СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект «Звёздное небо. Путешествие по Зодиаку». Урок окружающего мира для 2-го класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические цели урока: Формировать мышление, воображение, умение видеть проблему и находить пути её решения.

Методические задачи урока:

  1. Расширить представление учеников о звёздном небе, о созвездиях в частности.
  2. Научить приёмам работы с атласом – определителем»“От земли до неба».

Просмотр содержимого документа
«Конспект «Звёздное небо. Путешествие по Зодиаку». Урок окружающего мира для 2-го класса»

«Звёздное небо. Путешествие по Зодиаку». Урок окружающего мира для 2-го класса

Т.В. Коновалова, учитель начальных классов

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок-путешествие.

Основной вопрос урока: Как солнышко в течение года совершает путешествие по Зодиаку?

Проблемные вопросы урока:

  1. Почему Солнце светит нам днём, а звёзды ночью?

  2. Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?

  3. Что такое Зодиак?

Дидактические цели урока: Формировать мышление, воображение, умение видеть проблему и находить пути её решения.

Методические задачи урока:

  1. Расширить представление учеников о звёздном небе, о созвездиях в частности.

  2. Научить приёмам работы с атласом – определителем»“От земли до неба».

Темы самостоятельного исследования:

  1. Природа небесных тел.

  2. Форма созвездий.

  3. Истории созвездий.

  4. Путешествие по Зодиаку.

Необходимый дидактический и организационный материал:

Для фронтальной работы: СD проигрыватель, СD диски, проектор, экран для демонстрации слайдов, табло- «копилка» для демонстрации итогов выполнения заданий, нарезанные макеты звёздочек для награждения.

Для индивидуальной работы: учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 2 класс, атлас – определитель «От земли до неба», образцы заданий урока для самостоятельного исследования.

Планируемый результат:

  1. Развитие интереса к изучению звёздного неба.

  2. Совершенствование и углубление первоначальных знаний о звёздах, созвездиях.

  3. Самостоятельное составление «Карты – путешествия по Зодиаку».

Ход урока

I . Формулирование обучающимися темы и цели урока.

Слайд 1. Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

( Звучит музыка, и одновременно с музыкой на экране проектора появляются слайды с изображением звёздного неба, созвездий, небесных тел).

Слайд 2.

Учитель: - Отгадайте загадку

Синяя дорожка

Осыпана горошком

Никто не соберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица,

Ни бела рыбица.


Слайд 3. Ответ: Звездное небо.

Учитель: Ребята, какую тему урока Вам навеяла звучащая музыка и просмотренные фотоснимки?

Ученики: ………………. (предлагают свои варианты).

У читель: Верно. Сегодня мы совершим удивительное путешествие по звёздному небу. Поднимите руки, кто из вас наблюдал за небом ночью?

С лайд 4. Вид звездного неба –бриллиантовая россыпь множества звёзд – всегда привлекал, завораживал человека. Гигантским шатром раскинулось над Землей лазурное небо. Здесь собираются облака, которые время от времени щедро орошают Землю дождями. По небу ежедневно совершает свою прогулку Солнце, которое может быть очень ласковым или, безжалостно сжигая все живое, неумолимо жестоким.

Слайд 5.Ночью на небе, отсчитывая сутки сменой своих фаз,

появляется Луна.



С лайд 6. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой, как драгоценными камнями, усыпано множеством звезд.

Кажется, трудно разобраться в этой величественной картине звездного неба, о кото­рой вдохновенно писал наш великий соотечественник М. В. Ломоносов (1711—1765):

«Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне — дна».

С лайд 7. С тех пор как на Земле существуют люди, их всегда интересовало то, что они видели на небе. Древние китайцы изучали звездное небо и составили самые первые звездные карты.

Древние египтяне наблюдали за Луной, Солнцем и звездами.

Звездное небо всегда притягивало к себе взоры людей.


Слайд 8. Для нас, живущих в XXI веке, зрелище звёздного неба особенно величественно, потому что мы знаем природу звёзд. А вот знаете ли вы природу звёзд, сейчас я проверю.

