Тема занятия: Лекарственные растения родного края.
Цель: Познакомить с лекарственными растениями родного края.
Задачи: Образовательная:
Ознакомление учащихся с историей появления лекарственных растений, с лекарственными растениями своей местности, с правилами приготовления чая, настоя и отвара.
Развивающая:
развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса.
формирование умения работать в группе.
Воспитательная:
воспитание бережного отношения к природе родного края, показать, что природа – основной источник здоровья и благополучия людей,
Практическая работа: заваривание травяного настоя, чая, отвара.
Основные термины и понятия: настой, отвар, чай.
Планируемые результаты: в результате занятия учащиеся смогут распознавать лекарственные растения родного края, определять их по внешнему виду; применять полученные знания в своей жизни при лечении некоторых заболеваний, зная целительные свойства растений; развивать навыки сотрудничества – умение договариваться; формулировать собственное мнение о важности лекарственных растений для человека.
Наглядные пособия: картинки лекарственных растений; аптечные упаковки лекарственных растений; презентация «Лекарственные растения родного края»; фильм «Из истории лекарственных растений»; музыкальная физкультминутка; сборники лекарственных растений: «Травник», «Растения – сорняки».
Оборудование: телевизор; ноутбук; термос с настоем из шиповника; стаканчики; халат врача для игры; для практического занятия : кастрюля, банка, стакан, полотенце, термос, плоды шиповника, фильтр-пакетик ромашки, крышки -2, кипяток, смесь лекарственных трав.
Ход урока:
1. Организационный момент (1 мин)
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я говорю Вам, здравствуйте, значит, я желаю всем вам здоровья.
2. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит в путь – на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду,
Снова будешь жизни рад.
- Ребята, а вы видели на грядках микстуры и таблетки?
- А какая тогда может быть связь с огородом, садом и лекарством?
- Как называются такие растения?
- Подумайте и скажите, какая будет тема нашего занятия?
- Тема нашего занятия «Лекарственные растения родного края». (На доске запись)
- Лекарственные растения - это те растения, которые применяются в профилактических и лечебных целях.
- А что бы вы хотели о них узнать сегодня на занятии?
- Сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир лекарственных растений нашего края. Здесь нас ждут увлекательные истории, задания, связанные с этими растениями. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами. У одних растений ценные вещества находятся в листьях; у других – в корнях; у некоторых – в цветках и плодах. Если мы ими научимся умело пользоваться, то сможем сохранить своё здоровье и красоту на долгие годы.
3.Основной этап занятия. (38 мин)
1.Знакомство с историей лекарственных растений.
- Начнём мы наше занятие с небольшого знакомства об истории использования лекарственных растений.
Фильм «Из истории лекарственных растений» ( 5 мин)
- Вот так на протяжении многих веков люди изучали свойства лекарственных растений.
- Что нового для себя вы узнали, посмотрев фильм?
- А сколько же стоили лекарственные растения, привезённые из других стран?
- Скажите, пожалуйста, а что такое аптекарская изба?
- Что такое аптекарский огород?
- Молодцы!
2. Легенда. (2 мин).
- Известно одно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес и попросил принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал вернувшись из лесу Чараки, - я три дня ходил по лесу и (ЧТО МОГ ОТВЕТИТЬ ЧАРАКИ?) не нашёл ни одного бесполезного растения».
- По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир — это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт Сергей Кирсанов:
Я не степью хожу.
Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
- Предлагаю вам вместе со мной разобраться в этой картотеке.
3. Игра «Узнай лекарственное растение» (картинки растений) (10 мин)
- Предлагаю вам, ребятки!
Отгадать мои загадки.
Обожгу и без огня. (Крапива)
- Отгадали? А что вы о ней знаете?
Крапива травянистое растение. Крапиву ни с одним другим растением не спутаешь. При прикосновении к её листьям и стеблю, человек как бы обжигается, и на коже появляются волдыри.
