Цель: Сформировать представление о том, что слова можно разделить на части. Познакомить с понятием «слог». Формировать умение слышать, четко и ясно произносить артикуляционно-мимические движения. Упражнять в делении слов на части. Активизировать и расширять словарный запас детей. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, мышление, связную речь, речевое дыхание. Воспитывать саморегуляцию, умение слушать сверстников, взаимопомощь.
Материалы: зеркала; сюжетная картинка «Осень»; иллюстрации с изображением животных; предметные картинки к игре «Волшебный мешочек»; игрушки, карандаш и карточки для обведения по пунктирам.
Ход занятия
- Организационный момент
Загадка: Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это – осень!»
Прослушивание аудиозаписи «Шум осеннего леса»
- Дети, представьте, что мы оказались в лесу.
Показ сюжетной картины «Осень»
- Какой это лес?
- Правильно, осенний.
2. Артикуляционно-мимические движения
- Осенью все звери готовятся к зиме.
- Белочка собирает грибы на длинных и коротких ножках (упражнение «Грибок»)
- Белочка цокает (Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокий и низкий щелчки, обращая внимание на изменение звука.)
- Мишка слизывает мед (Упражнение «Вкусное варенье»)
- Волк воет: «У-у-у» (Тихо и громко)
- Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».
Разговор лисы и зайца: су-зу-су-зу, зу-су-зу-су.
- Зайка, где ты был?
- В лесу. За-са-за-са. Ты не съешь меня, лиса? (Дыхательная гимнастика «Подуй на листок»
3. Знакомство с понятием «Слог»
Показ иллюстрации с изображением лисы и лисятами
- И вот, в этом лесу, жила лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша.
- Какие лисята? Что они любят делать?
- Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша».
- Не слышат лисята, давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша).
- Опять не слышат лисята. Позовем их еще раз.
- Услышали, наконец, лисята. И прибежали обратно. И пообещали больше никогда не убегать далеко.
- Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша)
- Когда мы произносим слово так, это значит, что мы делаем его на части. Послушайте, как я сейчас произнесу слово «Лиса» и хлопну в ладоши на каждый слог.
- Давайте вместе (ли-са). Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
- Как называют дитенышей лисы? (Лисята)
- Давайте разделим слово на слоги (Ли-ся-та)
- Сколько слогов? Какой первый, второй и третий? Чтобы разделить слово на части, можно:
1. Прохлопать в ладоши
2. Прошагать
3. Простучать
4. Приложить ладонь к подбородку
- Часть слова называется слог. Давайте произнесем хором.
4. Физминутка «Руки подняли и помахали»
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу,
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.
5. Игра «Волшебный мешочек»
(Дети вынимают игрушки, называют их и делят слова на слоги)
6. Самостоятельная работа детей с картинками
(Показывают картинку и объясняют со скольки слогов состоит ее название)
7. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал»
8. Задание «Соедини по точкам»
9. Итог занятия
- Дети, чем мы занимались сегодня на занятии?
- Что вам запомнилось?
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги»»
Конспект в старшей группе по обучению грамоте
Тема «Слог. Деление слов на слоги»
Цель: Сформировать представление о том, что слова можно разделить на части. Познакомить с понятием «слог». Формировать умение слышать, четко и ясно произносить артикуляционно-мимические движения. Упражнять в делении слов на части. Активизировать и расширять словарный запас детей. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, мышление, связную речь, речевое дыхание. Воспитывать саморегуляцию, умение слушать сверстников, взаимопомощь.
Материалы: зеркала; сюжетная картинка «Осень»; иллюстрации с изображением животных; предметные картинки к игре «Волшебный мешочек»; игрушки, карандаш и карточки для обведения по пунктирам.
Ход занятия
Организационный момент
Загадка: Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это – осень!»
Прослушивание аудиозаписи «Шум осеннего леса»
- Дети, представьте, что мы оказались в лесу.
Показ сюжетной картины «Осень»
- Какой это лес?
- Правильно, осенний.
2. Артикуляционно-мимические движения
- Осенью все звери готовятся к зиме.
- Белочка собирает грибы на длинных и коротких ножках (упражнение «Грибок»)
- Белочка цокает (Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокий и низкий щелчки, обращая внимание на изменение звука.)
- Мишка слизывает мед (Упражнение «Вкусное варенье»)
- Волк воет: «У-у-у» (Тихо и громко)
- Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».
Разговор лисы и зайца: су-зу-су-зу, зу-су-зу-су.
- Зайка, где ты был?
- В лесу. За-са-за-са. Ты не съешь меня, лиса? (Дыхательная гимнастика «Подуй на листок»
3. Знакомство с понятием «Слог»
Показ иллюстрации с изображением лисы и лисятами
- И вот, в этом лесу, жила лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша.
- Какие лисята? Что они любят делать?
- Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша».
- Не слышат лисята, давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша).
- Опять не слышат лисята. Позовем их еще раз.
- Услышали, наконец, лисята. И прибежали обратно. И пообещали больше никогда не убегать далеко.
- Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша)
- Когда мы произносим слово так, это значит, что мы делаем его на части. Послушайте, как я сейчас произнесу слово «Лиса» и хлопну в ладоши на каждый слог.
- Давайте вместе (ли-са). Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
- Как называют дитенышей лисы? (Лисята)
- Давайте разделим слово на слоги (Ли-ся-та)
- Сколько слогов? Какой первый, второй и третий? Чтобы разделить слово на части, можно:
1. Прохлопать в ладоши
2. Прошагать
3. Простучать
4. Приложить ладонь к подбородку
- Часть слова называется слог. Давайте произнесем хором.
4. Физминутка «Руки подняли и помахали»
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу,
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.
5. Игра «Волшебный мешочек»
(Дети вынимают игрушки, называют их и делят слова на слоги)
6. Самостоятельная работа детей с картинками
(Показывают картинку и объясняют со скольки слогов состоит ее название)
7. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал»
8. Задание «Соедини по точкам»
9. Итог занятия
- Дети, чем мы занимались сегодня на занятии?
- Что вам запомнилось?