Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию по теме: «Придумывание конца рассказа к готовому началу».
Программное содержание: формировать умение детей придумывать конец к началу рассказа Н.Н. Носова «Но горке».
обучающие:
- учить детей логически и последовательно составлять рассказ, развивать события в определенной последовательности, логике, правдиво отображать действительность в ходе придумывания;
- учить подбирать слова и речевые формы, необходимые для передачи описываемых событий, действий героев;
- учить рассказывать последовательно, без длительных необоснованных пауз.
развивающие:
- развивать воображение, фантазию, выдумку;
- развивать монологическую речь детей посредством творческого рассказывания;
- развивать логическое мышление, внимание.
воспитательные:
- воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу, умение дослушивать детей до конца;
- воспитывать интерес к работе в коллективе.
Методические приемы:
словесные:
- чтение стихотворения;
- отгадывание загадок;
- беседа.
наглядные:
- рассматривание иллюстраций «Зимние забавы»;
практические: придумывание конца рассказа к готовому началу.
Подготовка воспитателя к организованной образовательной деятельности: проработала раздел «Пересказ художественных произведений» из книги А.М. Богуш «Теория и методика развития речи».
Ход занятия:
«Рыбка».
Спокойное широкое открывание и закрывание рта.
(Ритмично под счет).
«Часики».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочередно касается то левого, то правого угла рта.
«Маляр».
Кончиком языка гладить небо от верхних зубов
«Пригласили маляра
Потолок белить пора».
«Тише – громче».
Рука воспитателя исполняет роль дирижера: чем выше рука, тем громче произносим звук «А», «О», «У». Чем ниже – тем тише.
Воспитатель. Вот зима пришла серебристая
Белым снегом замела поле чистое,
Днем с детьми на коньках все катается
Ночью в снежных огоньках рассыпается.
В окнах пишет узор льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор со свежей елочкой.
Воспитатель. Много хороших стихов, песен рассказов написано о зиме. Не меньше придумано о зиме и зимних забавах загадок. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы их отгадаете.
Он пушистый, серебристый
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи)
Под гору – лечу,
В гору – тащу.
(Санки).
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы много знаете о зиме. Ребята, а чем вы любите заниматься зимой на прогулке?
Ответы детей.
(кататься на санках, на лыжах, играть в снежки).
Воспитатель. А с горки любите кататься?
Ответы детей.
Воспитатель. Вот послушайте, какой рассказ написал Н.Н. Носов про одного мальчика, который очень любил кататься с горки. Рассказ так и называется «На горке».
Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его в кучу под стену сарая. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать. «Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься». А Котька Чижов из шестой квартиры, хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься – то как следует не умеет! Подъехал к горке. «Щ, - говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь». Только полез на горку – бух носом! «Ого, - говорит, - скользкая!» поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобрался не может. «Что делать?» - думает.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем придумывать конец к к этому рассказу . но сначала давайте вспомним:
- с чего начинается рассказ?
- что делал Котька, когда дети строили горку?
- Почему он не помогал ребятам?
- что сделал Котька, когда дети ушли обедать?
Воспитатель. А теперь давайте подумаем, чем же могла закончится эта история?
- Что мог придумать Котька, чтобы взобраться на горку?
- А что могли бы сказать ребята, увидев его на своей горке?
- Что могло случиться потом?
- Как бы вы закончили рассказ?
Далее дети придумывают продолжение и конец рассказа.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы справились с заданием и придумали интересные рассказы, а вот как закончил его Николай Носов.
«Думал, думал – и придумал: «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее». Схватил фанеру и покатил к дворницкой. Там ящик с песочком он и стал из ящика песочек на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх. «Вот теперь, - говорит, - скачусь!» Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит: «Как же теперь по песку кататься?» И пополз вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана.
Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видел, Котька?
Нет, - говорит Котька, - я не видел. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на нее взобраться.
Ах ты, умник! Ишь, что придумал! Мы трудились, трудились, а он песком! Как же теперь кататься?
Котька говорит:
Может быть когда-нибудь снег пойдет? Он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сейчас надо кататься.
Ну, я не знаю, - говорит Котька.
Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
Вот теперь, - говорят, - замерзнет, можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилась, что он еще сбоку ступеньки проделал.
Это, - говорит, - чтобы всем было легче взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!
Рефлексия:
Чей рассказ вам понравился больше всего?
Чему учит нас автор своим рассказом?