СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельности в 6 классе Конкурс знатоков пословиц и поговорок

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом занятии обучающиеся в интересной игровой форме обобщат знания о пословицах и поговорках, определят уровеь знаний по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельности в 6 классе Конкурс знатоков пословиц и поговорок»

Рогулина Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Тарасовская средняя общеобразовательная школа» Промышленновского района

Конспект занятия внеурочной деятельности в 6 классе

Конкурс знатоков пословиц и поговорок

Цель: обобщение знаний о пословицах и поговорках, определение уровня знаний по данной теме.

Задачи

образовательные: формировать понимание значения пословиц для людей,

пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и

поговорками,

расширить знания о пословицах и поговорках,

формировать умение понимать обобщающий смысл пословиц

и поговорок и использовать их в своей речи;

развивающие: развивать образное мышление учащихся, память, внимание,

логическое мышление, речь,

развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать

языковые явления, доказывать;

воспитательные: прививать любовь к родному языку, литературе;

совершенствовать нравственные качества личности;

воспитывать готовность к самообразованию, взаимодействию;

воспитывать культуру общения.

Планируемые результаты

Личностные: оценивание поступков людей, жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм, ценностей; уважительное и доброжелательное отношение к одноклассникам (членам своей команды, соперникам), их мнению; формирование нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выдвижение версий.

Познавательные: формирование навыка решения творческих задач и поиска, анализа и интерпретации информации.

Коммуникативные: умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные: пополнение лексикона пословицами и поговорками, различение пословиц и поговорок, объяснение их прямого и переносного смысла.

Оборудование:

плакаты с пословицами

Красна речь пословицами

Без пословицы не проживёшь.

Пословица – всем делам помощница.

Пословица недаром молвится.

Старая пословица век не сломится.

рисунки детей, карточки с заданиями, книжная выставка сборников пословиц и поговорок, словарь В.И.Даля.

Ход внеклассного мероприятия:

I этап - организационный: столы расставлены так, чтобы учащиеся, поделившись на 2 команды, сели напротив. На учительском столе стоит коробочка с кружочками синего и жёлтого цвета. Учащиеся входят в класс, и учитель предлагает им, не заглядывая в коробочку, вынуть по одному кружочку. Те, кто вынул кружок синего цвета, садятся за один стол, а те, у кого оказались кружочки жёлтого цвета, занимают места за другим столом.

II этап – целеполагание, мотивация :

Учитель задаёт вопросы, отвечая на которые учащиеся самостоятельно придут к пониманию того, какова цель и задачи предстоящего мероприятия.

- Как вы думаете, для чего вы разделились на 2 команды?

( Возможный ответ учащихся: будет соревнование, состязание)

- На каком уроке чаще всего вы соревнуетесь? ( На уроке физкультуры)

- Когда устраиваются соревнования и с какой целью? (После изучения темы, чтобы выяснить, как усвоен изученный материал, определить, кто более быстрый, ловкий, сильный, сообразительный, внимательный, кто умеет играть в команде).

- А сегодня вы в чём будете состязаться? ( В знании пословиц и поговорок).

- Как вы это поняли? ( На прошлом уроке изучали тему «Пословицы и поговорки», по оформлению кабинета).

- Для чего нам нужно знать пословицы и поговорки? Какую роль они играют в нашей жизни?

- Как вы думаете, а кроме знаний, что ещё необходимо, чтобы выиграть в конкурсе?

( Учащиеся размышляют и дают ответы на поставленные вопросы)

- Совершенно верно. Сейчас состоится конкурс знатоков пословиц и поговорок. Оценивать выполнение заданий будет строгое и справедливое жюри ( Учитель литературы и два старшеклассника). Члены команды-победительницы получат пятёрки, а проигравшая команда – четвёрки. В случае ничьей все получат пятёрки. Но чтобы начать конкурс, вам необходимо дать названия своим командам и выбрать капитана. Предлагаю: в качестве названия выбрать пословицу, в которой бы отразилось ваше понимание того, как нужно действовать, чтобы одержать победу в конкурсе.

(Учащиеся совещаются, предлагают пословицы, выбирают самую подходящую для названия команды; предлагают кандидатуры на роль капитана, аргументируют свой выбор, принимают совместное решение)

Ум хорошо, а два лучше.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Один за всех, и все за одного.