В трудные годы крапива очень выручала людей. Её употребляли в пищу, готовили супы, салаты. В крапиве много витаминов. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».
Крапива кровоостанавливающее средство. Отвар из её листьев применяют при кровотечениях.
Ещё на отваре листьев делают шампунь для укрепления волос. А вениками из крапивы хлещут по больным суставам.
Руки трудно уж отмыть!
Жёлтый сок в листочках,
В маленьких цветочках
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)
Чистотел травянистое растение. Растёт чистотел кругом. На вид невзрачное растение, с желтыми цветками. В медицине применяется свежий сок чистотела. Его используют для лечения бородавок. Чистотел – это ядовитое растение.
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвёшь листочек осторожно.
Что нас лечит? (Подорожник)
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Это многолетнее растение, неприхотливое, прорастает в основном около тропинок и дорог, из-за чего и получил свое название. Листья подорожника останавливают кровотечение, заживляют раны, снимает воспаление глаз и зубную боль. Соком подорожника лечат болезни желудка. Также оказывает успокаивающее действие при укусах пчёл, ос.
Жёлтые глазки,
Белые реснички. (Ромашка аптечная)
Аптечная ромашка однолетнее травянистое растение. В народной медицине используют как противовоспалительное средство. Отваром из цветов ромашки полощут горло при ангине. Как успокоительное средство используют чай из цветов. Применяют и как косметическое средство.
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой … (Зверобой)
Зверобой многолетнее травянистое растение. Растёт он повсюду. Трава зверобоя издавна в народе считалась одной из главных врачебных трав, излечивающей 99 болезней. Собирают цветущие верхушки со стеблем, длиной 25-30 см. Настой зверобоя применяют при лечении различных воспаленных заболеваний, для улучшения работы желудка.
Цвета жёлтого цветки.
Как ещё нас называют,
Для чего нас применяют. (Календула)
Это растение можно увидеть на клумбах. В медицине используют цветки растения. Календула обладает противовоспалительным действием. Настой календулы применяют при ангине для полоскания горла, при болезни зубов, для лечения гайморита. На основе календулы делают крема. В косметологии его используют для удаления веснушек.
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. (Шиповник).
Шиповник – колючий кустарник. Из плодов этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток. Плоды богаты витамином С, А,В 12, К и РР. Полезно пить настой из плодов шиповника при авитаминозе и простуде. Сироп шиповника добавляют в готовый отвар или настой (вместо меда или сахара).
А необычными листами:
То твёрдыми, холодными,
То мягкими и тёплыми. (Мать-и-мачеха)
Мать-и-мачеха многолетнее травянистое растение. Растёт на пустырях, по берегам рек и ручьев и т.д. Ранней весной появляются жёлтые цветки. Листья большие. Верхняя часть гладкая и холодная, а нижняя белая и мягкая.
Лечебными свойствами обладают цветки и листья мать – и – мачехи. Это лекарственное растение оказывает противовоспалительное действие, способствует разжижению мокрыты и отхаркиванию. Отвар применяют при бронхите, пневмонии.
Аромат и мёд даёт.
И спасает нас от гриппа
От простуд царевна... (Липа)
Это замечательное целебное дерево. Растёт в парках, на аллеях, в садах. Привлекает ароматно-медовыми цветами жёлтого цвета.
Для приготовления различных лечебно-профилактических средств на основе липы используют - липовые соцветия. Настой из липы считается жаропонижающим и мочегонным средством. Его используют при ангине, бронхите, воспалении лёгких. Много принимать настоя из липы не рекомендуется.
- Вы наверно обратили внимание на то, что среди зелёных целителей есть и травянистые растения – ромашка аптечная, крапива, но есть ещё и кустарники - шиповник, и деревья - липа и другие.
- А какие лекарственные растения вы видели около дома?
4. Физкультминутка (2 мин)
4. Практическая работа.
Приготовление отвара, чая и настоя. (5 мин)
- Из лекарственных растений в медицине используют отвары, чаи и настои. Я сегодня покажу вам, как приготовить лечебный чай, настой из шиповника и как приготовить отвар на водяной бане.
