СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сформировать представление о том, что слова можно разделить на части. Познакомить с понятием «слог». Формировать умение слышать, четко и ясно произносить артикуляционно-мимические движения. Упражнять в делении слов на части. Активизировать и расширять словарный запас детей. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, мышление, связную речь, речевое дыхание. Воспитывать саморегуляцию, умение слушать сверстников, взаимопомощь.

Материалы: зеркала; сюжетная картинка «Осень»; иллюстрации с изображением животных; предметные картинки к игре «Волшебный мешочек»; игрушки, карандаш и карточки для обведения по пунктирам.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Загадка: Листья с веток облетают,                Птицы к югу улетают.                «Что за время года?» - спросим.                Нам ответят: «Это – осень!»                                                   Прослушивание аудиозаписи «Шум осеннего леса»

- Дети, представьте, что мы оказались в лесу.                                                             Показ сюжетной картины «Осень»

- Какой это лес? - Правильно, осенний.

      2. Артикуляционно-мимические движения

- Осенью все звери готовятся к зиме. - Белочка собирает грибы на длинных и коротких ножках (упражнение «Грибок») - Белочка цокает (Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокий и низкий щелчки, обращая внимание на изменение звука.) - Мишка слизывает мед (Упражнение «Вкусное варенье») - Волк воет: «У-у-у» (Тихо и громко) - Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор лисы и зайца: су-зу-су-зу, зу-су-зу-су. - Зайка, где ты был? - В лесу. За-са-за-са. Ты не съешь меня, лиса? (Дыхательная гимнастика «Подуй на листок»

      3. Знакомство с понятием «Слог»                                                          Показ иллюстрации с изображением лисы и лисятами

- И вот, в этом лесу, жила лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша. - Какие лисята? Что они любят делать? - Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша». - Не слышат лисята, давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша). - Опять не слышат лисята. Позовем их еще раз. - Услышали, наконец, лисята. И прибежали обратно. И пообещали больше никогда не убегать далеко. - Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша) - Когда мы произносим слово так, это значит, что мы делаем его на части. Послушайте, как я сейчас произнесу слово «Лиса» и хлопну в ладоши на каждый слог. - Давайте вместе (ли-са). Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй? - Как называют дитенышей лисы? (Лисята) - Давайте разделим слово на слоги (Ли-ся-та) - Сколько слогов? Какой первый, второй и третий? Чтобы разделить слово на части, можно: 1. Прохлопать в ладоши 2. Прошагать 3. Простучать 4. Приложить ладонь к подбородку - Часть слова называется слог. Давайте произнесем хором.

4. Физминутка «Руки подняли и помахали» Руки подняли и помахали – это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу, Плавно руками помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.

5. Игра «Волшебный мешочек» (Дети вынимают игрушки, называют их и делят слова на слоги)

6. Самостоятельная работа детей с картинками (Показывают картинку и объясняют со скольки слогов состоит ее название)

7. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал»

8. Задание «Соедини по точкам»

9. Итог занятия - Дети, чем мы занимались сегодня на занятии? - Что вам запомнилось?        

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги»»

Конспект в старшей группе по обучению грамоте
Тема «Слог. Деление слов на слоги»

Цель: Сформировать представление о том, что слова можно разделить на части. Познакомить с понятием «слог». Формировать умение слышать, четко и ясно произносить артикуляционно-мимические движения. Упражнять в делении слов на части. Активизировать и расширять словарный запас детей. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, мышление, связную речь, речевое дыхание. Воспитывать саморегуляцию, умение слушать сверстников, взаимопомощь.

Материалы: зеркала; сюжетная картинка «Осень»; иллюстрации с изображением животных; предметные картинки к игре «Волшебный мешочек»; игрушки, карандаш и карточки для обведения по пунктирам.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Загадка: Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это – осень!»
Прослушивание аудиозаписи «Шум осеннего леса»

- Дети, представьте, что мы оказались в лесу.
Показ сюжетной картины «Осень»

- Какой это лес?
- Правильно, осенний.

2. Артикуляционно-мимические движения

- Осенью все звери готовятся к зиме.
- Белочка собирает грибы на длинных и коротких ножках (упражнение «Грибок»)
- Белочка цокает (Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокий и низкий щелчки, обращая внимание на изменение звука.)
- Мишка слизывает мед (Упражнение «Вкусное варенье»)
- Волк воет: «У-у-у» (Тихо и громко)
- Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».
Разговор лисы и зайца: су-зу-су-зу, зу-су-зу-су.
- Зайка, где ты был?
- В лесу. За-са-за-са. Ты не съешь меня, лиса? (Дыхательная гимнастика «Подуй на листок»

3. Знакомство с понятием «Слог»
Показ иллюстрации с изображением лисы и лисятами

- И вот, в этом лесу, жила лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша.
- Какие лисята? Что они любят делать?
- Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша».
- Не слышат лисята, давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша).
- Опять не слышат лисята. Позовем их еще раз.
- Услышали, наконец, лисята. И прибежали обратно. И пообещали больше никогда не убегать далеко.
- Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша)
- Когда мы произносим слово так, это значит, что мы делаем его на части. Послушайте, как я сейчас произнесу слово «Лиса» и хлопну в ладоши на каждый слог.
- Давайте вместе (ли-са). Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
- Как называют дитенышей лисы? (Лисята)
- Давайте разделим слово на слоги (Ли-ся-та)
- Сколько слогов? Какой первый, второй и третий? Чтобы разделить слово на части, можно:
1. Прохлопать в ладоши
2. Прошагать
3. Простучать
4. Приложить ладонь к подбородку
- Часть слова называется слог. Давайте произнесем хором.

4. Физминутка «Руки подняли и помахали»
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу,
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.

5. Игра «Волшебный мешочек»
(Дети вынимают игрушки, называют их и делят слова на слоги)

6. Самостоятельная работа детей с картинками
(Показывают картинку и объясняют со скольки слогов состоит ее название)

7. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал»

8. Задание «Соедини по точкам»

9. Итог занятия
- Дети, чем мы занимались сегодня на занятии?
- Что вам запомнилось?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!