Друг друга поддерживать – победу одерживать.

Одна голова хорошо, а две лучше.

III этап – актуализация имеющихся знаний и применение их в нестандартной ситуации (в игре):

Учитель: Ребята, обратите внимание на плакат со словами А.С.Пушкина : « Что за золото пословицы русские! … А что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей!...» Мы с вами сегодня ещё раз убедимся в справедливости слов великого русского поэта.

Итак, состязание начинается.

1 конкурс «Теоретический»:

Учитель: Команды должны назвать главное отличие поговорки от пословицы, привести 1 пример пословицы и 1 пример поговорки.

(При затягивании ответа жюри устанавливает временное ограничение)

( Оценивание: 1 балл – за верно названное отличие;

1 балл – за пример пословицы;

1 балл – за пример поговорки;

1 балл – за скорость выполнения задания).\

(Учащиеся предлагают свои ответы, обсуждают, капитан решает, чей ответ принять и передать членам жюри).


2 конкурс «Восстанови пословицу»:

Учитель: Каждой команде выдаётся карточка с поговорками. Вы должны дополнить поговорку, чтобы получилось законченное суждение, пословица, объясните смысл пословицы. В случае затруднения можно воспользоваться Интернетом.


Чужими руками жар загребать (Легко. )

В ступе воду толочь ( Вода и будет)

И нашим и вашим (За копейку спляшем)

Шито-крыто (А узелок-то тут)

Чудеса в решете (Дыр много, а выскочить некуда)


( Оценивание: 1 балл - за каждую верно восстановленную пословицу;

1 балл - за каждую верно истолкованную пословицу;

1 балл – за скорость выполнения задания).

( Учащиеся стараются выполнить это задание как можно быстрее и правильнее; выбирают самый

3 конкурс «Собери пословицу»:

Учитель: каждой команде выдаются карточки с половинками пословиц. Члены команд должны найти пару (собрать пословицу) и, взявшись за руки, встать у своего стола.

(Оценивание: 1 балл – за каждую верно собранную пословицу;

1 балл – за скорость).


1 команда: Век живи век учись

Друга ищи а найдёшь - береги

Корень учения горек да плод сладок

Не зная броду не суйся в воду

По одёжке встречают по уму провожают


2 команда: Словами и туда и сюда а делом никуда

Как волка ни корми он всё в лес смотрит

Люди пашут а он руками машет

Человек неучёный что топор неточёный

Правда в огне не тонет и в огне не горит

(Учащиеся вспоминают всю пословицу и стараются найти свою половинку. Если не помнят, то должны сообразить, как по-другому можно действовать: по смыслу, по рифме).

4 конкурс «Ошибки наборщика»:

Учитель: командам выдаются карточки с пословицами, в которых перепутаны концовки. Вы должны исправить пословицы, то есть к началу пословицы найти правильную концовку в других пословицах из списка.

(Оценивание: 1 балл - за каждую верно исправленную пословицу;

1 балл – за скорость).


1 команда: Баба с возу, а хомут найдётся.

Беды мучат, а руки делают.

Без труда не накинешь платок.

На всякий роток не вынешь рыбку из пруда.

Глаза страшатся, да уму учат.

Была бы шея – кобыле легче.



2 команда: Гром не грянет, коли делать нечего.

Взял лыко, один раз отрежь.

Красна птица пером, да дураку досталась.

Умная голова, а человек умом.

Семь раз отмерь, отдай ремешок.

Скучен день до вечера, мужик не перекрестится.

(Учащиеся при выполнении этого задания используют знание пословиц, применяют логическое мышление (собирают пословицу по смысловому содержанию), сообразительность (в некоторых пословицах есть рифма).

5 конкурс «Отгадай пословицу»:

Учитель: Капитаны команд по жребию должны вытянуть карточки с пословицами. Команды несколько минут готовятся и по очереди показывают пантомимы по пословицам. Соперники отгадывают пословицы и объясняют их переносный смысл.

(Оценивание: 1 балл - за каждую верно отгаданную пословицу;

1-3 балла – за пантомиму;

1 балл – за каждое верное истолкование пословицы).