Ингредиенты: шиповник — 5 ст. л. высушенных плодов; 1 литр кипятка, 1 ст. л. сахара.
Приготовление витаминного настоя : Предварительно в термос залить кипяток, прогреть и ополоснуть, потом воду вылить. Затем внутрь поместить чистые плоды.
Сверху засыпать 1 ст. л. сахара (можно меньше).
Залить кипятком. Оставить на 5 – 6 часов или на всю ночь.
Можно готовить и другие настои, для этого нужно читать внимательно рекомендации на упаковке. Например, настой для полоскания горла. Смесь ромашки и календулы (всё по 1 ст. ложке) залить кипятком. Накрыть и оставить на 20 минут. Потом процедить и полоскать горло.
Ингредиенты: пакетик чая, 250 мл. горячей воды.
Приготовление: Один фильтр-пакет заварить 250 мл. горячей воды.
Накрыть чашку крышечкой или блюдцем.
Дать настояться. Чтобы напиток приобрел изысканный вкус, и полезные свойства ромашки настаивать его нужно не менее 5 минут. Так можно заваривать и чаи из смеси трав.
Ингредиенты: смесь лекарственных растений – 1 ст. л.; 200 мл. воды.
Кастрюля, банка, марля, крышка.
Приготовление: В банку насыпать 1 ст. л. лекарственного сырья , залить холодной водой и накрыть крышкой.
Поставить в кастрюлю, на дно которой необходимо положить марлю, залить холодной водой, накрыть крышкой и поставить на огонь на 20 минут, после закипания.
- Вот так можно готовить настои , чаи и отвары для профилактики и лечения заболеваний.
5) Ролевая игра «На приёме у врача» (5 мин )
«Люди добрые, по чести
Приношу такие вести.
Что послушать их не грех.
Радость будет здесь для всех.
К нам приехал мудрый,
Славный врач великий.
Он диагноз нам поставит,
Без лечения не оставит».
- А сейчас проведём игру под названием «На приёме у врача»
- Задача больного постараться изобразить то, что у него болит, назвать симптомы болезни. Доктор должен определить заболевание и назначить лечение. Будьте вежливыми.
Ромашка, мята, подорожник
Помогут раны врачевать.
Но с травами будь осторожен!
Во всём ведь надо меру знать!
- болит горло
-кашель
- бородавки
- волосы выпадают
6) Самостоятельная работа. (3 мин)
- Определите название лекарственного растения и его лечебные свойства.
Самопроверка.
- Сверьте свои ответы с эталоном. Где верно поставьте «+», где неверно « - »
7.) Просмотр презентации «Лекарственные растения родного края» ( 5мин )
- Предлагаю продолжить знакомство с лекарственными растениями. Посмотрим лекарственные растения нашего края, послушаем об их целебных свойствах, а потом проверим, насколько вы внимательно смотрели и слушали.
На полянке невзначай
Раскланялся Иван – чай:
«Мой пурпурный цвет, друзья,
Обойти никак нельзя!»
Он раскланялся любезно:
«Чай душистый пить полезно!»
Погляди на зверобой
На лугу повсюду.
Он поможет нам с тобой
Вылечить простуду!
Вот календулы цветки,
В народе просто –« ноготки»,
Если их в стакан сложить,
Кипятком простым залить,
И немного настоять-
Можно горло полоскать.
Я крапивой называюсь
И целебною считаюсь.
Для волос отвар полезен.
Могу кровь остановить
И организм ваш укрепить.
Лечу я сердце с давних пор,
Сказал, вступая ландыш в спор.
Хоть и прекрасен я на вид,
Но помни, друг – я ядовит!
Я растение чистотел.
В очищении преуспел.
Бородавку мажь мной смело
И внутри возьмусь за дело.
Мята - необычное растение
В чай добавишь - наслаждение,
Для души успокоение.
Из неё получишь масло
В нём целебных качеств масса.
