Тема занятия: «Светотеневой рисуок»
Цели и задачи:
Познакомить с понятием «освещение», как средством выявления объема. Научить видеть и передавать игру света и тени на геометрических телах при боковом освещении. Познакомить с понятиями: свет, тень, тень падающая, рефлекс, блик, полутень.
Развивать художественное восприятие вещного мира человека.
Воспитывать внимание при работе над выполнением рисунка.
Оборудование:
Учитель: Презентация объяснения материала, постановка из трех предметов, искусственное освещение, таблицы – раздаточный материал, учебный рисунок геометрических тел, новые слова на доске, учебный рисунок.
Учащиеся: построение натюрморта в альбоме – линейный рисунок, простой карандаш, ластик.
Тип занятия: изучение нового материала, формирование новых умений и навыков.
Ход занятия:
Организационный момент.
Объявление темы урока.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с понятием освещения, света и тени в изображении окружающего нас мира. Но какую роль художники отводят освещению в картине?
Хоть мы и прекрасно понимаем, что наше восприятие таково, что мы легко узнаем предметы по их очертанию, то есть наш мозг получает сигнал и умеет сопоставить видимые элементы и опознать предмет.
Но художнику этого недостаточно.
- Что же нам дает освещение?
- Давайте экспериментально проверим, так ли, верно, то, что сказано в учебнике. Демонстрация разных типов искусственного освещения шара.
Актуализация опорных знаний.
Теперь давайте разберем, чем освещение может помочь нам в изображении данной постановки.
- Для начала вспомним, как можно передать трехмерное пространство в двухмерной плоскости листа? (с помощью линейной перспективы).
Но вот достаточно только линий, изображающих пространство и положение в нем наших предметов, чтобы создать выразительное и реалистичное отображение действительности? Как изобразить объем?
Ответы, предположения учащихся.
Сегодня мы разберем особенности светотени, и с ее помощью передадим объем в наших рисунках.
Светотень – важнейшее средство выразительности, помогающее показать объем. Светотень – это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая, шероховатая и т.п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета.
Светотень в рисунке помогает нам выразить такое выразительное средство графики, как тон. Посмотрите, как изменяется светлость предмета, в зависимости от удаления предмета от источника света. Давайте вспомним как изменить светлость при помощи простого карандаша и штриховки.
Упражнение 1.
Итак, тон – это характеристика светлости в изображении, показывающая степень освещенности предмета.
Теперь вы можете разобраться, как изменяется светлость на поверхности предметов. Необходимо учитывать и собственную светлость предмета.
Упражнение 2. Наблюдаем светлость предметов в натюрморте.
Ребята, у художников существует целая система, которая помогает безошибочно разобраться в игре света и тени на поверхности предметов.
Попробуйте при помощи таблицы понятия определить положение светотени.
Свет – освещённая поверхность предмета.
Полутень – поверхность предмета, освещённая косыми, скользящими лучами света. Служит переходом между освещённым участком предмета и тенью.
Тень (собственная тень) – часть поверхности предмета, куда лучи света не попадают, то есть неосвещённая поверхность предмета.
Рефлекс – отражение в теневой части предмета света другой поверхности.
Падающая тень – тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности стола, стены и т.п.
- У предметов с глянцевой поверхностью мы выделяем еще блик.
Блик – самое светлое пятно, блеск.
Практическая работа.
Ребята, давайте теперь разберем, как в нашем натюрморте распределить свет, полутень, тень, рефлекс, тень падающую. Начнем с плоскогранных предметов.
-Какие у нас есть плоскогранные предметы? (пирамида, параллелепипед).
Обратите внимание на изображение куба, плоскогранного предмета.
Штрихование пирамиды, затем параллелепипеда. Учитель показывает направление штриха, в зависимости от поворота грани предмета.
Теперь рассмотрим особенности изображения объема с помощью светотени, тел вращения. Учитель демонстрирует получение округлого штриха, формирование плавного перехода тональности с света на тень. Учащиеся самостоятельно штрихуют цилиндр.
Подведение итогов.
Упражнение 3. Для тех учащихся, кто раньше справился с практическим заданием.
- Ребята, давайте определим, какие геометрические тела изображена в натюрморте.
Демонстрация своих работ на доске. Оценивание с помощью учеников (критериями оценивания будем считать выразительность и качество передачи светотени, в изображении объемов).
- Что мы узнали о светотени?
Творческое задание на дом: потренироваться в формировании округлого штриха. По представлению с помощью светотени вазу сделать объемной. Источник света выбрать самостоятельно.