СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир на ладошке, или о чём рассказали Калужские дали. Хлудневская игрушка ".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие помогает активизировать познавательную деятельность школьников в изучении культуры Калужского края.Обогащает и ситематизирует  знания детей о Хлудневской игрушке.Развивает творческое воображение и фантазию.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир на ладошке, или о чём рассказали Калужские дали. Хлудневская игрушка ".»

МКОУ "Паликская СОШ №2"

Думиничского района, Калужской области





Конспект занятия внеурочной деятельности в 3 классе

(духовно-нравственное направление, проектная деятельность)

"Мир на ладошке, или о чём рассказали Калужские дали.

Хлудневская игрушка ".

































учитель начальных классов

Т.А. Плохих

2020г.



Цель: интеграция деятельности детей, основанная на культурно-исторических традициях Калужского края.



Задачи:

активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении культуры Калужского края;

обогащать и систематизировать знания детей о хлудневской игрушке;

способствовать стремлению приумножать природное и культурно-историческое наследие;

развивать творческое воображение и фантазию детей.

Оборудование:

аудиозаписи (музыка гор, звуки глиняной игрушки);

мультимедийная презентация «Мастер хлудневской игрушки»;

пазлы «Калужская область»;

карточки-фотографии для рефлексии;

карточки для мозгового штурма;

коллаж «Деревня Хлуднево»;

пейзаж гор;

фигурки людей;

демонстрационные карточки росписи хлудневской игрушки;

глиняные свистульки для росписи;

художественные акриловые краски, кисти.


(В занятии представлен собирательный образ мальчика - переселенца и его социокультурная адаптация в одном из регионов России.)

Ход занятия:

1.Организационный момент.

-Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

-Улыбка - универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой.



2.Погружение в тему занятия.

-Сегодня на внеурочном занятии нас вновь манят Калужские дали. Легко ли уместить на весь мир на ладошке?

(Если включить ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение)

-Садитесь удобнее. Включайте воображение.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ГОР

В одной современной далёкой стране, где шумят быстрые горные реки, воздух чист и прозрачен, а облака цепляются за верхушки гор, жил-был мальчик по имени Гамид. Всё у него было хорошо.

Но однажды казан над очагом их жилища стал всё чаще оставаться пустым. И тогда отец Гамида принял решение переехать туда, где можно было бы прокормить свою семью.

Налегке отправилась семья Гамида в путешествие за лучшей жизнью. Ковёр - самолёт переносил странников в очень гостеприимную страну. Маршрут был ковру знаком, а вот семья летела в первый раз. Всем было страшно, особенно маленькому мальчику.

Внизу проплывали высокие горы, бескрайние степи, дремучие леса, широкие реки.

НА ДОСКЕ ОЧЕРТАНИЯ ГРАНИЦ РОССИИ



-Над какой страной пролетала семья? (Над Россией)

НА ДОСКЕ ТАБЛИЧКА «РОССИЯ»

-Вдруг ковёр стал снижаться и пошёл на посадку. Семья заволновалась ещё сильнее. Что их ждёт?



- Я предлагаю узнать, в каком регионе России оказалась семья переселенцев.

РАБОТА С ПАЗЛАМИ «КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ»

- Ковёр - самолёт привёз семью Гамида в тот район Калужской области, где была работа для папы и жили их знакомые. Многие из них работали на Паликском кирпичном заводе. Приветливо встретили жители посёлка новых жителей и Гамид друзей нашёл. Но часто грустили родители, часто грустил мальчик. На родину они отправляли совсем невесёлые снимки.



(дети рисуют лица простым карандашом на заготовках фотографий)

-Как вы думаете, о чём грустили переселенцы?

МОЗГОВОЙ ШТУРМ (ДЕТИ ВЫСКАЗЫЫВАЮТ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ)

-Старшеклассники проводили опрос среди мигрантов нашего села. Вот что они ответили.

СРАВНЕНИЕ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ОПРОСА

- о Родине

- о родных

- о друзьях

- о родной земле

- о природе

- о родной культуре

- об игрушках

-Кто из опрошенных ответил игрушки? (Дети)

-Да, такие дети как вы.

- Как же можно помочь Гамиду? (Подарить, купить, сделать игрушки.)

-Новые друзья подарили ему игрушки, папа купил. Гамид благодарил всех, но продолжал грустить. Ведь он скучал по своей любимой игрушке ручной работы, которую подарил ему старый гончар Гафор. Она снилась ему по ночам, он слышал её голос. В память о ней осталась только одна фотография.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ФОТОГРАФИИ НА ФОНЕ МУЗЫКИ

-Такие игрушки в магазине не продавались. Решил Гамид сам сделать игрушку из глины. Пошёл он на завод где работал его отец. Он делал строительный кирпич. Взял глину, слепил и оставил игрушку в сушке…

-Что ожидало Гамида утром?

