и культивирования соматических клеток

Клеточная инженерия. В основе этого ме­тода лежит высокая способность растительных клеток к регенера­ции, в результате чего формируется целое растение из одной клет­ки - это свойство носит название тотипотептности. 


Хромосомная инженерияДанный метод основан на возможности замены некоторых хромосом в геноме одного организма, на сестринские из генома другого организма этого же или близкого вида. К хромосомной инженерии относится и искусственное получение полиплоидных организмов.

Деятельность обучающихся: воспринимают информацию, сообщаемую учителем; запонляют схему, таблицу. Выдвигают свои предположения.

IV. Закрепление изученного материала

Учитель устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением половых клеток и их функциями.

ПОЧЕМУ биотехнология сейчас так актуальна?

– Промышленное производство продуктов питания, в первую очередь, белков и незаменимых аминокислот.

– Повышение плодородия почв, производство биологически активных веществ для нужд сельского хозяйства.

– Производство лекарственных препаратов и биологически активных веществ, повышающих качество жизни людей.

– Использование биологических систем для производства и обработки промышленного сырья.

– Производство дешевых и эффективных энергоносителей (биотоплива).

– Использование биологических систем для утилизации отходов различного характера, биологической очистки сточных вод.

– Создание организмов с заданными свойствами.



VII. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе.

VIII. Рефлексия.

  1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Какие были трудности?





Просмотр содержимого документа
«№19»

­­Дата

Класс

04.02.2019

11

Учитель: Малинина Е.В. БИОЛОГИЯ

Урок №19. Происхождение жизни на Земле. Архей. Протерозой.

Цель: способствовать формированию научной картины мира, изучив хронологию развития живой природы и выделив основные ароморфозы живых организмов, глобальные климатические изменения в архее и протерозое.; воспитывать общечеловеческие морально-нравственные ценности по отношению к жизни человека, развивать познавательные интересы, профессионально ориентировать, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник для 11 класса, таблицы.


Ход урока


I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

– В чём заключается сущность биогенетического закона?

– Чем обусловлена конвергенция?

– О чём свидетельствует наличие гомологичных органов у организма?

– В чём сущность биологического процесса?

– Каковы причины и последствия биологического реграсса?

Деятельность обучающихся: слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников.

III. Изучение нового материала

В криптозое происходили важные эволюционные изменения. Первая эра криптозоя – архейская – началась 4,5 лет назад, т.е. сразу после формирования Земли. В архейскую эру зародилась жизнь. Изначально она была представлена примитивными одноклеточными прокариотами, питавшимися гетеротрофно в анаэробных условиях. Они размножались делением, жили в Мировом океане (который покрывал тогда большую часть суши) и потребляли готовое органическое вещество. Атмосфера и гидросфера тогда были анаэробными и существенно отличались по составу от нынешних.

Ароморфозы архея:

  • Появление фотосинтеза

  • Возникновение эукариотического строения

  • Появление многоклеточности

  • Появление кислородного дыхания

ФИЗМИНУТКА

2,5 миллиарда лет назад архейская эра заканчивается и начинается протерозойская. Происходит глобальная кислородная катастрофа, когда тип атмосферы меняется с окислительной на восстановительную. В протерозое происходит расцвет эукариот и развитие многоклеточных организмов. Впервые появляется половой процесс, что заметно ускорило эволюцию в протерозое, живые существа уже разделяются на царства бактерий, грибов, растений (водорослей) и животных. Среди животных протерозоя сегодня выделяют типы Протисты, Губки, Черви и Членистоногие.

Задание: На основе рассказа учителя и с помощью дополнительной литературы найти ответы на вопросы. Учитель делит класс на 4 группы по 4-6 человек. Каждой группе предлагается выполнить задание с последующим обсуждением.

Группа 1. Карточка №1

  1. Жизнь возникла на Земле много миллионов лет назад. Что представляли собой первые живые организмы? Опишите их, учитывая строение, тип питания, способ дыхания.

  2. Составте схему – кластер «Ароморфозы архея и протерозоя» в рабочей тетради.