II. Подготовительная работа. Повторение изученного 1 классе.

Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №1.

ЗАДАНИЕ №1 “Природа небесных тел”

Учитель: Предлагаю Вам, ребята, выполнить задание №1. На слайде вы видите 3 небесных объекта: Земля, Солнце, Луна. Нужно стрелкой соединить небесные объекты и соответственно слова, обозначающие их природу. На столах у каждой группы есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты.

Слайд 8. Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране, на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания. Один ученик демонстрирует выполненное задание.

I II. Постановка учебной задачи.

Слайд 9. Гонит ночь

Солнце прочь.

В чёрном небе опять

будут звёзды сиять.

Учитель: Почему ночью небо чёрное, ведь воздух не исчез?

Ученики: Ночью Солнце не светит, поэтому его свет не мешает видеть звезды.

Учитель: Ребята, вы, верно определили природу солнца. Солнце – это звезда. А скажите мне, как вы понимаете, что такое звёзды?

Ученики: Звезды – это огромные пылающие газовые шары. Многие из них гораздо больше Солнца (знания программы 1 класса).

Учитель: Почему днём не видно звёзд?

Показать опыт: включить при свете дня в классе обычный карманный фонарик, и пусть ученики убедятся, что он не слепит их, как при темноте, даже если его направить в лицо.

Учитель: Что надо сделать, чтобы увидеть днем звёзды?

Ответ: Солнце не просто светит днём, оно и создаёт день. Днём незаметен слабый блеск других, более далёких звёзд. И только ночью, когда солнца на небе нет, они становятся видны.

Учитель: Все ли звезды одинаковые?

Ответы:

С лайд 10. Учитель: Звездное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездной Вселенной? С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем


Слайд 11. Обращая свой взор, в ночное небо видишь, как Луна светится отраженным светом Солнца. Она перемещается на фоне звезд вокруг Земли.

Девять планет, среди которых и наша Земля, обращаются вокруг Солнца.


Слайд 12. Солнце и планеты – это самые крупные объекты Солнечной системы,
но в ней есть множество более мелких: астероиды, метеорные тела, кометы.

А стероиды – это большие глыбы из камня или металла, которые вращаются вокруг Солнца.

Слайд 13. Метеорные тела – это куски твердой породы самого разного размера.

К ометы – это огромные глыбы грязного льда, в которые вкраплены обломки камней.

Слайд 14. Когда Солнце исчезает за горизонт и наступает ночь, перед нашими глазами возникает самая восхитительная картина в мире: звездное небо.


Учитель: Человек же может хорошо рассмотреть звёздное небо в ясную безлунную ночь. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. А какие образы, картинки рисовала Ваша фантазия, когда вы смотрели на звёздное небо?

Ученики: Я видел (видела) ……………… (предлагают свои варианты).

Кто ночью любит посидеть и полюбоваться небом, тот увидит на нем сотни и тысячи звезд. Хотя звезды рассыпаны всему небосводу, днем они не видны, поскольку их затмевает солнечный свет.

III. Физминутка №1.


Слайд 15. Звёзды – это огромные раскаленные газовые шары. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. Самая ближайшая звезда к Земле – это Солнце.


I V. Изучение нового материала. 1 часть – “Понятие о созвездиях”.

Слайд 16. Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде фотографии созвездий.

Ещё в древние времена рисунки, полученные из точек-звёзд, астрономы назвали созвездиями. Одни созвездия напоминали им изображения любимых героев мифов, другие животных. На первый взгляд, названия многих созвездий кажутся странными. Часто в расположении звёзд очень трудно или даже просто невозможно рассмотреть то, о чём говорит название созвездия.

Но если вы посмотрите старинные атласы звёздного неба, то на них созвездия изображены в виде животных.

У читель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №3.

Слайд 17. Учитель: Итак, задание №3 для команд. Воображаемое звёздное небо поделили на 4 участка – созвездия, каждое из которых состоит из нескольких точек. С помощью атласа-определителя «От земли до неба», находящегося в рабочей тетради по окружающему мира на стр.38, нужно соединить звезды линиями, чтобы получились знакомые вам созвездия: Большая Медведица, Лебедь, Орион, Кассиопея. На столах у каждой группы есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты.

