СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Звуки Д-ДЬ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект логопедического занятия

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Звуки Д-ДЬ"»

Тема: Звуки [д]  и [д']. Буква  Дд. 

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение артикуляции  звуков [д]  и [д']. Формирование умений различать звуки [д]  и [д']. Сравнение звуков по твердости и мягкости. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение  заданных звуков на слух и в произношении  из  звукового ряда, ряда слогов,  слов. Составление характеристики звуков  с опорой на символы. Определение местонахождения звука в словах. Звукобуквенный анализ  слов дым, дом. Знакомство с буквой Д.  Рисование буквы в воздухе, выкладывание из палочек. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствование тактильного восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание чуткого отношения друг к другу.

         Оборудование. Картинки маленький и большой дома, синий и зеленый домики, мяч, схемы слов, фишки, тетради, счетные палочки, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия).

Логопед. Сегодня мы будем строителями, будем строить дом. Напрягите мышцы, покажите, какие вы сильные. (Дети напрягают и расслабляют  мышцы рук.)

Ручки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы умываем,

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Как утята к утке клювики потянем,

Разомнем их мягко, не задев ногтями.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «улыбка - трубочка», «почистим зубки», «качели», «лошадка».

3. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д']. 

Логопед показывает картинку большого дома.

Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[д] легко произнесем.

(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)  

Логопед показывает картинку маленького дома.

Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[д'] легко произнесем.

(Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и  дают характеристику звука [д'] – согласный, звонкий, твердый.) Логопед показывает символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.

  1. Игра «Путешествие». (Формирование умений различать звуки [д]  и [д'].)

Логопед. Мы отправляемся в путешествие. Кто находится в самом начале дороги? (Крокодил) Он нас пропустит, если вы определите, какой звук есть в слове крокодил - [д]  или [д']. Возьмите карандаш и нарисуйте под крокодилом  зеленый кружок. Найдите место звука в слове. Аналогично проводится работа со словами медведь, дракон, динозавр, дуб, сундук.

Логопед. Чтобы сундук открылся, вам нужно поделить слова на слоги и назвать ударный слог.

5. Игра «Эхо». Дети повторяют за логопедом цепочки слогов и находят лишний.

Да – да – дя – да, до – ди – ду – да, ды – ды – ды – до – ды, дя – дю – де – ду.

6. Игра «Тук – тук - тук». (Координация речи с движением.)

Тук – тук – тук. Строим дом. (Дети ударяют кулачком о кулачок.)

Дом высокий. Дом с окном. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)

С острой крышей и трубой. (Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.)

В доме я живу с тобой. (Показывают на себя и на соседа.)

7. Игра «Доскажи словечко».

Логопед начинает слово, а дети заканчивают слогом с изучаемыми звуками: во..(да), яго…(да), пого…(да), коман…(да), сле…(ды, ди), награ..(ды, ди), са…(ды, ди).

Логопед. Закончите предложение словом, которое начинается со звука [д].

Мою подругу зовут …(Даша).

Машина едет по …(дороге).

Из трубы идет…(дым).

У белки теплое … (дупло).

Папа построил …(дом).

Слова дом и дым дети выкладывают из разрезной азбуки и делают звукобуквенный анализ.

8. Игра с мячом «Все на букву Д».

Логопед. Замените первый звук в слове на звук [д]: сом – дом, вождь – дождь, кочка – дочка, пороги – дороги, пушка – душка, круг – друг, туш – душ, пачка – дачка, волк – долг, пух – дух, рама – дама, пар – дар, ночь – дочь.

9. Работа с буквой Д.

Логопед. На что похожа буква Д?

Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.

Задание: Нарисовать букву Д в воздухе, выложить из палочек, выделить зашумленные буквы Д.   Нарисовать  картинки на звуки [д]  и [д'] (дом, дым, дерево, дорога, дрова).

Исправить ошибки – дописать недостающие элементы буквы Д.

10.  Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

















































г. Москва

2014



Тема: Звуки Д, Дь. Буква Д.

Цели:

  1. Познакомить детей со звуками Д и Дь, буквой Д, научить характеризовать данные звуки.

  2. Развивать у детей фонематические процессы.

  3. Упражнять в делении слов на слоги.

  4. Развивать общую и мелкую моторику, дыха­тельные и голосовые функции.

Оборудование:

Предметные картинки, в назва­нии которых присутствует звуки Д и Дь, кукла Кузя, схема для характеристики звуков, цветные фишки для звукового анализа слогов, слов и составления схем, мяч, изображение буквы Д, картинки со слогами, цветные карандаши.



Ход занятия.

