СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Выбор профессии-выбор будущего»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: Мотивация учащихся к изучению своих интересов, способностей и требований рынка труда.

Задачи:

  • Теоретически рассмотреть факторы, влияющие на выбор профессии;
  • Практически применить методы изучения индивидуальных особенностей личности;
  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся, помочь осознать важность правильного выбора профессии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Выбор профессии-выбор будущего»»

Конспект занятия «Выбор профессии-выбор будущего»

(из программы внеурочной деятельности «Твой выбор»).

Хромова Татьяна Юрьевна

Педагог-психолог

МБОУ СОШ№ 1

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни - это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни.

К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений. Все это может привести к тому, что работа будет не по душе и приносить одно лишь разочарование и сожаление о потраченных на образование годах.

Таким образом, одним из важных направлений профориентационной работы является изучение интересов и возможностей учащихся, а также спроса на рынке труда.

Чтобы овладеть данными знаниями, мной разработан профориентационный урок «Выбор профессии – выбор будущего».

Урок проводился с учащимися 8 классов. Группа состоит из 10 человек.

Цель: Мотивация учащихся к изучению своих интересов, способностей и требований рынка труда.

Задачи:

  • Теоретически рассмотреть факторы, влияющие на выбор профессии;

  • Практически применить методы изучения индивидуальных особенностей личности;

  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся, помочь осознать важность правильного выбора профессии.

Методическое обеспечение:

  • магнитная доска, магниты, парты, стулья, карточки с описанием ситуаций, карточки с названиями профессий, ноутбуки, презентация

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня вас видеть. Начнём наше занятие с приветствия.

(Приветствие и определение темы занятия) Возьмите по листочку, представьтесь по очереди и прочитайте то, что там написано.

Могли бы вы представить себя в том образе, который сложился в этом словосочетании? Хотелось бы вам связать свою жизнь с этой профессией?

А в жизни люди всегда выбирают ту профессию, о которой мечтали, и становятся теми, кем хотели бы быть?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

(О профессиях….)

Не просто о профессиях, тема нашего занятия «Выбор профессии – выбор будущего».

На занятии мы поговорим о том, какие существуют правила и ошибки при выборе профессии, что нужно учитывать при совершении одного из самых важных выборов в жизни и какие знания вам могут в этом помочь.

Ошибки выбора профессии

Бывает, что человек не доволен своей профессией. Тогда говорят, что он ошибся при ее выборе. Попробуем на практике разобраться, какие бывают ошибки при выборе профессии.

Предлагаю вам в парах обсудить предложенные ситуации. Ваша задача, определить, в чем ошиблись главные герои.

Существуют огромное количество классификаций ошибок и принципов выбора профессии. На доске представлена одна из них. Здесь описаны ошибки при выборе профессии, которые наиболее часто встречаются в жизни. Выберите ту, которая большей мере подходит к вашей ситуации.

  1. Необъективная оценка своих способностей, неосведомленность о состоянии своего здоровья.

  2. Неумение, а иногда и нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

  3. Ограниченность знаний о мире труда и запросе рынка труда.

  4. Отождествление учебного предмета с профессией.

  5. Перенос своего отношения к человеку на профессию.

  6. Выбор профессии «за компанию».

  7. Неумение определить пути получения профессии.

  8. Под давлением родителей, знакомых представителей.

  9. Увлечение внешней стороной профессии, отсутствие представлений о характере и условиях труда в конкретной профессии.

Ситуации:

1.Мечта стать корреспондентом осуществилась, но стать им настоящим он не смог, так как не умеет тактично разговаривать с людьми.

(Неумение, а иногда и нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.)

2.Я всегда увлеченно занимался географией, но когда поступил на факультет топографии, то понял, что это мне не по душе.

(Отождествление учебного предмета с профессией.)

3.Светлана с сестрой закончили факультет иностранных языков: Светлана  закончила  с отличием, а сестра еле-еле. Светлана работает переводчиком, часто бывает за границей, а сестра решила поступить на курсы секретаря-референта.