1 команда: Что посеешь, то и пожнёшь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.



2 команда: Ученье – свет, а неученье – тьма.

Одна голова хорошо, а две – лучше.

(Учащиеся: предлагают варианты пантомимы, догадываются показать суть пословицы путём сочетания прямого и переносного смысла пословиц)

6 конкурс «Перестрелка» (конкурс капитанов)

Учитель: Капитанам выдаются карточки с началами пословиц. Капитан одной команды зачитывает начало пословицы, капитан другой команды заканчивает её. И так по очереди капитаны делают по 3 «выстрела» (3 пословицы).

Примерные пословицы:

Терпение и труд (всё перетрут)

Дело мастера (боится)

Грамоте учиться (всегда пригодится)

Семеро одного (не ждут)

Труд человека кормит (а лень портит)

Друг познаётся (в беде).


(Оценивание: 1 балл за каждую верно законченную пословицу).

Капитаны стараются не подвести команду: правильно продолжить пословицу и получить как можно больше баллов.

7 конкурс «Нарисуй пословицу»

Учитель: Пока капитаны команд соревнуются, остальные члены команд создают иллюстрацию к одной из пословиц. Команда – соперница угадывает, какая пословица изображена на рисунке, и определяет её переносный смысл.

1 команда: Яблоко от яблони недалеко падает.

2 команда: Под лежачий камень вода не течёт.

(Оценивание: 1 – 3 балла – за иллюстрацию;

1 балл – за верно угаданную пословицу;

1 балл – за верное определение смысла пословицы)

(Учащиеся выбирают художника, обсуждают, как наиболее точно изобразить смысл пословицы, принимают решение).

8 конкурс «Мудрый совет»

Учитель: Ребята, давайте ещё раз обратимся к высказыванию А.С.Пушкина о пословицах и поговорках. Согласны вы с поэтом?

Конечно, вы убедились в том, как много мудрости содержится в каждой пословице и поговорке. В них народ хранит правила жизни, даёт советы, добрые пожелания, предупреждает. Сейчас вам предстоит вспомнить пословицы, в которых содержатся определённые мудрые советы. Они записаны в карточках. Право ответа даётся той команде, которая первой подаст сигнал (хлопнет в ладоши).

Учащиеся вспоминают пословицы, в которых содержится именно этот совет. Команда, ответившая первой, получает балл. Если члены жюри сочтут эту пословицу неподходящей, то они могут дать возможность назвать пословицу другой команде и присудить балл в случае правильного ответа.

(Оценивание: 1 балл – за верно названную пословицу.)

1. Береги время ( Делу – время, потехе – час.)

2. Не болтай лишнего (Держи язык за зубами.)

3. Не торопись, делай всё аккуратно (Поспешишь – людей насмешишь. Тише

едешь – дальше будешь.)

4. Не ссорься (Ссора до добра не доведёт. Лучше худой

мир, чем добрая ссора.)

5. Учись всю жизнь (Век живи – век учись.)

6. Доводи начатое дело до конца (Не верь началу - верь концу. Сделал де-

ло – гуляй смело.)



7. Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье – смо-

лоду.)

8. Не завидуй ( Завидущи глаза не знают стыда.)



Подведение итогов, награждение команд (оценки)

IV этап Рефлексия

Ребята, конкурс закончен. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями от этого мероприятия, рассказали о том, что вы поняли сегодня на занятии, что оказалось наиболее важным для вас. Сделать это предлагаю при помощи пословиц. Вы можете выбрать их из тех, что записаны в карточке, подобрать свои или воспользоваться пословицами с плакатов.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Повторенье – мать ученья.

Век живи – век учись.

Корень учения горек, да плод сладок.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.

V этап Домашнее задание: придумать (или вспомнить) и записать короткую историю, выводом из которой станет пословица.

Оценочный лист

1 команда

2 команда

1 конкурс «Теоретический»




2 конкурс «Восстанови пословицу»




3 конкурс «Собери пословицу»




4 конкурс «Ошибки наборщика»




5 конкурс «Отгадай пословицу»




6 конкурс «Перестрелка» Конкурс капитанов




7 конкурс «Нарисуй пословицу»




8 конкурс «Мудрый совет»




Итого





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!