Ароморфозы



Архея

Протерозоя

Появление прокариот





Появление полового процесса и многоклеточности

фотосинтез

Появление аэробов

Расцвет эукариот













Группа 2.Карточка№2

  1. Расположите события, происходящие в архее и протерозое, соответствующей порядку их возникновения:

А) появление фотосинтеза

Б) появление прокариот

В) появление многоклеточных водорослей

Г) появление свободного кислорода

Д) появление членистоногих

Е) появление моллюсков

Ж) появление кольчатых червей

Ответ: б, а, г, в, ж, д, е

  1. С чем связана вспышка разнообразия живых организмов в протерозое?

Группа 3. Карточка№3

  1. Как деятельность живых организмов повлияла на изменение геологических оболочек Земли?

  2. Заполните таблицу:

Ароморфозы

Значение

Возникновение:

Клеточного ядра

Фотосинтеза

Полового процесса

Многоклеточного организма


IV. Закрепление изученного материала

Учитель устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением половых клеток и их функциями.

IV. Закрепление изученного материала.

Выполните тестовое задание:

  1. Эра, в течение которой возникла жизнь, нызывается:

    1. Ранний протерозой

    2. Архей

    3. Палеозой

  2. Какая наука является наукой об истории жизни на Земле?

    1. Ботаника

    2. Орнитология

    3. Палеонтология

    4. Зоология

  3. Важнейшим событием архея следует считать:

    1. Накопление в атмосфере кислорода

    2. Появление коацерватов

    3. Образование первых органических соединений

  4. Какими организмами был представлен живой мир в архейскую эру?

    1. Покрытосеменными

    2. Пресмыкающимися

    3. Бактериями

    4. Грибами

    5. Цианобактериями

  5. Какие факты свидетельствуют о том, что жизнь возникла в архее?

    1. Наличие пород органического происхождения – графита, мрамора, известняка

    2. Наличие ископаемых остатков живых организмов

    3. Обнаружение органических соединений в космическом пространстве

VII. Домашнее задание

§48 учить, отвечать на вопросы параграфа

VIII. Рефлексия.

  1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Какие были трудности?





Просмотр содержимого документа
«№2»

­­Дата

Класс

12..09.19.

11

Учитель: Малинина Е.В. БИОЛОГИЯ




Урок №2. Первый и второй законы Г. Менделя. Правило чистоты гамет.

Цель: сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов, познакомить с сущностью первого и второго законов Менделя; способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучение проблем генетики; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник для 11 класса, таблицы.


Ход урока


I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

Для начала давайте вспомним:

  • Что такое генетика?

  • Что называют наследственностью?

  • Что называют изменсивостью?

Деятельность обучающихся: слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников.

III. Изучение нового материала

Учитель объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Обращает внимание на вопросы гигиены. ( посадка, осанка, зрение)

Самостоятельная работа с учебником с. 46 – 47.

Деятельность обучающихся: воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами учебника (с. 46-47). Выдвигают свои предположения.

– Что называют гомозиготой, гетерозиготой, дигетерозиготой, дигомозиготой?

ФИЗМИНУТКА

Решение задач, используя первый и второй законы Г. Менделя.


1. Нормальное растение скрещено с карликовым, первое поколение – нормальное. Определить, какое потомство от самоопыления гибридов первого поколения.

2. Комолые коровы были покрыты таким же быком. В потомстве было получено 62 комолых и 20 рогатых телят. Каковы генотипы телят?

3. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.


4. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Записываем условие задачи, вводя обозначения генов. Решение начинаем с составления схемы скрещивания. Самка обладает доминантным признаком. Она может быть как гомо- (АА), так и гетерозиготной (Аа). Неопределенность генотипа обозначаем А_. Самец с рецессивным признаком гомозиготен по соответствующему гену – аа. Потомки с коричневой окраской меха наследовали этот ген от матери, а от отца – ген голубой окраски, следовательно, их генотипы гетерозиготны. По генотипу коричневых щенков установить генотип матери невозможно. Голубой щенок от каждого из родителей получил ген голубой окраски. Следовательно, мать гетерозиготна (нечистопородна).

Решение.

Р:          Aa х aa
гаметы: (А)   (а)     (а)
F1:        1 Aa : 1 aa ,
Где: А – ген коричневой окраски меха, а – ген голубой окраски меха.

Ответ: генотип самки – Аа, то есть она нечистопородна.

5. Иллюстрированная задача.

1. Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?

2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?

3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

Ответы:

1. Доминирует шаровидная форма плода.

2. Р: аа х АА; F1 : Аа; F2 : 25% АА, 50% Аа, 25% аа.