1.Организационный момент: Игра в мяч «Назови первый звук в слове»

Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Давайте поиграем, сделаем полукругЯ буду вам бросать мяч, называя слова, а вы должны назвать первый звук в слове и вернуть мяч.

2.Объявление темы:

Раздается стук из шкафа.

-Ой, ребята, кто это стучит? Давайте посмотрим (появляется домовенок Кузя)

Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! Мне очень скучно одному сидеть дома, можно я поиграю с вами?

Дети отвечают.

Логопед:

-Ребята, у Кузи много картинок, посмотрите на картинки, назовите их и подумайте, о каких звуках мы сегодня поговорим (дыня, дым, дверь, дом, дерево, дятел, девочка).

- Сегодня мы поговорим с вами о звуках Д и Дь.

-Молодцы! А теперь садимся на свои места.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

- Произнесите звук Д, подумайте, какой он.

- Почему он согласный? (воздух встречает преграду)

- Подумайте, он глухой или звонкий? Давайте проверим это (рука на горлышке, горлышко дрожит)

- Твердый он или мягкий? (твердый). Каким цветом мы его обозначаем? (синим)

- Какой у звука Д младший брат? Звук Дь. А он какой? Согласный? Звонкий? Он тоже твердый? Нет, мягкий. Каким цветом мы его обозначаем? (зеленым)




4.Связь звука и буквыЗвуки Д, Дь обозначаются буквой Д. Логопед демонстрирует буквуД.

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной. (Борис Заходер «Азбука фантазёров»)

Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.( Валентина Черняева «Азбука-запоминайка»)

5.Чтение слогов.

- Ребята, посмотрите, какие необычные домики принес нам Кузя, давайте прочитаем, что на них написано ( на доске изображение домиков со слогами в окошках). Чтение индивидуально и хором.

6.Звуковой анализ слогов, слов.

Давайте составим схемы этих слогов. (Дети выходят к доске)

- Что же еще интересного приготовил для вас Кузя?! Он каждому из вас принес картинку. Достаньте листочки с картинками из корзиночки. Давайте внимательно посмотрим, что нарисовано на листочках. Каждый из вас будет находить место звуков Д, Дь в названии картинки. Чтобы работалось легко и быстро подготовим наши ручки:


Пальчиковая гимнастика:

На горе мы видим дом (составленными под углом ладонями имитируем крышу дома)
Много зелени кругом (разводим руки в стороны, показывая как много зелени)
Вот деревья, вот кусты (соединяем ладони, образуя ими  вытянутый и круглый шарик)
Вот душистые цветы (складываем ладошки в виде чаши)
Окружает все забор (пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (гладим руками воздух)


- Приступаем к работе. Достаем цветные карандаши. Как вы думаете, какие цвета нам понадобятся? (синий, зеленый) Ищем звуки Д, Дь в словах. Начинаем работать (самостоятельная работа). Кто выполнит задание, поднимает руку. Кузя вас проверит.

Молодцы! Ребята, Кузя приглашает вас на ковер. Давайте немножко отдохнем! Физминутка «Цветочек» (веселая логоритмика Е.Железнова с инструкцией автора).

Отдохнули, возвращаемся на свои места.

7.Составление схемы слов «дым», «день».

Ой, ребята, Кузя хочет что-то мне сказать! (Кузя шепчет следующее задание). Кузя хочет проверить, умеете ли вы составлять схему слова, он будет называть вам слова, а вы составляете схему.

8.Деление слов на слоги.

-Скажите, а сколько слогов в этом слове? Кто помнит правило? Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Давайте отхлопаем слоги в словах: дым, дерево, дорога, дельфин, домовенок.

Молодцы!







9.Письменное задание (дополнительное).

Логопед: На листочках раскрасьте большую букву Д синим цветом, а маленькую – зеленым.

Найдите место звуков в словах и закрасьте нужную клеточку, нужным цветом.


10.Итог.

О каких звуках мы сегодня с вами говорили? Какие это звуки, охарактеризуйте их, назовите по 3 слова на эти звуки.

Кузя:

- Ребята, какие вы молодцы! Мне было так интересно и весело с вами поиграть. Спасибо!