Мать – и- мачеха
Мой листочек молодой
И цветочек золотой
Очень важен для людей ,
Для их дыхательных путей.
Водяной перец
Применяют корни для леченья,
Если острый энтероколит,
А ещё при кровотеченьях
И когда живот болит.
Одуванчика цветок – благовестник лета.
И полезен людям он для иммунитета.
Листья одуванчика в салатике полезны,
Цветы вы заварите, чтоб силы не исчезли.
Лопух
Я помогу вам от подагры.
Полезно масло для волос.
Лечу я авитаминоз.
Ещё ко мне добавьте травы
И будут прочные суставы.
Пастушья сумка
Эту сумочку пастух не возьмёт с собою,
Но она тебе поможет справиться с бедою.
На поляне собери, чаю приготовь.
Раны вылечит она, остановит кровь!
Подорожник
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – серёжки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Полынь горькая травка –
Животу поправка.
И сама душиста
И метёт чисто.
Ромашка аптечная
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар.
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
В медицине нет полезней.
Много вылечит болезней.
Рвать в букет её не надо –
Слишком много в Пижме яда!
От усталости и хвори
Помогает нам цикорий.
Если кто-то захандрит,
Чай с цикорием взбодрит.
Шиповник – для здоровья клад!
Так в народе говорят.
Из шиповника отвар –
Ценный от природы дар.
Рябина
Радостным видом друзей я встречала
Ягодой спелой всех угощала.
Кого от простуды чаем лечила,
Кого от давленья спасала не раз.
Скажу я вам честно, без всяких прикрас.
Липа – средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.
Говорят, когда болеют:
«Ну-ка, липа, выручай!»
Настои из берёзы
Лечат бронхи и гастриты.
А берёзовые почки
Разрушают камни в почках.
Кровоточат дёсна очень
Боль стоит, что нету мочи.
Кору дуба оттопите,
Дёсна чаще полощите!
8) Мини-соревнование (3 мин)
- Это конечно не все лекарственные растения нашей местности, а лишь небольшая часть.
- А сейчас вспомните названия лекарственных растений нашего края, с какими мы познакомились сегодня на занятии. И запишите их названия.
- У нас работают 2 группы «Травники» и «Знахари»
- Взяли лист и ручки. Договорились, кто из вас будет писать. У вас 2 минуты.
Приготовились. Начали.
г) Итог. Награждение.
- Молодцы! Справились с заданиями.
Итог занятия (1 мин).
-С какими растениями мы познакомились?
- Назовите лекарственное растение и его целебное свойство.
- Какие ядовитые растения вы знаете?
- Какие части растений используют для лечения?
- Для чего людям нужны лекарственные растения?
- В каком виде мы употребляем лекарственные растения? (чай, настои, отвары).
- Какой вывод мы можем сделать о значении лекарственных растений для человека?
Вывод: Если хорошо знать лекарственные растения, их целебные свойства, то можно предупредить, лечить некоторые болезни без дорогих лекарств.
- И помните, ребята! Лечимся травами только под наблюдением родителей и после консультации с врачом! Так как многие растения могут быть ядовитыми (полынь, ландыш, чистотел, пижма), некоторые лекарственные растения могут иметь побочные эффекты.
6. Рефлексия (1 мин)
- Мы сегодня познакомились с замечательными растениями. И мне хотелось, чтобы наше занятие не прошло даром. Чтобы вы научились видеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки.
Чтение стихотворения учеником
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
- А теперь покажите, вам понравилось наше занятие?
- Как вы оцениваете свою работу на занятии?
- Всем спасибо.
- А сейчас я всех приглашаю на дегустацию витаминного настоя из шиповника и напитка из рябины и шиповника.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Благодатенская СОШ»
Касторенского района Курской области
Конспект
открытого занятия
по внеурочной деятельности
«Лекарственные растения родного края»
3 класс
Мельникова Галина Николаевна,
учитель начальных классов
п.Белогорье
2020г.