3. Законы единообразия гибридов первого поколения (I закон Менделя) и закон расщепления (II закон Менделя).


Деятельность обучающихся: воспринимают информацию, сообщаемую учителем; решают задачи. Выдвигают свои предположения.


IV. Закрепление изученного материала

Учитель устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением половых клеток и их функциями.

– Какие законы были открыты Г. Менделем в экспериментах по моногибридному скрещиванию? Дайте их определение.

– Чем гомозиготные особи отличаются от гетерозиготных?

VI. Оценивание.

VII. Домашнее задание

§18 читать, отвечать на вопросы в конце параграфа; учить конспект.

VIII. Рефлексия.

  1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Какие были трудности?





Просмотр содержимого документа
«№20»

­­Дата

Класс

11.02.2019

11

Учитель: Малинина Е.В. БИОЛОГИЯ

Урок №20. Основные события палеозоя и мезозоя.

Цель: способствовать формированию научной картины мира, изучив хронологию развития живой природы и выделив основные ароморфозы живых организмов, глобальные климатические изменения в архее и протерозое.; воспитывать общечеловеческие морально-нравственные ценности по отношению к жизни человека, развивать познавательные интересы, профессионально ориентировать, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник для 11 класса, таблицы.


Ход урока


I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

– В чём заключается сущность биогенетического закона?

– Чем обусловлена конвергенция?

– О чём свидетельствует наличие гомологичных органов у организма?

– В чём сущность биологического процесса?

– Каковы причины и последствия биологического реграсса?

Деятельность обучающихся: слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников.

III. Изучение нового материала

ПАЛЕОЗОЙ (эра древней жизни)

1) Кембрий. Геологические условия: материки низменные, климат умеренный. Самые древние породы с обильными ископаемыми. Растительный мир: морские водоросли. Животный мир: господствуют трилобиты и нлеченогие. Зарождение большинства современных типов животных.

Эра

Период

Геологические условия

Растительный мир

Животный мир

ПАЛЕОЗОЙ (ЭРА ДРЕВНЕЙ ЖИЗНИ)

Кембрий

Материки низменные, климат умеренный. Самые древние породы с обильными ископаемыми

Морские водоросли

Господствуют трилобиты и нлеченогие. Зарождение большинства современных типов животных.

Ордовик

Значительное погружение суши. Климат теплый, даже в Арктике

Вероятно, появляются первые наземные растения. Обилие морских водорослей.

Первые рыбы, вероятно пресноводные. Обилие кораллов и трилобитов. Разнообразные молюски.

Силур

Обширные внутриконтинентальные моря. Низменные местности становятся все более засушливыми по мере поднятия суши

Первые достоверные следы наземных растений. Господствуют водоросли

Господствуют морские паукообразные. Первые (бескрылые) насекомые. Усиливается развитие рыб.

Девон

Внутриконтинентальные моря небольшого размера. Поднятие суши; развитие аридного климата. Оледенение

Первые леса. Наземные растения хорошо развиты. Первые голосеменные

Первые земноводные. Обилие двоякодышащих и акул

Нижний карбон

Климат вначале теплый и влажный, позднее в связи с поднятием суши - более прохладный

Господствуют плауны и папоротникообразные растения. Все шире распространяются голосеменные

Морские лилии достигают наивысшего развития. Распространение древних акул

Верхний и средний карбон

Материки сначала низменные. Обширные болота, в которых образовался уголь

Большие леса семенных папоротников и голосеменных

Первые пресмыкающиеся. Насекомые обычны. Распространение древних земноводных

Пермь

Материки приподняты. Образовались Аппалачские горы. Усиливается засушливость. Оледенение в южном полушарии

Упадок плаунов и папоротникообразных растений

Многие древние животные вымирают. Развиваются звероподобные пресмыкающиеся и насекомые

ФИЗМИНУТКА

КАЙНОЗОЙ (ВРЕМЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ)

Триас

Материки приподняты над уровнем моря. Интенсивное развитие условий аридного климата. Широкое распространение континентальных отложений

Господство голосеменных, уже начинающих клониться к упадку. Вымирание семенных папоротников

Первые динозавры, птерозавры и яйцекладущие млекопитающие. Вымирание примитивных земноводных

Юра

Материки довольно возвышенные. Мелководные моря покрывают некоторую часть Европы и запад США

