Конспект занятия психолога по развитию когнитивной сферы с детьми старшего дошкольного возраста: «Веселый мяч».
Цель: развитие когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать мышление, мыслительные операции, связную речь, творческие способности, память, воображение и внимание детей; способствовать развитию психических процессов дошкольников.
Ход занятия:
Психолог: Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, и сделаем им подарок - подарим свою улыбку. Пусть гостям станет хорошо от вашего тепла.
А теперь улыбнитесь друг другу.
Психолог: Дети, посмотрите, к нам в группу закатился мяч. Как вы думаете, почему он к нам пришел? В какие игры можно играть с мячом? (Футбол, баскетбол, выбивной, катить, бросать). Давайте с вами поиграем в игру.
1. Игра «Кто кем станет?»
Цель: развитие мышления, воображения, скорости реакции, обогащение словаря.
Дети становятся в круг, психолог бросает каждому ребенку мяч и задает вопрос, ребенок дает ответ и бросает мяч обратно.
- Кем будет яйцо?
- Кем будет цыпленок?
- Кем будет теленок?
- Кем будет девочка?
- Чем будет желудь?
- Кем будет гусеница?
- Кем будет мальчик?
- Кем будет папа?
- Кем будет жеребенок?
2.Упражнения на развитие познавательной сферы: «Четвертый лишний».
Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления.
Дети сидят по кругу. Психолог бросает мяч ребенку, при этом он проговаривает названия четырех предметов. В этом смысловом ряду три слова относятся к одному общему понятию. Ребенку нужно назвать один лишний предмет, то есть тот, который не имеет отношения к другим, объяснить свой выбор и вернуть мяч ведущему.
Варианты слов:
- кресло, диван, кровать, кастрюля;
- корова, коза, овца, карась;
- огурец, морковь, лук, заяц;
- воробей, сокол, пчела, ласточка;
- лыжи, коньки, лодка, санки;
- стул, молоток, топор, пила;
- снег, мороз, жара, лед;
- черешня, клубника, картофель, смородина;
- автобус, трамвай, самолет, троллейбус.
3. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Цель: для развития мелкой моторики руки.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Подушечки всех пальцев одновременно дотрагиваются друг до друга)
Раз, два, три, четыре, пять
(Соединяем одноименные пальцы большой с большим и т. д.)
Начинай опять считать
(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(Поочередное касание)
Мы закончили считать.
(Встряхиваем опущенные внизу кисти рук)
4. Упражнение «Реши логические задачи».
Цель: развитие логического мышления и внимания.
1. Я нашел в дупле у белки,
Три лесных орешков мелких.
Вот еще лежит один.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Ты орешки сосчитай-ка! (Четыре)
2. На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И уселся рядом с ним. (Два)
3. Четыре спелых груши На веточке качалось. Две груши снял Павлуша, А сколько груш осталось? (Две)
5. Игра «Кричалки - шепталки - молчанки».
Цель: развитие наблюдательности, волевой регуляции, умение действовать по правилам.
Когда психолог или ребенок поднимает красную фигуру - «кричалку» - можно бегать, кричать, шуметь; желтую - «шепталку» - можно тихо передвигаться и шептать; синюю - «молчанку» - дети должны замереть на месте и не шевелиться.
Игра заканчивается сигналом «молчанка».
Психолог: Мячику очень понравилось с вами играть. Давайте раскрасим цветными карандашами мячики. Дети раскрашивают мячики.
Психолог: Дети, мячику очень понравились ваши работы, посмотрите, как он обрадовался.
6. Рефлексия.
Психолог: А вам понравилось сегодня играть в игры? Какая игра вам понравилась больше всего? А теперь давайте попрощаемся с нашим мячиком и гостями.
Литература:
Никифорова Л.-М.: Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. Книголюб, 2005.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П.Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, 2011 г.