СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты для адаптации первоклассников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие помогут первоклассникам быстрее адаптироваться к условиям ОУ, снять напряжение, понизисть тревожность. Способствуют положительному эмоциональному фону

 

Просмотр содержимого документа
«Конспекты для адаптации первоклассников»

Занятие № 1. Первый раз в первый класс!

Войдя в класс, психолог задает ряд вопросов:

– В какой класс я попала?

– Если бы к вам в класс попал инопланетянин, чтобы вы рассказали ему о вашем классе?

– Ребята в вашем классе хорошо друг к другу относятся?

1. Тогда я предлагаю поиграть вам в игру. Приятно получать подарки, но не обязательно дарить куклу, мяч или машину. Можно подарить добрый взгляд, улыбку. Наша игра называется “Подари прикосновение”. Вам нужно будет дотрагиваться друг друга по моей команде, но делать это так, чтобы вашему соседу было приятно. Надеюсь, вы бесстрашные и не боитесь своих соседей. Итак, дотроньтесь до:

– локтя

- носа

– плеча

- щечки

– затылка

- подбородка

– уха

- лба.

Поднимите руку, кому такой подарок понравился?

2. "Ловим комаров".

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные руки вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь - снова за работу!"

3. "Говори!".

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее: "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"

Педагог делает паузу. "Говори!"

"Какой урок сегодня у вас был вторым?"... "Говори!"

"Какой сегодня день недели?"... "Говори!"

"Сколько будет два плюс три?"… «Говори»

«Как зовут твоего соседа по парте?»….. «Говори»

«Назови свое ФИО» …… «Говори»

«Ты знаешь ФИО своей учительницы»…. «Говори»

«Ты боишься пауков?»…. «Говори»

«Кто тебе собирает портфель в школу?»…. «Гововри»

5. Беседа “Для чего нужен звонок”. Детям задаются вопросы: Для чего нужен звонок в школе? Что было бы, если бы не было звонка? Как неправильно выходить из класса на перемену, заходить в класс после перемены и почему?

6. Игра “Слушай звонок”. Игра проводится по рядам. Психолог с помощью колокольчика дает “звонок на перемену”. Дети названного ряда выходят к доске и прогуливаются перед классом. Затем звенит “звонок на урок” Победитель тот ряд, который тише, не задевая друг друга, займет свои места, при этом мальчики пропускают девочек.

Завершение занятия.

Психолог задает вопросы:

– Что нового на занятии вы узнали?

– С какими правилами познакомились?

– Что больше всего вам понравилось делать на уроке?

Диагностика "Лесенка"


Занятие № 2

Как зовут ребят моего класса

1. Ведущий проводит беседу о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Он показывает детям цветок и спрашивает у них, как вырастает такой цветок и что для этого нужно. Из ответов детей он делает вывод, что большой красивый цветок вырастает из маленького семечка. А для того чтобы он вырос большим, красивым, радовал окружающих, ему необходимы дождик и солнышко. Так же и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей.

2.“Знакомство”: Дети, передавая мяч по очереди, называют свое имя, остальные хором произносят его ласково. Например, Света – остальные хором Светочка.

3. «Дрозды»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд,

Показывают на себя.

И ты дрозд.

Показывают на своего партнера.

У меня нос,

Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.

Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,

Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.

Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,

Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.

Гладят щеки своего партнера.ебята ответьте на вопросы:

– Что можно делать на уроке? (например, слушать учителя, читать и т.д.)

– Что можно делать на перемене? (например, подготовиться к уроку, пообщаться и т.д.).

Затем по очереди кидаю мяч со словами:

– на уроке;
– на перемене.

4. Игра “ Что я кладу в свой портфель?”

Ведущий задает вопросы:

– Поднимите руки те, кому собирает в портфель мама?

– Поднимите руки те, кому собирает в портфель бабушка?

– Поднимите руки те, кто собирает себе в портфель сам?

Игра «Собери портфель»

В рюкзак положим книжку? (Да!)

И плюшевого мишку? (Нет!)

Возьмем с собою ручку? (Да!)

И, может, с неба тучку? (Нет!)

Положим спелый апельсин? (Нет!)

А продуктовый магазин? (Нет!)

Возьмем с собой линейку? (Да!)

И птичку-канарейку? (Нет!)

В рюкзак кладем тетрадку? (Да!)

А также шоколадку? (Нет!)

Еще положим мы улыбку и успех? (Да!)

Веселый и задорный детский смех? (Да!)

5. “Закончи предложение”. Дети завершают предложения, которые произносит ведущий:

– Я хотел идти в школу, потому что…

– Я хожу в школу, чтобы научиться…

6. Упражнение «Бабушка из Бразилии»

Все участники встают лицом в круг. Ведущий показывает движения и произносит определенные фразы. Задача участников – все за ним повторить.

1. Стоя прямо, держа руки по швам, бодро: «У меня в Бразилии есть бабушка!»

2. Повторить позицию 1, затем выставить вперед правую ногу, повернув стопу внутрь: «У нее вот такая нога!»

3. Повторить позиции 1 и 2, затем повернуть корпус так, чтобы левое (правое) плечо выдвинулось вперед, и выставить вперед локоть левой (правой) руки, спрятав кисть под мышку: «У нее вот такая рука!»

4. Повторить позиции 1, 2 и 3, затем наклонить голову на плечо и скривить рот: «У нее голова набок и рот кривой!»

5. Повторить позиции 1, 2, 3 и 4, затем, подпрыгивая в получившейся позе, громко: «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка в Бразилии!!!»