Увеличивается значение двудольных. Цикадофиты и хвойные обычны

Первые зубатые птицы. Динозавры крупные и специализированные. Насекомоядные сумчатые

Мел

В конце периода образуются Анды, Альпы, Гималаи, Скалистые горы. До этого внутриконтинентальные моря и болота. Отложение писчего мела, глинистых сланцев

Первые однодольные. Первые дубовые и кленовые леса. Упадок голосеменных

Динозавры достигают наивысшего развития и вымирают. Зубатые птицы вымирают. Появление первых современных птиц. Архаические млекопитающие обычны


IV. Закрепление изученного материала

Учитель устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением половых клеток и их функциями.

IV. Закрепление изученного материала.

Отвечать на вопросы параграфа

VII. Домашнее задание

§49-50 учить, отвечать на вопросы параграфа

VIII. Рефлексия.

  1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Какие были трудности?





Просмотр содержимого документа
«№21»

­­Дата

Класс

03.02.2020

11-А

06.02.2020

11-Б

Учитель: Бадун В.И. БИОЛОГИЯ

Урок №21. Кайнозой. Происхождение человека.

Цель: продолжить формирование сущности биологических процессов: развитие жизни на Земле в кайнозое; воспитывать общечеловеческие морально-нравственные ценности по отношению к жизни человека, развивать познавательные интересы, профессионально ориентировать, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник для 11 класса, таблицы.


Ход урока


I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

– В чём заключается сущность биогенетического закона?

– Чем обусловлена конвергенция?

– О чём свидетельствует наличие гомологичных органов у организма?

– В чём сущность биологического процесса?

– Каковы причины и последствия биологического реграсса?

Деятельность обучающихся: слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников.

III. Изучение нового материала

ПАЛЕОЗОЙ (эра древней жизни)

1) Кембрий. Геологические условия: материки низменные, климат умеренный. Самые древние породы с обильными ископаемыми. Растительный мир: морские водоросли. Животный мир: господствуют трилобиты и нлеченогие. Зарождение большинства современных типов животных.

Эра

Период

Эпоха

Геологические условия

Растительный мир

Животный мир

Кайнозой (время млекопитающих)

Третичный

Палеоцен

Распространение архаических млекопитающих

Эоцен

Горы размыты. Внутриконтинентальные моря отсутствуют. Климат теплый


Разнообразные и специализированные плацентарные млекопитающие. Копытные и хищники достигают расцвета

Олигоцен

Материки низменные. Климат теплый

Максимальное распространение лесов. Усиление развития однодольных цветковых растений

Архаические млекопитающие вымирают. Начало развития антропоидов; предшественники большинства ныне живущих родов млекопитающих

Миоцен

Образовались Сиерры и Каскадные горы. Вулканическая активность на северо-западе США. Климат прохладный


Кульминационный период в эволюции млекопитающих. Первые человекообразные обезьяны

Плиоцен

Продолжается поднятие гор на западе Северной Америки. Вулканическая активность

Упадок лесов. Распространение лугов. Цветковые растения; развитие однодольных

Возникновение человека от человекообразных обезьян. Виды слонов, лошадей, верблюдов, сходные с современными


ФИЗМИНУТКА


Четвертичный

Плейстоцен

Повторные оледенения. Четыре ледниковых периода

Вымирание многих видов растений

Вымирание крупных млекопитающих. Зарождение человеческого общества

Современная

Конец последнего ледникового периода. Климат теплый

Упадок древесных форм, расцвет травянистых

Эпоха человека


IV. Закрепление изученного материала

Учитель устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением половых клеток и их функциями.

IV. Закрепление изученного материала.

Отвечать на вопросы параграфа

VII. Домашнее задание

§50 учить, отвечать на вопросы параграфа

VIII. Рефлексия.

  1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Какие были трудности?





Просмотр содержимого документа
«№22»

­­Дата

Класс

25.02.2019

11

Учитель: Малинина Е.В. БИОЛОГИЯ

Урок №22. Кайнозой. Происхождение человека.

Цель: продолжить формирование сущности биологических процессов: развитие жизни на Земле в кайнозое; воспитывать общечеловеческие морально-нравственные ценности по отношению к жизни человека, развивать познавательные интересы, профессионально ориентировать, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник для 11 класса, таблицы.


Ход урока


I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

– В чём заключается сущность биогенетического закона?

