СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельности для 6-7 класса "Может ли доброта исцелить человека?"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельности для 6-7 класса "Может ли доброта исцелить человека?"»

Конспект занятия внеурочной деятельности


Класс – 6


Тема занятия – «Может ли доброта исцелить человека?»


Цели и задачи занятия:

- познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло»;

- способствовать укреплению ценностного отношения к окружающему миру, развивать такое личностное качество как доброта, милосердие, воспитывать стремление быть добрыми, формированию у учащихся новых жизненных ценностей, развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

- показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

Форма проведения: проблемная беседа, тренинг.
Предварительная подготовка: подбор необходимой литературы, подготовка презентации. 
Оформление кабинета, оборудование: цитаты известных ученых и философов, мультимедийный проектор, экран, компьютер, листы для записи, магниты, маркеры, файлы с заданиями.


Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь пообщаться, поразмышлять, поделиться впечатлениями и мыслями, эмоциями. Хочется, чтобы разговор у нас сложился в атмосфере сотрудничества, открытости. Для этого давайте скажем друг другу хорошие пожелания на сегодня.

Послушаем песню.


https://stand.hitplayer.ru/?s=песни%20о%20доброте (звучит песня «Дорогою добра»).

Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить? (ответы детей)

Да, ребята, сегодня речь пойдет о доброте.

Мы живем в огромном мире. Он и загадочный, и увлекательный, и интересный. А каким вы видите Мир, в котором мы живем? (Высказывания ребят).

Итак, мир полон противоречий: с одной стороны в нем много загадочного и интересного, не изученного еще нами и манящего к себе этой непознанностью, а с другой стороны мир пугает вас своей жестокостью, равнодушием, завистливостью, грубостью. Мир не может быть идеальным, как бы мы не хотели. Добро всегда идет рядом со злом. Но в сказках всегда добро побеждает зло. А в жизни? Может ли доброта исцелить человека, спасти мир?

2. Работа над темой занятия.

- Ребята, для начала давайте разберемся, что такое «Доброта».

Я думаю, что у многих из вас это слово ассоциируется с ясным солнышком, потому что от нее становится тепло и светло вокруг. (Прикрепляю на доску солнце, в центре написано «Доброта»)

- Через какие качества проявляется доброта в жизни? Выберите эти качества из тех, которые вам предложены и назовите их. (Учащиеся работают в парах)

На листочке: Отзывчивость Любовь

Равнодушие Бескорыстие

Эгоизм Лицемерие

Сострадание Внимательность

Честность Жадность

Милосердие Дружелюбие

Жестокость Зависть


- Ребята, вы можете дополнить своими примерами.

Слушая ответы учащихся, прикрепляю лучики с написанными на них словами и составляем композицию «Доброта».


- А существует ли сегодня доброта? Встречались ли вы с нею в жизни?

Я просила вас подумать над этим вопросом. (Слушаем примеры добрых поступков).

Доброта проявляется через добрые поступки. Совершая добро, человек становится сам становится счастливее.

Чтение и анализ притчи.

  1. Притча «Осколки доброты»


Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её приветствие не ответил.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.


  1. Порассуждайте и ответьте на вопросы:

- Какие вопросы у вас возникли после прочтения притчи?

- Какие качества героев, их поступки вам понравились/ не понравились почему?

- В чем мудрость этой притчи?


  1. Притча «Две лепешки»


Одна индийская бедная женщина каждое утро пекла две лепешки. Одну для членов семьи, а вторую, дополнительную, для случайного прохожего. Вторую лепешку женщина всегда клала на подоконник, и любой проходящий мимо человек мог ее взять.

Каждый день, когда женщина клала лепешку на подоконник, она возносила молитву за своего сына, ушедшего из дома искать лучшую долю. В течение многих месяцев мать ничего не знала о своем мальчике и всегда молилась о его безопасном возвращении.

Вскоре она заметила, что какой-то горбун приходит каждый день и забирает вторую лепешку. Но вместо слов благодарности, он только бормотал: "Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!" и продолжал свой путь.

Это продолжалось день за днем. Не получая ожидаемых слов благодарности, женщина чувствовала себя обманутой. "Каждый день этот горбун произносит одно и то же! Но что он имеет в виду?"

И однажды, будучи особенно раздраженной, она решила покончить с этим.

"Я избавлюсь от этого противного горбуна!", сказала она себе и добавила яд во вторую лепешку.

Но когда она собралась положить ее на подоконник, руки женщины задрожали. "Что же я делаю?" – подумала она. И немедленно бросила ядовитую лепешку в огонь, приготовила другую и положила ее на подоконник.

Горбун, как обычно, взял лепешку, пробормотав неизменные слова: "Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!" и продолжил свой путь, не подозревая о бушующих внутри женщины эмоциях.