(Выбор учебного заведения за компанию)

4.Я не знала, куда пойти учиться. Мама посодействовала   поступлению в экономико-правовой колледж (специальность «Правоведение»). Но учиться мне не нравится. (Влияние родителей)

Исходя из представленных ошибок, ответьте на вопрос, что человек должен сделать, чтобы не допустить ошибок при выборе профессии? Что самое главное при выборе профессии?

…ответы учащихся…

Что напоминает вам все перечисленное? Наверняка Вы уже встречали известную формулу выбора профессии Климова «Хочу – Могу – Надо».

Чем в этой формуле является компонент «Хочу»? «Могу»? «Надо»?

…Ответы учащихся….

Верно

  1. «ХОЧУ» - профессия должна соответствовать моим желаниям.

  2. «МОГУ» - профессия должна соответствовать моим способностям и возможностям.

  3. «НАДО» - профессия должна быть востребована на рынке труда.

Динамическая пауза – релаксация.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется вставать и двигаться.

Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

Не спорю, осознанный выбор профессии вопрос очень важный и сложный. Необходимо следовать своим интересам, владеть ситуацией в плане состояние здоровья, знать свои личностные качества и психологические особенности, профессиональные предрасположенности.

В решении этого не простого вопроса могут помочь разнообразные диагностические методики, которые доступны как в интернете, так и в печатном виде.

Например, Г.В. Резапкиной была разработана матрица выбора профессии. Предлагаю ею воспользоваться. Она поможет определиться со специальностью.

Для этого честно ответьте самому себе на два вопроса, Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать? Вопрос №2: Как хочется работать? Достаточно найти пересечение этих ответов на таблице «Матрица выбора профессий», где мы увидим рекомендуемые профессии, которые вполне могут оказаться интересными и заслуживающими внимания.

В сети интернет существует множество различных ресурсов для тех, кто в поиске.

Нашими Кузбасскими специалистами был разработан очень удобный и содержательный электронный ресурс, который содержит в себе информацию о мире профессий, учебных заведениях и дает возможность изучить свои индивидуальные особенности.

Предлагаю вам ознакомиться с кузбасским профориентационным порталом «Профориентир».

И пройти онлайн-диагностику индивидуальных способностей и интересов.

Ознакомьтесь с результатами диагностики…

Рефлексия:

Наше занятие подходит к концу. Я бы хотела, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашей встречи. Для этого вам нужно закончить предложения…

Сегодня на занятии я…

Мое профессиональное будущее – это…

Оцените по 10-ти бальной шкале такие показатели как АКТИВНОСТЬ, ИНТЕРЕС, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ.

И в завершении нашего занятия, примите памятки, в которых говорится о принципах и ошибках выбора профессии.

Очень скоро перед вами возникнет необходимость определения своего профессионального пути. Я вам желаю в будущем сделать правильный выбор, заняться тем, к чему лежит ваша душа, и не позволять обстоятельствам решать за вас.

Всего доброго!

Заключение

Сделать правильный выбор, поступить в выбранный ВУЗ и, отучившись, стать отличным специалистом, который получает удовольствие от работы и движется вверх по карьерной лестнице, весьма сложно для современного выпускника. Учебное заведение, окружающие, близкие, знакомые люди не всегда и не во всём смогут помочь учащемуся, всё зависит от его индивидуально - личностных особенностей, интересов, возможностей, мотивации.

Задача же профориентации повысить готовность обучающихся выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

На данном профориентационном уроке мы ориентировали учащихся на более осознанный выбор будущей профессии, замотивировали их к дальнейшему изучению собственных интересов, склонностей и запроса рынка труда.

Список литературы

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / ред. Е. С. Полат. – 2-е изд., стер. –Москва: Академия, 2005. – 272 с. – (Высшее образование).

  2. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников.– 2-е изд., стер. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 400 с. – (Библиотека школьного психолога).

  3. Кузбасский профориентационный портал «Профориентир» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://proforientir42.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!