– Чем обусловлена конвергенция?

– О чём свидетельствует наличие гомологичных органов у организма?

– В чём сущность биологического процесса?

– Каковы причины и последствия биологического реграсса?

Деятельность обучающихся: слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников.

III. Изучение нового материала

1. Факторы эволюции человека

Биологические факторы эволюции – наследственная изменчивость, естественный отбор, популяционные волны, изоляция и дрейф генов привели, в результате жизни на деревьях, к появлению приматов с их бинокулярным цветным зрением и длинными пальцами.


Приспособление части приматов к жизни на открытых пространствах привело к передвижению на двух ногах, естественный отбор закреплял полезные для новых условий мутации. Выживали те, кто был наиболее приспособлен к прямохождению, освободившиеся руки использовались для сбора и переноса пищи, предметов. Выживали более крупные – им легче защищаться от хищников и они доминируют в группе. Среди австралопитековых стали выживать те, кто научился изготавливать орудия труда, отбор закреплял увеличение головного мозга, изменял руку.


Затем в результате естественного отбора появились человек умелый, затем человек прямоходящий, от которого произошел человек разумный – подвиды человек разумный неандертальский и человек разумный разумный. Человек современного типа вытеснил неандертальцев и стал доминирующим видом на Земле. С появлением человека современного типа биологические факторы эволюции утрачивают свое ведущее значение.


Уменьшается ведущая роль естественного отбора, жизнь в обществе обеспечивает воспитание и передачу накопленного опыта, защиту от животных и непогоды, обеспеченность пищей. За последние 40 000 лет физический облик человека практически не изменился. Но биологические факторы продолжают действовать и в современном мире.


Мутационный процесс продолжает действовать, комбинативная изменчивость распространяет мутации и создает разнообразные комбинации аллей генов, уникальные у каждого организма.































IV. Закрепление изученного материала

На первое место выходят социальные факторы — общественный образ жизни, трудовая деятельность, речь, мышление. Если раньше выживали преимущественно самые сильные, то в условиях коллективной жизни важным фактором эволюции становится альтруизм, забота о ближнем.

Только жизнь в обществе, особенно на ранних стадиях, приводит к развитию речи, трудовых навыков и сознания. Известны случаи воспитания детей животными (например, в волчьей стае), эти дети резко отличались своими умственными способностями и поведением.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Какие биологические факторы способствовали эволюции человека? Изменчивость, наследственность, естественный отбор, популяционные волны, изоляция и дрейф генов.

2. Какие особенности строения приматов связаны с жизнь на деревьях? Длинные пальцы с противопоставленным первым пальцем на конечностях, бинокулярное цветное зрение, ключицы в плечевом поясе.

3. Какие особенности строения гоминид связаны с прямохождением? Сводчатая стопа, расширенные кости таза, S-образный позвоночник, расширенная в стороны грудная клетка.

4. Какие социальные факторы способствовали эволюции человека? Общественный образ жизни, трудовая деятельность, речь, мышление.

5. Почему человек умелый вытеснил австралопитековых? Мог изготовить каменные орудия труда, имел больший объем мозга.

6. Почему за 40 000 лет человек современного типа не изменился? Утратил свое значение естественный отбор.

7. Почему наследственная изменчивость остается важным фактором эволюции человека? Мутационный процесс продолжает действовать, комбинативная изменчивость распространяет мутации и создает разнообразные комбинации аллей генов, уникальные у каждого организма.

VII. Домашнее задание

Выучить конспект.

VIII. Рефлексия.

  1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Какие были трудности?





Просмотр содержимого документа
«№24»

­­Дата

Класс

15.04.2019

11

Учитель: Малинина Е.В. БИОЛОГИЯ

Урок №28. Причины устойчивости и смены и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Цель: продолжить формирование сущности биологических процессов: развитие жизни на Земле в кайнозое; воспитывать общечеловеческие морально-нравственные ценности по отношению к жизни человека, развивать познавательные интересы, профессионально ориентировать, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник для 11 класса, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

Выполнение самостоятельной работы.

Деятельность обучающихся: слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников.

III. Изучение нового материала

Деятельность обучающихся: слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников.

III. Изучение нового материала.

Учитель объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Обращает внимание на вопросы гигиены.