В тот же вечер кто-то постучал в дверь. Когда женщина ее открыла, она увидела своего сына, стоящего в дверном проеме. Выглядел он ужасно: голодный, худой, слабый, в рваной одежде.

"Мама, это просто чудо, что я здесь! Я был от дома всего лишь на расстоянии одной мили, но был так голоден, что упал в обморок. Я, наверное, умер бы, но именно тогда какой-то старый горбун прошел мимо и был так добр ко мне, что отдал целую лепешку. И сказал, это его единственная еда на целый день, но он видит, что я нуждаюсь в ней больше, чем он».

Когда мать услышала эти слова, ее лицо побледнело, и она прислонилась к двери, чтобы не упасть. Она вспомнила отравленную утреннюю лепешку. Ведь если бы она не сожгла ее в огне, ее собственный сын погиб бы!

Вот тогда женщина поняла смысл слов: "Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!


2) Раскройте смысл последней фразы "Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!».



Послушайте высказывания философов и мудрецов. Как вы понимаете смысл этих высказываний?

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта.  (Бэкон Фрэнсис).

Забывайте обиды. Но никогда не забывайте доброту. (Конфуций)

Против всего можно устоять, но не против доброты. (Руссо Жан-Жак)



Задание «Ситуативная задача. Помочь человеку стать добрым»

- Послушайте это письмо от девушки.

«Я – злой человек. Это факт. Хочу стать добрее, но не знаю, как «переделать» себя. Всех друзей я растеряла из-за своего скверного характера. Мне всегда казалось, что все они успешнее меня – богаче, умнее, удачливее. Это рождало злость и нездоровую зависть – проще было совсем отдалиться от когда-то близких людей. Сейчас друзья меня сторонятся. И еще я не очень люблю шумные компании, да и люди в большинстве своем меня просто раздражают. Не могу сдержаться, чтобы не сказать какую-то колкость. В душе понимаю, что со мной очень сложно общаться. Понимаю, надо исправлять ситуацию, иначе в старости буду одна». (Каролина, 15 лет)

- Ребята, давайте поможем героине и подберем 10 способов-рекомендаций, которые помогут ей измениться.

Приблизительный список рекомендаций:

1. Все начинается с улыбки

Доброта и доброжелательность начинаются с улыбки. Это тот самый маячок, который настраивает собеседника на позитивное общение. Чаще улыбайтесь. И не важно, кому именно - коллеге, кондуктору в автобусе, продавцу в магазине. Улыбка и вам самому придаст силы и уверенности в себе.

2. Развивайте в себе навыки эмпатии (сопереживания).

Сопереживание — качество личности, свойственное только доброму человеку. Он всегда найдет и время, и силы, чтобы выслушать собеседника и хотя бы душевным разговором поддержать его.

Развивайте в себе навыки эмпатии, не забывая о том, что добро непременно возвращается. Учитесь считывать чужие эмоции и выражать свое сочувствие словами «я понимаю тебя», «я понимаю твои чувства». Возможно, сначала вы будете делать это чисто механически. Но совсем скоро начнете ощущать, что действительно понимаете собеседника.

3. Гасите в себе раздражение

Так и хочется сказать что-то колкое и обидное на высказывание собеседника? Станьте добрее и спокойнее. Попробуйте замечать и прорабатывать в себе негативные эмоции. Попытайтесь понять, что именно толкнуло человека на необдуманную фразу, — злость, сиюминутное раздражение или, может, незадавшийся день. Посмотрите на всю ситуацию со стороны, будто сидите в кинотеатре. Это поможет снизить градус раздражения и более доброжелательно ответить. Возможно, собеседник не желал причинить вам зло и как-то обидеть.

4. Проявляйте внимание к близким

Человек — даже тот, кого можно назвать добрым — часто забывает быть внимательным к близким. Есть и категория людей, которые для дальнего круга очаровательны, а для своих родных — вечно занятой человек. Соблазн быть добрым в глазах окружающих очень велик, поскольку это шанс стать более значимым, получить какой-то социальный статус. А вот поддержать друга, подругу, родителей гораздо сложнее, на это может не хватать времени и сил.

Расставляйте приоритеты правильно и каждый день уделяйте время близким. Решайте общие проблемы, проявляйте внимание и заботу. Даже если день выдался не самым легким, вечером воздерживайтесь от упреков и непродуктивной критики, мелких ссор по пустякам. Вот с чего начинается доброта.

5. Делайте коммуникативные «подарки» окружающим

Так просто сделать комплимент другу, подруге, поздороваться с продавцом на кассе или сказать «спасибо» маме за заботливо приготовленный ужин. Но даже это как-то забывается в череде бесконечных дел. Тренируйте «мышцу» доброты, взяв себе за правило каждый день делать коммуникативные подарки — здоровайтесь, благодарите, говорите комплименты. В ответ на вежливость и доброту можно увидеть на лице собеседника всю палитру эмоций. Это заряжает позитивной энергией.