Молодцы. Наше занятие закончено.


























































Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.
Тема: « Звуки [д – дь]. Буква «Д».
Цель: дифференциация звуков [д] и [д']. Запоминание графического изображения буквы Д.
Задачи:
Коррекционно-образовательные 
-учить детей давать сравнительную характеристику звуков [д] и [д'];
- учить детей дифференцировать звуки [д] и [д'] в слогах, словах;
-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
-учить детей правильно употреблять предлоги «под», «над», «из-под»;
-учить детей подбирать родственные слова;
-учить выполнять звуковой анализ слов, содержащих звук [д];
-тренировка в запоминании графического изображения буквы Д.
Коррекционно-развивающие 
-развитие артикуляционной и мелкой моторики;
-развитие координации речи с движением;
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-развитие навыка контроля и самоконтроля;
-развитие памяти, внимания, мышления;
Коррекционно-воспитательные :-воспитание усидчивости, внимания;
-обогащение эмоциональной сферы.
Оборудование:
индивидуальные зеркала, карточки для игры в « крестики-нолики», простые карандаши, символы твердых и мягких согласных (синие и зеленые «светофорчики») на каждого ребенка, наборы для составления звуковых схем на каждого ребенка, компьютерная презентация к занятию, компьютер и проектор, материалы для складывания букв( полоски цветной бумаги, цветные ленточки и нитки, кубики, счетные палочки, трубочки для коктейля, цветные крышки от пластмассовых бутылок, «деревянные косточки» от счет, крупные бусины, детали конструктора LEGO ).
Ход занятия:
1.Орг. момент.
Дети входят в зал, встают полукругом.
Логопед: « У нас сегодня много гостей, поздоровайтесь, ребята».
Логопед: « Встаньте, дети, встаньте в круг, ты мой друг и я твой друг. Взялись за руки друзья, улыбнулась детвора». «Настроение отличное?» -«Да».
2.Водная часть
Логопед: «Ребята, я сегодня получила письмо. Давайте его прочитаем.
Чтение письма: «Здравствуйте, дорогие ребята. Мы знаем, что вы играете в разные игры со звуками. Мы тоже хотим поиграть с вами. Спешим к вам в гости. Ваши сказочные друзья».
Логопед : «Интересно кто бы это мог быть? Мы с вами гостеприимные? ( да).
Давайте пригласим друзей.»А) (Упражнение на развитие мелкой моторики).
На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают
«крышу». 
Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями 
к груди, средние пальцы
соприкасаются
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются
параллельно друг другу. 
В дом гостей мы приглашаем. Делаем «приглашающее»
движение руками. 
руками.