-Почему это произошло?

-Наутро вместо игрушки Гамид увидел глиняные обломки. Опечалился он пуще прежнего. Идёт по селу и плачет. Вдруг слышит голоса весёлые детские, звуки свистульки знакомые. Подбежал он к дому, а прочитать, что на доме написано, не может. Спросил у прохожих, объяснили люди добрые, что это школа. Попросился Гамид в школу. Приняли его. Пошёл по классам искать, где это свистулька поет, заливается. А это у детей третьего класса проект идёт, про игрушку глиняную рассказывают. Приняли ребята мальчика в гости. Диву Гамид даётся, как будто ребята про его знакомого мастера говорят и игрушки показывают.



ЗВУЧИТ ФОНОВАЯ МУЗЫКА (ЗВУК СВИСТУЛЬКИ)

-Есть ли у вас знакомые мастера - игрушечники?

(Инесса Алексеевна Охалова, уроженка с. Хлуднево)


НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КОЛЛАЖ ДЕРЕВНИ


-Как вы познакомились с этим мастером? (Посетили мастер-класс)


ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «МАСТЕР ХЛУДНЕВСКОЙ ИГРУШКИ»


Ахалова (Трифонова) Инесса Алексеевна – потомственная мастерица. 
Родилась 2 июня 1960 года в деревне Хлуднево. Впервые глиняную игрушку увидела в раннем детстве. С интересом наблюдала за работой своей бабушки Аграфены Федоровны Трифоновой, а иногда и сама что-то пыталась слепить из глины, но больше играла с бабушкиными глиняными игрушками.  Серьезно Инесса Алексеевна стала заниматься лепкой с 2001 года. Представляла свои глиняные изделия на районных выставках. Участвовала во Всероссийской выставке «Гончары России-2003, 2006, 2007».  Теперь Инесса Алексеевна не представляет себе, как можно не лепить, сам процесс доставляет ей огромное удовольствие. 

Хлудневская игрушка представляет собой изделия одного из видов русских народных художественных промыслов, изготовление которых до конца XX века было распространено в Калужской области. А сейчас возрождается вновь. Название своеобразным глиняным игрушкам было дано от наименования деревни Хлуднево, где данный вид народного промысла был чрезвычайно популярен среди местных гончаров. Сейчас это промысел возрождается вновь. Работы хлудневских мастеров ценятся не только в России, но из а рубежом(во Франции, в Турции)



- К доске дружно выходите, об игрушке расскажите.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕТЕЙ


Есть в районе уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:


Свистульками звонкими

С голосами тонкими,
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство хлудневской игрушки!


Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.

И о хлудневской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Чем знаменито Хлуднево?
Игрушкою своей.
В ней нету зла и зависти,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.



Привезли мы глину

С дальнего бугра.

Ну-ка за работу,

Чудо – мастера!



Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит, не дыша.



Вот петух нарядный,

Весь такой он ладный.

У свистульки-петуха

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.



Это что за грематушка-

Развесёлая игрушка?

Небылицы любят дети,

С ними веселей на свете.

Грематушкой погремим,

Злыдней отпугаем.



Козлик – свисток,

Левый рог – острог,

Правый рог – острог,

На груди – свисток.

Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спине Егорка.



Посмотри, как хороша

Эта девица – краса:

Щёки алые горят,

Удивительный наряд.



Идёт бычок по бережку,

Рогатый по зелёному.

Он хвостиком помахивает,

Колокольчиком побрякивает!



Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил,

И за хвост не удержатся,

Если гриву упустил.



Из таланта и терпенья!
Из народного уменья!
Не плотники-сапожники,
А мастера-художники
Игрушки создавали.
Лепили, рисовали.

Пусть вам лучшею подружкой
Станет из Хлуднева игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.


-А ребята решили ещё больше Гамида порадовать и пригласили его в свою творческую мастерскую.

РОСПИСЬ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК



-Радостно стало Гамиду. Полюбились ему школа, новые люди добрые, земля Думиничская гостеприимная. И полетели в далёкую страну фотографии, на которых семья Гамида... (улыбалась)

РЕФЛЕКСИЯ (ДЕТИ РИСУЮТ НА ФОТОГРАФИЯХ УЛЫБКИ )



-Какое открытие вы сделали для себя?

-Наша сказка подходит к концу. Какое открытие мы сделаем, на следующем занятии вам подскажет наш коллаж.

КРЕПИМ НА КОЛЛАЖ СТЕЛЛУ - ПАМЯТНИК ЛЫЖНИКАМ ЧЕКИСТАМ

-Калужские дали расскажут нам о том как состоялся неравный бой в годы ВОВ между лыжниками-чекистами и немецко-фашистскими захватчиками в д.Хлуднево. Но это уже совсем другая история.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!