Конспект занятия по внеурочной деятельности «В мире книг»
Тема: С.Михалков « Котята», «Мы везём с собой кота», «На прививку 1 класс»
Цели:
– познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.В. Михалкова;
– развивать речь, память, логическое мышление, интерес к чтению, расширяя опыт самостоятельного чтения;
– совершенствовать навыки выразительного чтения;
– воспитывать стремление к доброте, дружбе, взаимопомощи.
Тип урока: изучение новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы,
Личностные:
проявлять положительное отношение и интерес к братьям нашим меньшим.
УУД.
Регулятивные:
планировать свои действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Познавательные:
уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные:
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологические высказывания, выслушивать мнение партнёра, работая в паре или в группе, владеть диалогической формой речи.
Тип занятия: литературная гостиная.
Оборудование:
Портрет: С. В. Михалкова, выставка книг, изображения кошек ,энциклопедия о животных, раздаточный материал, презентация.
Организация занятия.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
2.Актуализация знаний
1.Учитель читает отрывки из произведений авторов А.Барто, Э.Успенского и С.Михалкова, С.Маршака, а учащиеся выбирают портрет поэта и называют его.(Слайд2-3)
Вовка — добрая душа
Шла вчера я по Садовой
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена —
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила: — Это мне? —
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка — есть такой! (А.Барто
Самуил Маршак - стихи. "Вот какой рассеянный" .
2
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто -
Говорят ему: "Не то!"
Стал натягивать гамаши -
Говорят ему: "Не ваши!"
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
3.Сообщение темы и задач занятия
-Посмотрите на портреты. Один портрет остался.
-Почему?
-Как вы думаете, почему я поместила его на доске вместе с остальными?
-Сформулируйте тему занятия
-Сегодня мы познакомимся с русским поэтом и писателем, сказочником и баснописцем, переводчиком – Сергеем Владимировичем Михалковым.
Узнаем…..
Познакомимся…………
4. Работа по теме занятия
А) знакомство с биографией поэта.(Слайд 4-6)
Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, 13марта, в Москве. Число 13считал счастливым. Мой рассказ о жизни и творчестве С.В.Михалкова
В десять лет он написал свою первую басню. Когда ему исполнилось 14 лет, семья Михалковых переехала в город Пятигорск. Там Сергей Михалков окончил среднюю школу и вернулся в Москву. Он стал рабочим на одной Московской фабрике. Он очень любил животных. В его доме всегда жили кошки, собаки . Однажды Михалков написал стихи для детей. Их напечатали в журнале «Пионер». Они сразу понравились и читателям, и поэтам. Михалков написал ещё 2-3 детских стихотворения, затем появился «Дядя Стёпа», стихотворение «Мы с приятелем». С. Михалков познакомился, а потом и подружился с такими детскими писателями, как С.Я. Маршак и К. И. Чуковский. Так Михалков стал одним из любимых детских писателей. Сергей Владимирович известен не только в нашей стране,но и в других странах. Ведь именно он написал слова Гимна Российской Федерации.
– Ребята, у кого из вас есть дома домашние животные? Вы любите их?
– За что вы их любите? Как за ними ухаживаете?
- Как вы думаете, почему именно эту тему я затронула? Предположите, чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться?
- О ком будет это произведение?
- Наверное, каждый из вас хотел бы иметь в доме маленькое живое существо. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом кошку. Ведь они требует ежедневной заботы и ухода, особенно маленькие котята – они многого не умеет, их надо всему учить.
Б) чтение стихотворения «Котята» (Слайд 7
- Понравилось вам произведение С.В. Михалкова?
-Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
- Почему же девочка улыбалась?
2).Анализ произведения
– О чём автор хочет рассказать ребятам?
- Сколько было котят? Как их звали?
– Какими они были? Прочитайте описание каждого. А какого котенка вы выбрали бы себе?
Назовите пары слов, которые можно считать рифмой.
-Кошки- загадочные животные, то нежные, то злые. Давно живут в доме человека. Психологи утверждают: у кого есть кошка, тот может не бояться одиночества. Люди, у которых есть кошки, это добрые люди, живут дольше и счастливее других.
-Подумайте и вспомните, что умеет делать кошка?
-ловит мышей;
-предсказывают погоду;
-выступает в цирке;
-защищает своего хозяина.
-На доске прикреплены карточки со словами:
Шустрый, неугомонный, отважный, светлый, бесстрашный, мужественный, смышленый, сообразительный, непоседа, шаловливый, неглупый.
Дети читают слова. Подбирают слова-характеристики к каждому котенку.
В) В движении аудиопрослушивание « Мы везем с собой кота» с повторением слов.
Вопросы по тексту ( Слайд 8-9-10)
-Кто отправился в путешествие?
- С каким настроением они отправились?
-Перечислите, кого взяли с собой.
-Дайте характеристику людям, отправившихся в путешествие.
-чему учит нас это стихотворение?
Г) чтение стихотворения « На прививку 1 класс»
- Каким вы представляете себе героя этого стихотворения? Кто он?
- В каком классе учится мальчик?
- Куда позвали первый класс?
- В чем убеждал всех мальчик?
- Что значит выражение «стальные нервы»?
- Какой вид спорта упоминается в стихотворении?
- Почему у мальчика дрожат коленки? Что он при этом чувствует? (Мальчик боится укола. При этом храбрится, старается убедить и себя и окружающих людей в том, что не стоит бояться укола.)
7. Рефлексия
-Сегодня мы много говорили о кошках, поэтому сейчас мы сделаем украшение к закладке в форме головы котёнка.
8. Итог урока
– Что нового узнали на занятии?
– Что особенно запомнилось, понравилось?
– Какие сведения, полученные на занятии , пригодятся вам?
– Кто доволен своей работой?
– Жду ваших рисунков с изображением ваших питомцев.
-И в заключении я хочу сказать: когда берёшь на воспитание кошку, надо помнить, что ты до конца жизни своего питомца за него в ответе. Несмотря ни на что, кошки маленькие и беззащитные, по отношению к людям. Любите и берегите их! Спасибо за работу. Занятие закончено.