6. Будьте оптимистом

Оптимистичному человеку легче жить и преодолевать трудности. У него и мысли не возникнет совершить злой поступок в меркантильных целях, поскольку он уверен, что есть другие способы достичь поставленной цели.

Чтобы научиться доброте, постарайтесь смотреть на жизнь более оптимистично, отстраняясь от внешних раздражающих факторов. Это не даст с головой погрузиться в депрессию в ворохе навалившихся дел.

7. Умейте прощать

Вся злость, которая накапливается в мыслях от каких-то негативных действий окружающих, возвращается к нам самим. Это чувство рождает желание мести, раздражение, немотивированную агрессию. А мудрый, добрый человек не позволяет себе находиться во власти «черных» эмоций.

Пора перестать быть злым и раздражительным. Научитесь прощать и отпускать негативные ситуации. Речь не идет о том, чтобы подставлять вторую щеку для следующего подлого удара недоброжелателя. Просто попробуйте посмотреть на ситуацию под несколько другим углом — сделать соответствующие выводы, не копить злость и обиду, не отвечать негативом. Добрый человек не растрачивает свои силы на агрессию, продолжая мыслить позитивно.

8. Будьте искренни и бескорыстны.

Неискренность всегда заметна. Поэтому даже добрый поступок, совершенный с какой-то корыстной целью, вряд ли можно назвать «настоящим».

Не надо казаться добрым. Нужно им стать! Хорошие поступки, сделанные «на показ», характеризуют человека не с самой лучшей стороны. Искреннее добро должно идти из сердца. Бескорыстный человек не думает, какую выгоду ему принесет доброе дело. Он сразу действует, чтобы помочь другому — советом, деньгами, действием.

9. Будьте щедры

Щедрость — одно из проявлений человеческой доброты. И если есть возможность поделиться с нуждающимися, делайте это. Щедрость — это не «отдать последнее», чтобы потом остаться голодным. Вы можете помогать даже своими делами и поддержкой. Нуждающемуся человеку будет очень приятно хотя бы почувствовать ваше участие и сопереживание.

10. Научитесь извиняться

Кажется, что нет ничего проще, чем сказать «прости». Но многие считают, что извиняться — значит, проявлять слабость. Это не так. Только злой человек не извиняется, а добрый всегда найдет правильные слова, чтобы загладить свою вину.

Станьте сильнее и добрее. Забудьте о собственной гордыне, чтобы сказать «прости», когда это действительно необходимо. Неважно, в какой форме — письменной или устной, лично или косвенно. Вам станет легче от осознания того, что вы поступили правильно.

11. Не ввязывайтесь в конфликты и не становитесь их причиной

Зачем конфликтовать, если к согласию можно прийти мирным путем? Не стоит растрачивать свою внутреннюю энергию на злые склоки и выяснение отношений.

Сдержанность — привилегия добрых людей. Если вы видите, что собеседник, несмотря на аргументированные доводы, не принимает вашу точку зрения, воздержитесь от оскорблений на повышенных тонах и обвинений. Лучше прекратить конфликт. Это не проявление слабости! Вы просто избавляете себя от общения с «непробиваемой», агрессивно настроенной личностью. Примите этот факт как данность и идите дальше.

И конечно, не стоит становиться причиной конфликтов в коллективе. Не «плодите» сплетни и не совершайте поступки, которые заведомо могут привести к серьезной ссоре.

Список можно продолжить….


- Доброту не найти ни на одном прилавке в магазине. Но это качество можно в себе развить. В этом помогут составленные рекомендации!


- Наш разговор подходит к концу. К какому же выводу мы пришли? Нужно ли быть сегодня добрым? Я очень надеюсь, что сегодняшний разговор кого-то заставил задуматься…

Наполняйте свою жизнь добротой, и тогда этот мир станет лучше!


Чтение стихотворения Валентины Басовой «Стакан молока»

Мальчишка был голодный и без сил,
Давно не ел...Кружилась голова...
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщина выносит...Молока!

И тот стакан дал силы снова жить!
Поверил он- Есть в мире доброта!
Став доктором, спасал чужую жизнь!
Она у человека лишь одна!

Он на обходе женщину увидел,
Ту, что дала когда-то молока,
Больна серьезно! Это он предвидел,
Ей срочно операция нужна!

Он спас ей жизнь! Все силы приложив!
Живет и побеждает Доброта!
К оплате ей листочек положил,
"Не расплачусь" - Подумала тогда!

Но взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она!
Оплачен счет! А рядом дописал:
"ОПЛАЧЕНО СТАКАНОМ МОЛОКА!"

 


Будьте добрыми, и мир вокруг станет добрым для тебя!

Всем спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!