Тема: «Закон равновесия»
Цель: познакомить учащихся с законом равновесие и выполнить упражнения на равновесие в композиции. Закрепить знания, полученные на уроке, в ходе самостоятельной работы.
Задачи:
Обучающие: вспомнить, что такое композиция? Узнать какие законы бывают? научить выполнять упражнения на равновесие и закрепить новый закон композиции; формировать умение последовательно проводить работу над рисунком.
Развивающие: развивать умения и навыки рисования, развивать у учащихся память, глазомер, воображение, умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности предмета.
Воспитательные: формировать навыки качественной работы, эстетический вкус. Воспитывать логическое мышление, а также усидчивость и внимание, чувство равновесия. Совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.
Материалы и оборудование:
-для педагога: компьютер, презентация «Равновесие», рисунки.
-для учеников: Альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши.
План занятия:
Организационный момент (1 мин)
Сообщение темы и цели занятия. Беседа (16 мин)
Игра-разминка (5 мин)
Практическая и самостоятельная работа учащихся (14 мин)
Анализ работ (2мин)
Итог занятия (2 мин)
Ход занятия:
Организационный момент
Приветствие. Установка дисциплины. Проверка готовности к занятию.
Сообщение темы и цели занятия. Беседа.
Объявляю тему занятия: Закон композиции "Равновесие".
-Сегодня мы будем говорить ещё раз о композиции. Вспомним, что означает слово «композиция» узнаём, какие законы композиции бывают?
Что такое композиция?
- Да, само слово композиция латинское и означает «сочинение, составление, примирение». Скомпоновать – это значит сделать свою картину так, чтобы зрители поняли без всяких объяснений, что хочет передать нам художник.
Законы композиции:
- закон целостности
- закон соподчинения
- закон соразмерности
- закон равновесия
Что такое равновесие?
Рисунки, схемы, принципы.
Представьте себе весы, на которых стоят гири. А теперь представьте какую -нибудь известную картину. Вы спросите: «А что между ними общего?» Давайте посмотрим, что объединяет вышеупомянутые предметы, потому что в ответе на этот вопрос скрывается один из важнейших законов композиции – закон равновесия.
Вернемся, к примеру с весами. Две ситуации. В одной – весы уравновешены, а в другой весы наклонились в сторону под тяжестью гири.
Тоже самое происходит и в композиции. Два варианта.
В одном – композиция уравновешена, в другом изображение смещается в сторону – это происходит из – за неравномерности масс.
-Теперь становится очевидно, что такое равновесие в композиции и насколько оно важно.
Закон равновесия – это состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой.
-Для создания композиционного равновесия помогают схемы.
Симметрия.
В изобразительном искусстве равновесие — значит «зрительная устойчивость пластической формы», устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия.
Что такое симметрия? Самый простой способ достичь равновесия – это нарисовать что – то по центру. Вы достигнете равновесия, и композиция будет выглядеть статично и спокойна. Пример с весами. (Просмотр слайда).
Асимметрия.
Что такое асимметрия? Художники больше стремятся к асимметрии, потому что она более живая. Пример с весами. Показ иллюстраций.
Если на одной чаше весов стоит одна, но большая гиря, то на другой чаше следует разместить уже не одну, а две или три гирьки маленького размера. Тогда уравновесим чаши весов. Точно также художники достигают равновесие в асимметричных композициях.
-Мы рассмотрели, как при помощи давления массы можно достичь равновесия в композиции. Но есть еще один способ.
Принцип рычага.
Каким ключом будет легче повернуть гайку – ключом с короткой рукояткой или с длинной? Чем длиннее рычаг, тем легче вращать ключ.
-На одной чаше весов большая гиря. На другой маленькая. Но чем дальше от середины весов мы будем отодвигать маленькую гирьку, тем больше она будет перетягивать большую гирю. В результате достигнем равновесие. Подобным образом достигается равновесие и в композиции. Однако использовать этот принцип, нужно тонко чувствовать на какое расстояние отодвинуть объект. Если разместить слишком далеко или слишком близко, то это нарушит равновесие.
-Равновесие в композиции можно достичь разными способами. Уравновешиваются части по массе, тону и цвету.
Каждый раз художник должен решить эту задачу, и каждый раз – по-своему. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким тёмным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим.
Игра-разминка Уравновесь композицию.
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства равновесия, развить глазомер, память, композиционные навыки.
Ход игры: Ученику (команде) необходимо расставить предметы разные по форме, тону, цвету так, чтобы было достигнуто равновесие.
Практическая и самостоятельная работа учащихся
Задачи:
- Выполнение упражнения на равновесие в композиции.
- Нарисовать свой натюрморт по схеме асимметрия.
- Правильно расположить предметы, методом поиска
-Акцентирование знаний и умений при работе с массой, тоном, цветом предметов.
- Стимулирование к воплощению творческого замысла
Анализ работ
В конце занятия работы выставляются на мольберты, проводится их анализ.
- оценка качества каждого учащегося по показателям.
- лучшие сегодняшнего урока (отметить тех, кто из ребят добился отличного качества работы).
-ошибки в работах.
Итог занятия
Преподаватель задает вопросы:
- Какой закон композиции вы сегодня изучили?
- Что такое равновесие?
- Какие схемы и принципы равновесия вы сегодня узнали?
- Понравилось ли работать
Дети отвечают на поставленные вопросы.
занятие окончен.
До свидания!