1. Знакомство с понятием «равновесие в сообществе»

Приведите пример равновесных сообществ: пустыня, ковыльная степь, тёмнохвойная тайга, буковый лес, тропический лес, эвкалиптовый лес, дубрава.

Приведите пример неустойчивых сообществ: сырой луг, заброшенное поле, зарастающий водоём, смешанный лес, берёзовый лес.

2. Закономерности развития и смены сообществ

Виды сукцессий:

ФИЗМИНУТКА

1. Знакомство с понятием «агроценоз – живой компонент агросистемы» (

Составим сравнительную характеристику агроценозов и естественных биоценозов.

IV. Закрепление изученного материала

VII. Домашнее задание

Выучить конспект.

VIII. Рефлексия.

  1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Какие были трудности?



Просмотр содержимого документа
«№29»

­­Дата

Класс

22.04.2019

11

Учитель: Малинина Е.В. БИОЛОГИЯ

Урок №29. Биосфера – глобальная экосистема.

Цель: рассмотреть черты современного состояния биосферы и процессы, происходящие в ней; Продолжить развивать умения работать с учебником, дополнительной литературой. Анализировать, выделять главное, обобщать, сравнивать; продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о биосфере.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник для 11 класса, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

  • Что такое биогеоценоз? Приведите примеры биогеоценозов.

  • Дайте характеристику экосистеме.

  • Какие изменения могут происходить с экосистемами?

  • Что понимается под “устойчивостью экосистемы”?

  • Может ли быть экосистема неустойчивой?

  • Как осуществляется саморегуляция в экосистеме?

  • Докажите, что смешанный лес является экосистемой.

  • Каковы признаки живых систем?

  • Является ли экосистема живой системой?

Деятельность обучающихся: слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников.

III. Изучение нового материала

Деятельность обучающихся: слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников.

III. Изучение нового материала.

Учитель объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Обращает внимание на вопросы гигиены.

1. Знакомство с понятием «равновесие в сообществе»

Биосфера - тонкий слой нашей планеты, населенный организмами, взаимодействующими с воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и земной корой (литосферой). Все живые существа зависят от сохранности ее целостности и устойчивости.

Докажите, что биосфера является глобальной экосистемой.

Изучение содержания нового материала

Термин “Биосфера” был впервые введен австрийским ученым Э.Зюссом в 1875 году для различения основных оболочек Земли: литосферы, атмосферы, гидросферы. Однако автор не акцентировал внимание на ее роль и зависимость от планетарных параметров Земли. Только В.И.Вернадский заложил основы учения о биосфере, сформулировав идею экосистемной ее организации.

Сообщение ученика о научной деятельности В.И.Вернадского (сопровождается демонстрацией портрета, книг и статей о В.И.Вернадском)

Родился в Петербурге 12 марта 1863 года. Его отец – Иван Васильевич – был профессором Петербургского университета и Александровского лицея, мать – Анна Петровна – была преподавателем музыки. С третьего класса учился в Петербургской классической гимназии. Изучал несколько европейских языков. Высшее образование получил на физико-математическом факультете Петербургского университета. В 1884 году выступил с докладом “Об осадочных перепонках”. С 1885 года – хранитель Минералогического кабинета Московского университета. С 1888 по 1890 годы работал за границей. В 1897 году защитил докторскую диссертацию на тему: “Явление скольжения кристаллических веществ”. В 1906 году избран членом Государственного совета. С 1906 по 1918 годы выходит в свет “Опыт описательной минералогии”. С 1921 года основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. С 1923 по 1926 годы ведет исследовательскую и преподавательскую деятельность за границей, в этот период выходят труды “Геохимия”, “Автотрофность человечества”, “Биосфера”. В 1936 году публикуется “История минералов земной коры”. В 1944 году выходит статья “Несколько слов о ноосфере”. Скончался в Москве в январе 1945 года.

Просмотр фрагмента видеофильма “Биосфера”

Задания.

1. Определите границы биосферы. Сделайте необходимые записи в тетради.

2.Выявите основные признаки и свойства биосферы.

Закрепление изученного материала

Обсуждение содержания видеофрагмента

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Какие оболочки Земли входят в состав биосферы, какие – не входят?

  • Каковы верхние и нижние пределы жизни во всех оболочках Земли?

  • Каково значение озонового экрана в атмосфере?

  • Охарактеризуйте распределение живых организмов в наземно-воздушной, водной и почвенной среде.