ЗАДАНИЕ №3. «Форма созвездий»

Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране, на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания, сверяют свою работу с образцом и демонстрируют учителю.

Учитель подводит итоги выполнения задания №3

С лайд 18. Учитель: Сейчас мы на воображаемом небе воссоздали образы одних из самых известных созвездий, которые мы можем наблюдать в своей части света. Чтобы разобраться в звездах люди объединили группы отдельных звёзд в сказочные фигуры-созвездия, каждое из которых имеет свое название, а самым ярким звездам дали имена. История названия созвездий очень интересна. Давайте познакомимся с интересными фактами названия и образования рассмотренных созвездий.


Слайд 19. Одно из самых главных созвездий это созвездие «Большая Медведица».

С озвездие «Большой медведицы» состоит из семи довольно ярких звезд, которые образуют ковш с ручкой. Конечно, на самом деле там нет настоящей медведицы, а вот как появилось это созвездие и говориться в одной из древних сказок.

С лайд 20. Жила на свете красавица по имени Каллисто. Её полюбил могущественный бог Зевс. Разгневанная жена Зевса — злая богиня Гера - решила убить Каллисто. Тогда Зевс превратил Каллисто в медведицу, а чтобы спрятать её от Геры, поместил Каллисто на небо, причем держа её за хвост. Поэтому у звездной медведицы такой большой хвост, какого у обыкновенной медведицы не бывает.

Слайд 21. Украшение зимнего неба – созвездие Орион, ниже него находиться созвездие Большой Пёс. А выше созвездие Телец, здесь скопление звёзд - Плеяды . ОРИОН - одно из наиболее красивых созвездий на небосклоне. Самое яркое зимнее созвездие. Оно по форме похоже на бант.

Древние греки назвали это созвездие именем мифического великана, охотника Ориона.

С лайд 22. Они представляли его прикрывающимся щитом из львиной шкуры, и замахивающимся дубиной, на бегущего к нему Тельца. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют - Пояс Ориона.

Слайд 23. Созвездие Лев.

Это созвездие своими яркими звездами напоминает фигуру сидящего льва с гордо поднятой головой. По древнегреческим легендам, Зевс почтил Льва, поместив его на небо в виде довольно заметного созвездия за то, что он правит животными .


Слайд 24. Лебедь - одно из самых больших и, без сомнения, самых ярких созвездий неба. Оно является одним из немногих созвездий, чей контур напоминает свое название. Выразительная фигура этого созвездия действительно похожа на силуэт лебедя с распростертыми крыльями и длинной вытянутой шеей; эта «птица» летит на юг вдоль Млечного Пути.

С лайд 25. Кассиопея.

Это созвездие древними греками было названо в честь мифической царицы Кассиопеи: в очертаниях этого созвездия они видели трон с сидящей на нем царицей. Созвездие Кассиопеи, по расположению звёзд напоминает букву "М", когда наблюдается в декабре, и перевернутую букву «М», когда наблюдается в июне. Кассиопея принадлежит к самым красивым созвездиям.

Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №4.

Слайд 1. Учитель: Итак, задание №4. У вас на столе находится листочек с информацией об одном из созвездий. Вы должны внимательно прочитать предложенный текст, а затем ответить на вопросы. На работу 3 минуты.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №4 «Истории созвездий»

Информация о созвездии «Большая Медведица»

7 ярких звёзд, расположенных в виде ковша, образуют созвездие Большая Медведица. Одна из семи звёзд называется Мицар, рядом с ней едва заметна звезда Алькор. По этим звёздам проверяют зрение, их обычно видно невооружённым глазом отдельно. У киргизов раньше это созвездие называли «Конь на привязи», а у египтян «Гиппопотам».

Информация о созвездии «Кассиопея».

Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют растянутую за “ножки” букву “М”. Весной и летом эта буква перевёрнута. Своё название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи – героини древнегреческих мифов.

Информация о созвездии «Лебедь».

Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает силуэт прекрасной птицы с широко раскинутыми крыльями, летящую вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой – одной из самых ярких на небе, имеющей название Денеб.

Информация о созвездии «Орион»

Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво! По форме похоже на бант. Посредине цепочка из трёх звёзд, расположенных по прямой линии. А названо по имени охотника древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют – Пояс Ориона.

Учитель: Ребята, сейчас каждая команда изучила свои созвездия, а теперь нужно правильно ответить на мои два вопросы, получив звёздочку в копилку побед команды.

Вопросы, составленные по материалам задания №4.

О созвездии «Большая Медведица»

1. Как созвездие “Большая Медведица” раньше называли киргизы и египтяне?

2. Сколько звёзд в созвездие «Большая Медведица» и на что похож образ созвездия?

О созвездии «Кассиопея»

1. В какое время года можно на небе увидеть созвездие “Кассиопею”?

2. По имени кого получило своё название созвездие?

О созвездии «Лебедь»

1. Где находится самая яркая звезда в созвездие и как она называется?

2. Куда летит силуэт прекрасной птицы, составляющей созвездие?

О созвездии «Орион»

1. В честь кого названо созвездие?

2. Сколько звёзд составляет пояс охотника?

У читель подводит итоги выполнения задания №4.

Слайд 26. Учитель: Знание созвездий – азбука астрономии. Она необходима и любителю – астроному, и астроному – учёному. Для тех, кто хорошо знаком с созвездиями и их расположением на небе в различное время суток и года, звёзды могут служить отличными ориентирами. Ориентироваться по звёздам могут и моряки, и лётчики, и туристы, и разведчики.

Сейчас мы говорили о созвездиях, которые можно увидеть на небе в разное время года, а есть созвездия, которые мы не видим, но они прочно вошли в нашу жизнь, и мы каждый год в Новогоднюю ночь приветствуем эти созвездия. Догадались, о каких созвездиях я начала разговор?

У ченики: …………..(предлагают свои варианты).

Слайд 27. Учитель: Верно. Это созвездия Зодиака. «Зодиак» — греческое слово, имеющее тот же корень, что нынешний «зоопарк»; по-русски его переводят как «круг животных». Большинство из зодиакальных созвездий действительно носят названия животных. А кто знает, сколько всего созвездий включает Зодиак?

Ученики: …………..(предлагают свои варианты).

У читель: Созвездия Зодиака одни из самых древних. Их изображения археологи находят на многих памятниках, нередко вместе с изображением Солнца, Луны и планет. Пояс зодиака разбит на 12 созвездий, а число 12 было священным у разных народов: у греков было 12 богов олимпийцев, герои и полубоги совершали по преданиям 12 подвигов.

Слайд 28. 11 зодиакальных созвездий из 12 (исключение составляют Весы) носят названия животных существ: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. На фоне именно этих созвездий происходит видимое перемещение Солнца, Луны и планет.

С лайд 29. Разные народы связывали зодиак с образом небесной дороги, по которой в течение года движется Луна. В каждом созвездии Луна гостит примерно один месяц. Если бы звёзды были видны днём, мы заметили бы, что Солнце в течение года «гостит» у каждого созвездия примерно один месяц.

Человеку, родившемуся в течение этого месяца, присваивается знак зодиака с тем же названием, что и у созвездия.

VII. Подведение итогов урока. Подведение итогов соревнования команд.

С лайд 30. Мы видим на небе много удивительных явлений. Когда люди не знали причин этих явлений, рождались мифы и суеверия. Но по накопленным знаниям о природе необычные явления стали нам понятны.

Созвездия - это памятники древней культуры человека, его мифологии его первого интереса к звездам.

Вопросы, составленные учителем для подведения итогов урока:

  • Как вы считаете, мы смогли ответить на вопрос: “Как солнышко в течение года совершает путешествие по Зодиаку?”

  • Почему Солнце светит нам днём, а звёзды ночью?

  • Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?

  • Что такое Зодиак?

  • Что удалось на уроке?

  • Что не получилось, над чем нужно поработать?

VIII. Домашнее задание: определить по дате рождения знак зодиака всех членов своей семьи, друзей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!