Ребята, проходите на свои места.
Смотрите, а вот и первый гость (слайд 1) . Кто это? Обезьянка. Ее зовут Дуся.
Б) Артикуляционная гимнастика
Логопед : «Обезьянка Дуся очень любит смотреть в зеркало и играть с язычком. Она предлагает вам выполнить несколько упражнений.»Возьмите зеркала
Улыбка Мы хотим сейчас признаться,
Все мы любим улыбаться.
Растягиваем губки,
За ними прячем зубки.
Дудочка Губки каждый пусть сожмёт
И потянет их вперёд.
Получилась дудочка,
Дудочка – погудочка.
Бегемотики 
а теперь мы бегемотики - шире открывайте ротики
Вкусный мед 
Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.
Качели. Сделал дедушка качели,
На качели внуки сели.
Вверх – ух! Вниз – ух!
У всех захватывает дух!
Лошадка Что за цокот раздаётся?
То лошадка к нам несётся.
На лошадку мы глядим,
Так же цокать все хотим.
Дятел. Дятел на сосне сидит.
Клювом дерево долбит.
Он найдёт, наверняка,
И жука, и червяка:
Д – Д – Д – Д – Д
Молодцы, ребята, отлично получается!…
3. Подведение к теме занятия и ее формулирование.
Логопед: «Ребята, Дуся очень любит загадывать загадки, а мы умеем их отгадывать? (конечно). Давайте попробуем».
Кто приходит, кто уходит- все ее за ручку водят (дверь).
Из трубы вьется, в руки не дается (дым)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (дерево)
(Слайд 2)
(Произношу еще раз слова- отгадки, выделяя первый звук)
---Ребята, одинаковый звук мы услышали в начале всех слов ( нет, в словах дым, дверь мы слышим зв.[ д], в слове дерево мы слышим звук[ дь])
Вы догадались с какими звуками будут все наши игры? (со зв.[д] и [дь]).
4.Сравнительная характеристика звуков.
Дайте характеристику зв. [ д]- ( согл.,тв., зв.)
Дайте характеристику зв.[ дь]- (согл., мягкий,зв.)
Чем отличается звуки [д] и [ д,] ?- ( звук [д,] мягкий).
5.Различение на слух звуков [д] и [д,] в слогах и словах.
Посмотрите, а вот и следующий гость. Кто это? ( Динозаврик Дино). 
(слайд 3)
Он предлагает поиграть в игру: «Светофорчики»
Помните правило: если слышите слог с твердым согласным ,поднимаете синий кружок, если слышите слог с мягким согласным-поднимаете зеленый.
Да, дя, ду, дю, ди, ды, до, дЁ ,де, да и тд……
Молодцы!
Дино хочет научить вас играть в «Крестики-нолики» (слайд 4)
Возьмите листочки-это игровое поле. Я буду произносить слова, если в слове есть звук[д], вы в клеточку рисуете крестик, если в слове звук [д, ]-вы рисуете нолик.
Слова: дом, дым, диван, вода, дерево, дыня, дело, здание.
Следующая игра « Скажи на оборот»
Если я говорю слог с твердым звуком, вы возвращаете мне слог с мягким звуком, если говорю с мягким звуком вы возвращаете с твердым. Будьте внимательны.
ДА - (ДЯ ) ДЫ - (ДИ) ДЮ – (ДУ)
ДО - (ДЁ) ДЕ - (ДЭ) ДЯ - (ДА)
Молодцы! Отлично! Не устали? Давайте отдохнем.
(Дети встают со стульчиков)
6. Физкультминутка
Упражнение на координацию речи с движением
«Наступили холода»
ДА, ДА, ДА руки согнуты в локтях, ладошками от себя,
сжимаем пальчики в кулачки на каждый слог
Наступили холода хлопаем в ладошки на каждый слог, выделяя ударный
ДА, ДА ,ДА сжимаем пальчики в кулачки на каждый слог
Превратилась в лед вода хлопаем в ладошки на каждый слог, выделяя ударный
ДУ, ДУ, ДУ сжимаем пальчики в кулачки на каждый слог 
Поскользнусь я на льду хлопаем в ладошки на каждый слог, выделяя ударный
ДУ, ДУ, ДУ сжимаем пальчики в кулачки на каждый слог 
Я на лыжах иду хлопаем в ладошки на каждый слог, выделяя ударный
ДЫ, ДЫ, ДЫ сжимаем пальчики в кулачки на каждый слог
На снегу есть следы хлопаем в ладошки на каждый слог, выделяя ударный
ДИ, ДИ,ДИ сжимаем пальчики в кулачки на каждый слог
Ну, заяц, погоди хлопаем в ладошки на каждый слог, выделяя ударный
(Дети присаживаются на свои места)
7.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед: «Посмотрите , а вот еще один гость, очень маленькая девочка. Знаете, кто она? (Дюймовочка)». ( слайд5)
Она предлагает поиграть в игру «Назови ласково»
день—денёк дым—дымок 
дождь—дождик холод—холодок друг—дружок 
дети—детки дым—дымок 
дом—домик 
8.Звуковой анализ 
Логопед: «Давайте научим Дюймовочку составлять звуковые схемы. Предлагаю составить схему слова «домик». Пусть Дюймовочка попробует вместе с нами.»Работа со звуковой схемой ( на слайде неправильная схема, дети должны заметить ошибку,). (Слайды 6 и 7).
9.Подбор родственных слов.
Логопед: «Посмотрите, к нам спешит гость. Это домовенок».( слайд 8) «Ребята, а кто такой домовой?»(дети отвечают). «Домовенок очень любит свой дом.
Он предлагает подобрать родственные слова к слову дом. (домик, домишко, домище, домашний, домосед ), а слово домовой будет родственным словом?» (Да). 
10. Работа над предложением
Предлоги НАД, ПОД, ИЗ-ПОД:
Логопед : «Домовенок хочет с вами поиграть и вас запутать. Но вы слушайте внимательно и, если нужно, исправляйте. 
Игра «Небылицы»
Автобус лежит под водителем – Водитель лежит под автобусом.
Над самолетом летит лес — Над лесом летит самолет.
Мост проезжает под поездом —- Поезд проезжает под мостом.
Диван выглядывает из-под кошки-Кошка выглядывает из-под дивана/
Клубок закатился над диван- Клубок закатился под диван.
11.Закрепление графического изображения буквы Д.
Звуки Д, Дь на письме обозначаются буквой Д. Внимание на экран.(Слайд 9). 
Хотите сами выложить букву?
Вы можете выложить ее из любого материала.
Предлагаю девочкам занять стол у окна, а мальчикам – у стены. 
(Пока дети складывают буквы, включить спокойную музыку).
Какие замечательные буквы у вас получились.
12. Итог занятия.
( Слайд 10)
Логопед: « Ребята, внимание на экран. НАШИ СКАЗОЧНЫЕ друзья были очень рады поиграть с вами в игры со звуками, но пришло время прощаться. Они говорят до свидания, до новых встреч!»
А что понравилось вам ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!