  • Какие горные породы называются органогенными? (используется коллекция “Горные породы”)

  • Почему В.И.Вернадский отнес к особым обитателям - биокосные тела природы?

  • Почему изменяется плотность жизни в различных частях биосферы?

  • Что такое биомасса?

  • Каковы свойства биомассы?

ФИЗМИНУТКА

Постулаты учения о биосфере (В.И.Вернадский, 1926 г.)

Биосфера – устойчивая динамическая система, которая уже изначально была высокоорганизованна и целостна.

Биосфера была структурирована на совокупности организмов. Только благодаря их “массовому эффекту” осуществлялись разнообразные геохимические функции жизни, что и отражалось в окружающей среде.

Эволюционный процесс идет в определенной жизненной среде, состав и масса которой неизменны в геологическом времени… Выйти за пределы этой жизненной среды нельзя путем изучения эволюции видов.

Живые организмы своим дыханием, своим питанием, своим метаболизмом… а главное – длящейся сотни миллионов лет непрерывной сменой поколений… порождали одно из грандиознейших планетных явлений ... Этот великий планетный процесс есть миграция химических элементов в биосфере.

Для осуществления полного кругооборота элементов в эволюции необходимо было участие “совокупностей”, состоящих из организмов разного уровня организации и различной таксономической принадлежности.

Все без исключения геохимические функции живых организмов в биосфере могут быть исполнены простейшими одноклеточными. По истечении геологического времени различные организмы замещали друг друга, однако не происходило изменений их функции.

Биологический круговорот – обмен веществ и энергии между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью живых организмов и носящий циклический характер.

Из множества связанных друг с другом круговоротов отдельных биогеоценозов складывается установившийся за многие миллионы лет глобальный биогеохимический круговорот веществ биосферы, поддерживающий устойчивость жизни на планете.

Назовите известные вам химические элементы, включенные в активный круговорот живыми организмами?

Кислород, углерод, фосфор, азот, кальций сера, магний и другие.

Эти элементы называются биогенными (циклическими).

Различают два типа биогеохимических круговоротов: круговороты газов (углерод, кислород, азот и др.) и осадочные круговороты (сера, фосфор, кальций и др.).

Рассмотрим круговорот углерода (объяснение по таблице):

Зеленые растения и фотоавтотрофные бактерии в процессах фотосинтеза и хемоавтотрофные бактерии в ходе хемосинтеза превращают углекислый газ и углеводы в другие органические вещества. Зеленые растения, фотоавтотрофные и хемоавтотрофные бактерии – продуценты в биогеоценозах. Одна часть органических веществ откладывается в виде запасов нефти, каменного угля, торфа, природного газа, гумуса. Другая часть потребляется гетеротрофами – консументами (животными, бактериями и грибами), в дальнейшем – большая часть его окисляется в процессе дыхания и брожения с освобождением углекислого газа. Трупы, экскременты, остатки гетеротрофов, растительный опад используются сапрофитами – редуцентами (бактериями, грибами) и также окисляются в процессе энергетического обмена.

Задание: Зарисуйте схему “Круговорот углерода” в рабочей тетради, используя материалы учебника на С.134-135, информацию учителя и настенной таблицы.

Для схематизации используйте несколько правил:

  • Изображайте значимую информацию упрощенными формами (геометрическими фигурами, символами, цифрами и т.д.).

  • Отражайте основной смысл в центре рисунка.

  • Не загромождайте изображение второстепенными, сложными деталями

  • Применяйте цветовую и шрифтовую символику.

Работа в статических группах: Используя составленную схему, опишите круговорот углерода в природе.

  • Каким образом живые организмы влияют на глобальный круговорот углерода?

  • Может ли одно и тоже вещество многократно использоваться для построения живой материи? 

IV. Закрепление изученного материала

  1. Какие этапы круговорота азота могут осуществляться без участия организмов, а какие – нет?

  2. Какова роль свободноживущих и симбиотических азотфиксирующих бактерий в круговороте азота?

  3. Вследствие чего возникли нитратные загрязнения окружающей среды?

  4. В чем заключается процесс денитрификации?

  5. Чем отличается круговорот азота от круговорота углерода?

  6. Каково влияние человеческой деятельности на круговороты азота, углерода?

VII. Домашнее задание

Выучить конспект.

VIII. Рефлексия.

  1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Какие были трудности?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!