СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Понятия – свет, блик, тень, полутень"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Понятия – свет, блик, тень, полутень"»

Тема: «Понятия – свет, блик, тень, полутень»

Цель: Ознакомление с понятием “освещения” как средства выявления объёма предмета

Задачи:

  1. Расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине;

  2. Познакомить с градацией светотени, понятиями: “блики”, “полутени”, “собственная тень”, “рефлекс”, “падающая тень”.

  3. Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться передавать объём геометрических тел при помощи светотени.

Метапредметные УУД:

Познавательные: анализировать предлагаемое задание, рассматривать и анализировать картины художников, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов.

Оборудование: геометрические тела, иллюстрации.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Задания: (3 команды)

Разрезанная на отдельные слова фраза из пройденной темы, сложить фразу и прочитать нам ее вслух. Время, отведенное на выполнение задания – 1, 5 минуты.

Сложи фразу.

1) Точка схода – это точка на линии горизонта, в которой сходятся изображения параллельных линий при построении перспективы

2) Перспектива – это правила и закономерности изображения предметов и объектов в пространстве

3) Точкой зрения называется точка, из которой предполагается взгляд на вещи при перспективном изображении

2. Фрагменты открыток, составить 3 открытки. Время, отведенное на выполнение задания – 1, 5 минуты.

3. Мотивация. Целеполагание.

Сейчас вы увидите работы разных художников, разного времени.

Микеланджело да Караваджо считается одним из первых художников 17 века, который применил приём резкого противопоставления света и тени.

На его работах резкий поток света выхватывает предметы из тёмного пространства, что создаёт ощущение повышенной реалистичности и в то же время придаёт обычным вещам загадочность.

Источник света не виден: очевидно, художник имел ввиду Божественный свет, который озаряет мир и подчёркивает его тайный смысл.

Последователем Караваджо был Жорж де Латур. Картина “Святой Иосиф-плотник” на первый взгляд полностью лишена какой-либо торжественности; художник представил обычного ремесленника с мальчиком - мальчик – Христос держит свечу над склонившимся к работе Иосифом. И хотя речь идёт о плотнике, пламя свечи освещает лицо Христа и привлекает внимание зрителей именно к нему, а не к фигуре Иосифа.

Другим художником, использовавшим возможности направленного освещения, был Франсиско Сурбаран. Живописец изобразил простые и изящные вещи: вазочки, кувшинчик, металлическое блюдо и чашу. Его работа реалистична, каждый предмет изображён отдельно, чтобы почувствовать его значительность. Чувствуется даже материал из которого сделаны эти предметы.

Совсем другое освещение на полотнах Ж.-Б. Шардена – источник света дальше и не такой контрастный кажется, что человек прикасался к предметам, пользовался ими, но вдруг отлучился ненадолго, и предметы застыли в шатком спокойствии, ожидая возвращение хозяина. Данная работа была заказана художнику Екатериной II для оформления конференц-зала Академии художеств в Санкт-Петербурге.

- Что объединяет все эти работы?

Ответы учащихся: (в них присутствует освещение, свет, они написаны на тёмном фоне ...)

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

- Как бы вы назвали сегодня тему нашего урока?

(«Освещение. Свет и тень в изобразительном искусстве»)

4. Формирование новых знаний.

Правила линейной перспективы позволяют изображать предметы в пространстве. Чтобы превратить круг в шар, прямоугольник в цилиндр, квадрат в куб, недостаточно только пририсовать ему дополнительные грани, иначе у нас получится просто пустой каркас.

О том, как изобразить предметы, чтобы они выглядели объемными, мы узнаем, посетив страну “Света и Тени”. Создать в рисунке объем не так уж сложно, как кажется. Для этого надо познакомиться с такими личностями, как принц СВЕТ и принцесса ТЕНЬ. Уж они-то точно знают, что такое ОБЪЕМ!

В волшебной стране все совсем не так просто, как кажется, с первого взгляда! Есть у Света и Тени незаметный, но очень важный помощник – РЕФЛЕКС. О нем должен знать каждый художник! Рефлекс – это свет в тени. Господин РЕФЛЕКС - его появление на наших рисунках делает эти самые рисунки более живыми и реальными.

В стране Света и Тени есть еще одна важная особа, её зовут Падающая ТЕНЬ. Без неё нарисованный предмет будет висеть в воздухе, она положит его на землю, создаст необходимое для реальности изображаемого предмета чувство ВЕСА. Падающая Тень имеет свои особенности. Во-первых, она четко очерчена, у неё редко бывают размытые края. Однако это не означает, что можно рисовать жирную линию вокруг тени! Вторая особенность тени: она более густая и темная внутри и ближе к предмету, а ближе к внешнему своему краю она более светлая и прозрачная. Тень не бывает однородной никогда, запомните это! К тому же, теней может быть две, три и более, в случае если у нас источников света два, три, и более.

Для того чтобы научиться рисовать реалистично нужно знать законы света и тени:

1.Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

2.Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

3.Предметы можно освещать: сзади (контражур), спереди (фронтально), сбоку.

Светотень — это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.

Элементы светотени: Блик, Свет, Полутень, Собственная тень, Рефлекс, Падающая тень.

4.Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет.

5.Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

6.Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.

7.Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют светотональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

Физкультминутка

  1. Блиц-опрос

Освещенная поверхность предмета называется…

Всегда там, куда не попадает свет, располагается…

Отражает свет и цвет других предметов …

Она всегда там, где мало света, располагается между светом и тенью …

Лучик солнца на светлом месте предмета…

Тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности (поверхности стола, стены и т.д.) называется…

5. Практическая работа

Задание: выполнить эскиз постановки предметов с применением правил светотени.

6. Закрепление изученного материала

Задание “Найди ошибку”

7.Подведение итогов

8. Домашнее задание

Согнуть полоску в произвольной форме, чтобы были ребра и цилиндрическая поверхность. Сделать зарисовки того, как распределяется светотень на полученной полоске картона




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!