"Игры с чудесным мешочком".

Цель: развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.

На левую руку ребенку надевают волшебный "мешочек", в котором находятся изготовленные из дерева геометрические фигурки.

Наощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал.

Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: "Выбери такой предмет, как я тебе покажу". Или более сложный вариант: "Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке" - в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

Диагностика «Хорошее-плохое»

Гирлянда моего класса

Каждый ученик рисует себя и подписывает. Из рисунков делается гирлянда.

Завершение занятия.

Занятие № 3

Мой класс

Игра «Доброе слово».

«Давайте поприветствуем друг друга, скажем теплые слова». (По кругу, начать может учитель: «Здравствуй, Вова. Очень приятно снова видеть тебя» и т.д.) (10-15 мин.)

ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ВАРЕЖКИ»

А сейчас мы поиграем в «Разноцветные варежки». Играть надо вдвоем. Я попрошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих ОДИН НАБОР КАРАНДАШЕЙ. Перед каждым из вас лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет раскрашивать свою варежку, но узоры у двух варежек должны быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание? Тогда можно начинать работать.

Игра «Игра догадайся, кто это».

Ребенок сидит на стуле с закрытыми глазами и вытянутыми ладонями вверх. Один ученик кладет на 3-5 секунд свои ладони на ладони сидящего ребенка, после садится на свое место. Ребенок, у которого были закрыты глаза, должен догадаться, чьи это были ладони.

«Хоровод знакомства»

Все дети, взявшись за руки, водят хоровод со словами:

Мы по кругу ходим, ходим,

Познакомиться хотим,

Стоят лишь те, кого зовут... (Сережи),

Ну, а мы с вами - сидим».

После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.

Диагностика «Что мне нравится в школе»

Завершение занятия.

Занятие 4. Мои друзья в классе

Разминка

Рукопожатие. Каждый ребенок должен с каждым учеником в классе обменяться рукопожатиями.

«Поменяйтесь местами все те, кто…»

У кого день рождения зимой

Кто знает сколько будет 2+1

Кто любит по утрам есть кашу

Кому 7 лет

Кто любит урок математики

Поменяйтесь местами девочки

Поменяйтесь метами у кого дома живет кошка

Кто сказал «Гав»

Цель: разогревающее упражнение, развитие внимания.

Ведущий предлагает детям превратиться в собачек (кошечек, лягушат, гусят и т.д.). Один ребенок встает спиной к группе и угадывает, кто из детей сказал «гав».

Игра «Уходи, злость, уходи».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети становятся в круг, взявшись за руки, поднимают руки вверх и с криком: «Уходи, злость, уходи», попеременно машут руками и топают ногами по полу.

Диагностика «Школа зверей»

Занятие 5. Мои друзья в классе

Разминка

Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Вы еще не все друг друга знаете, не со всеми знакомы. Конечно у каждого свое имя, и сразу бывает трудно запомнить, как кого зовут. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят в классе.

Давайте познакомимся. Когда я скажу: «Три-четыре» - каждый по команде выкрикнет свое имя. Ну-ка попробуем! Ой-ой-ой!... Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала! А вы все имена расслышали?

Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена шепотом. Опять что-то не то… Никто не кричал, а все равно ничего не понятно. А вы много имен услышали? Тоже нет?

Наверное, дело в том, ребята, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда сразу все говорят разные слова, то ничего не понятно. Давайте попробуем поговорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков и девочек нашего будущего класса. Я буду подходить по очереди к каждому из вас, и тот, до чего плеча я дотронусь, громко и четко назовет свое имя. У меня в руке цветы с вашими именами, каждому я дам один из цветков. Спасибо! Теперь все имена были слышны.

Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы могут вам их выполнить.

Психолог просит поднимать цветы тех, кого он назовет. Примеры заданий: «Мальчики, поднимите вверх цветы», «Девочки, поднимите цветы» «Поднимите цветы те, чьи имена начинаются со звука …»» (Называет по очереди несколько букв).

Запрещённая цифра.

Цели: развивать внимание, память, слухо – моторную координацию; закреплять навыки счёта.

Ход игры.

Все играющие становятся в круг. Водящий определяет цифру – от 1 до 10, - которая является запрещённой. По сигналу игроки начинают счёт: первый игрок называет цифру «один», второй – «два» и так до десяти называются все цифры, кроме запрещённой. Вместо неё ребёнок должен выполнить двигательное действие – хлопок или присед.

Варианты:

1. Счёт ведётся в обратном направлении – от 10 до 1.

2. Запрещённых цифр две или три.

«Угадай, кто обнял»

Ребенок поворачивается к классу спиной и закрывает глаза. Один из класса его обнимает со спины, и тот у кого глаза были закрыты, должен угадать, кто его обнял

УПРАЖНЕНИЕ «ОДИН ИЛИ ДВА»

   Наше следующее упражнение для внимательных ребят, а вы ребята все можете быть внимательными. Упражнение называется «Один или два». Рассмотрите себя, свое тело, потрогайте лицо. Вы заметили, что у человека две руки, а лоб – один?

   Я буду называть какую-то часть тела, и если я назову что-то, что у человека только одно, например, лоб, то встают только девочки. А если я назову часто тела, которая не одна, а таких частей две, то встают мальчики. Всем понятно?

Нос

Нога

Рот

Глаз

Ухо

Язык

Плечо

колено

Волос

Палец

   Молодцы, мне очень приятно, что вы такие внимательные.

Завершение занятия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!