Занятие по развитию речи в средней группе
«Мы идем в осенний лес»
Цель:
Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания, отличительных способностях.
Задачи:
Закреплять представления о грибах;
Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей;
Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;
воспитывать бережное отношение к природе.
Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Совершенствовать умение скатывать шар из пластилина и сплющивать его в лепешку, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: силуэт гриба, иллюстрации с грибами, звездочки зеленые и красные, плоскостные грибы, объемная трава для игры «Съедобный грибок положи в кузовок», карточки с грибами и загадками, грибы из теста, гуашь, кисточки, вода, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок о грибах, рассказы воспитателя, детей из личного опыта, беседы на тему «Съедобные и несъедобные грибы», «Что нам осень принесла», отгадывание загадок, игры «Четвертый лишний», «Кузовок», чтение стихов о грибах, разучивание пальчиковой гимнастики, рисование и конструирование грибов, аппликация и лепка грибов.
Ход занятия
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. «Десять пальцев»
Десять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, и их осталось девять.
Девять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось восемь.
Восемь тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось семь.
Семь тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось шесть.
Шесть тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось пять.
Пять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось четыре.
Четыре тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул,
И их осталось три………
Воспитатель: Для чего человеку нужен лес? (мы приходим туда чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, послушать музыку леса - шелест листьев, пение птиц ,жужжание насекомых).
- Что ещѐ лес даѐт человеку? (грибы, ягоды, орехи, строительный материал). Сегодня мы с вами отправимся в лес по грибы да по ягоды. Как мы оденемся? Что возьмѐм с собой? (корзину). Как ещѐ по- другому можно назвать корзину ( кузовок, лукошко)
Ну, что ж отправляемся в путь:
Мы в осенний лес идем ( шагаем)
Соберем листочки ( собираем)
Много там чудес найдем:
Желуди, грибочки…
Все в корзину соберем и опять пойдем.
Пришли на поляну, сели.
- Какие вы знаете грибы? Какой гриб растѐт под осиной? А почему этот гриб назвали подберезовиком? А этот масленком? Где он чаще всего растет? Беседа о строении гриба:
- как называется эта часть гриба (ножка), а что на ножке (шляпка).
Слышим плач. На пеньке сидит старичок –Лесовичок.
- О чем ты так горько плачешь?
Лесовичок: Заколдовала меня злая колдунья за мою доброту и заботу о лесе, о его обитателях: животных, насекомых, грибах, цветах, ягодах. Наступила грибная пора, а я совершенно забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя!
Воспитатель: Что же делать, ребята, надо помочь доброму Лесовичку, вспомнить все о наших грибах.
- Ребята, какие грибы бывают? (съедобные и ядовитые? Самый красивый ядовитый гриб это… (мухомор).
- Нужно его сбивать палкой, если он встретится нам в лесу? (нет, им лечатся лесные звери.)
- Кто знает, что можно приготовить из грибов? (суп грибной, пироги. Грибы можно жарить, солить, сушить).
Вот какие подарки преподносит нам лес.
- А в лесу кроме грибов растут ещѐ и ягоды, подскажите, как они называются? (земляника, ежевика, черника, брусника, костяника, голубика).
- Вспомните сказки, в которых герои ходили в лес за грибами и ягодами и заблудились? (Три медведя, Маша и медведь).
- А теперь, ребята, давайте посмотрим на картинки , назовем грибы и те грибы, которые съедобные, отметим зеленой звездочкой, а те грибы, которые несъедобные, отметим красной звездочкой, так как красный цвет – это сигнал опасности, чтобы было видно, где нас поджидает опасность.
Воспитатель: А ты, Лесовичок, внимательно нас слушай и запоминай.
(дети по очереди подходят к доске и прикрепляют звездочки на картинки)
(на доске иллюстрации с картинками грибов: белый гриб, лисички, подосиновик, подберезовик, опята, ложные опята, мухомор, бледная поганка)
Воспитатель: Дети, а какой гриб самый ядовитый? (бледная поганка)
– Его можно брать в руки? (нет)
- Самый красивый ядовитый гриб это… (мухомор). А можно ли мухоморы топтать, сбивать палкой, мять? (нет)
– Почему? Кому они нужны? (лесным жителям, они ими лечатся)
– Молодцы! А сейчас я вас приглашаю на полянку, размятся и поиграть. Лесовичок, мы и тебя приглашаем. (Дети выходят в круг, проводится игра «Мы идем в осенний лес»)
Игра малой подвижности «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. Дети идут по кругу
А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями
Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята Показывают рукой вправо
На пеньке – опята. Показывают рукой влево
Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком.
Украшай осенний бор.
Воспитатель: Лесовичок, а ты любишь отгадывать загадки? ( да)
Тогда слушай внимательно наших ребят и скажи верные отгадки:
На пеньке сидят братишки
Все в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются … ( сыроежки)
Воспитатель: .Правильно, ребята? нет - (опята)
Ходят в рыженьких беретах
Очень дружные сестрички
Золотистые … (рыжики)
Воспитатель: Правильно отгадал? Нет - (лисички)
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня – отравиться .
Знаю, знаю -(бледная поганка)
Воспитатель: Правильно.
Возле леса на опушке
Украшая темный бор
Вырос пестрый, как Петрушка
Ядовитый … (мухомор)
Шляпа темная с полями,
Мох под ножкой кружевами.
Самый главный гриб лесной
Как на троне под сосной!
Шоколадно – бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип
Воротник ажурный тонок
Гриб такой зовут … боровик .
Воспитатель: Правильно, дети? Нет -(масленок)
Молодцы! Загадки вы отгадываете очень хорошо. Посмотрите и Лесовичок наш повеселел .
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это ? Да это же лесная мастерская. Что же здесь лежит?
Желуди, разноцветный пластилин, поднос. Как вы думаете, что можно из желудей и пластилина слепить? (грибочки).
- Давайте постараемся и слепим для Лесовичка грибы и тогда он окончательно освободится от волшебных чар колдуньи. Дети лепят грибы, ставят на поднос.
Лесовичок: «Ой, спасибо вам, ребята, вы спасли меня от колдовства и помогли вспомнить все о грибах. За это вам угощение – грибочки, но не лесные, а домашние, печеные.
Выставляет корзинку с выпечкой – грибочки.
Благодарим Лесовичка.
Воспитатель: Ну, что ж, ребята нам пора возвращаться в детский сад.
До свидания, Лесовичок.
До новых встреч.!
Под шум леса уходим в детский сад.
Воспитатель. Молодцы! Но надо быть осторожными и с ягодами. Среди них тоже притаились ядовитые.
показывает детям иллюстрации с изображением ядовитых ягод
и называет их: волчья ягода, вороний глаз, дурман.
Воспитатель. Но если вы вдруг съели незнакомую ягоду, скорее скажите об этом взрослым. При отравлении ягодами или грибами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать скорую помощь. До прибытия врача нужно очень быстро оказать первую помощь: выпить не менее 1 л воды комнатной температуры и вызвать рвоту. Так повторить пять раз. Запомните, ребята, каждая упущенная минута может стоить жизни.
Но будем надеяться, что с нами этого не случится, потому что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды и они никогда не попадут в вашу корзину.
Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания
Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки... Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох — выдох, вдох — выдох, вдох — выдох... (Дети выполняют движения).
Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими... (Дети открывают глаза и выполняют движения.)
Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся... (Дети потягиваются.) Опустите руки, сядьте. Молодцы!