СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Лекарственные растения родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Зелёная аптека" (Социальное направление) для 3 класса. Тема занятия "Лекарственные растения родного края".

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности "Лекарственные растения родного края"»

Тема занятия: Лекарственные растения родного края.

Цель: Познакомить с лекарственными растениями родного края.

Задачи: Образовательная:

  • Ознакомление учащихся с историей появления лекарственных растений, с лекарственными растениями своей местности, с правилами приготовления чая, настоя и отвара.

Развивающая:

  • развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса.

  • формирование умения работать в группе.


Воспитательная:

  • воспитание бережного отношения к природе родного края, показать, что природа – основной источник здоровья и благополучия людей,

  • воспитание уважения к мнению товарищей.

Практическая работа: заваривание травяного настоя, чая, отвара.

Основные термины и понятия: настой, отвар, чай.

Планируемые результаты: в результате занятия учащиеся смогут распознавать лекарственные растения родного края, определять их по внешнему виду; применять полученные знания в своей жизни при лечении некоторых заболеваний, зная целительные свойства растений; развивать навыки сотрудничества – умение договариваться; формулировать собственное мнение о важности лекарственных растений для человека.

Наглядные пособия: картинки лекарственных растений; аптечные упаковки лекарственных растений; презентация «Лекарственные растения родного края»; фильм «Из истории лекарственных растений»; музыкальная физкультминутка; сборники лекарственных растений: «Травник», «Растения – сорняки».

Оборудование: телевизор; ноутбук; термос с настоем из шиповника; стаканчики; халат врача для игры; для практического занятия : кастрюля, банка, стакан, полотенце, термос, плоды шиповника, фильтр-пакетик ромашки, крышки -2, кипяток, смесь лекарственных трав.







Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин)

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я говорю Вам, здравствуйте, значит, я желаю всем вам здоровья.

2. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду,

Снова будешь жизни рад.

- Ребята, а вы видели на грядках микстуры и таблетки?

- А какая тогда может быть связь с огородом, садом и лекарством?

- Как называются такие растения?

- Подумайте и скажите, какая будет тема нашего занятия?

- Тема нашего занятия «Лекарственные растения родного края». (На доске запись)

- Лекарственные растения - это те растения, которые применяются в профилактических и лечебных целях.

- А что бы вы хотели о них узнать сегодня на занятии?

- Сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир лекарственных растений нашего края. Здесь нас ждут увлекательные истории, задания, связанные с этими растениями. Вы узнаете о лекарственных  свойствах растений, которые  растут  рядом с нами. У одних растений ценные вещества находятся в листьях; у других – в корнях; у некоторых – в цветках и плодах. Если мы ими научимся умело пользоваться, то сможем сохранить своё здоровье и красоту на долгие годы.

3.Основной этап занятия. (38 мин)

1.Знакомство с историей лекарственных растений.

- Начнём мы наше занятие с небольшого знакомства об истории использования лекарственных растений.

Фильм «Из истории лекарственных растений» ( 5 мин)

- Вот так на протяжении многих веков люди изучали свойства лекарственных растений.

- Что нового для себя вы узнали, посмотрев фильм?

- А сколько же стоили лекарственные растения, привезённые из других стран?

- Скажите, пожалуйста, а что такое аптекарская изба?

- Что такое аптекарский огород?

- Молодцы!

2. Легенда. (2 мин).

- Известно одно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес и попросил принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал вернувшись из лесу Чараки, - я три дня ходил по лесу и (ЧТО МОГ ОТВЕТИТЬ ЧАРАКИ?) не нашёл ни одного бесполезного растения».

- По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир — это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт Сергей Кирсанов:

Я не степью хожу.

Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

- Предлагаю вам вместе со мной разобраться в этой картотеке.

3. Игра «Узнай лекарственное растение» (картинки растений) (10 мин)

- Предлагаю вам, ребятки!
Отгадать мои загадки.

  • Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива)

- Отгадали? А что вы о ней знаете?

Крапива травянистое растение. Крапиву ни с одним другим растением не спутаешь. При прикосновении к её листьям и стеблю, человек как бы обжигается, и на коже появляются волдыри.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Её употребляли в пищу, готовили супы, салаты. В крапиве много витаминов. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Крапива кровоостанавливающее средство. Отвар из её листьев применяют при кровотечениях.

Ещё на отваре листьев делают шампунь для укрепления волос. А вениками из крапивы хлещут по больным суставам.

  • Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Жёлтый сок в листочках,

В маленьких цветочках

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел)

Чистотел травянистое растение. Растёт чистотел кругом. На вид невзрачное растение, с желтыми цветками. В медицине применяется свежий сок чистотела. Его используют для лечения бородавок. Чистотел – это ядовитое растение.

  • Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвёшь листочек осторожно.

Что нас лечит? (Подорожник)

Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Это многолетнее растение, неприхотливое, прорастает в основном около тропинок и дорог, из-за чего и получил свое название. Листья подорожника останавливают кровотечение, заживляют раны, снимает воспаление глаз и зубную боль. Соком подорожника лечат болезни желудка. Также оказывает успокаивающее действие при укусах пчёл, ос.

  • Стоят кругом сестрички:

Жёлтые глазки,

Белые реснички. (Ромашка аптечная)

Аптечная ромашка однолетнее травянистое растение. В народной медицине используют как противовоспалительное средство. Отваром из цветов ромашки полощут горло при ангине. Как успокоительное средство используют чай из цветов. Применяют и как косметическое средство.

  • Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой … (Зверобой)

Зверобой многолетнее травянистое растение. Растёт он повсюду. Трава зверобоя издавна в народе считалась одной из главных врачебных трав, излечивающей 99 болезней. Собирают цветущие верхушки со стеблем, длиной 25-30 см. Настой зверобоя применяют при лечении различных воспаленных заболеваний, для улучшения работы желудка. 

  • Называют «ноготки»

Цвета жёлтого цветки.

Как ещё нас называют,

Для чего нас применяют. (Календула)

Это растение можно увидеть на клумбах. В медицине используют цветки растения. Календула обладает противовоспалительным действием. Настой календулы применяют при ангине для полоскания горла, при болезни зубов, для лечения гайморита. На основе календулы делают крема. В косметологии его используют для удаления веснушек.

  • Сидит на палочке

В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито. (Шиповник).

Шиповник – колючий кустарник. Из плодов этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток. Плоды богаты витамином С, А,В 12, К и РР. Полезно пить настой из плодов шиповника при авитаминозе и простуде. Сироп шиповника добавляют в готовый отвар или настой (вместо меда или сахара).

  • Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твёрдыми, холодными,

То мягкими и тёплыми. (Мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха многолетнее травянистое растение. Растёт на пустырях, по берегам рек и ручьев и т.д. Ранней весной появляются жёлтые цветки. Листья большие. Верхняя часть гладкая и холодная, а нижняя белая и мягкая.

Лечебными свойствами обладают цветки и листья мать – и – мачехи. Это лекарственное растение оказывает противовоспалительное действие, способствует разжижению мокрыты и отхаркиванию. Отвар применяют при бронхите, пневмонии.

  • Это дерево цветёт,

Аромат и мёд даёт.

И спасает нас от гриппа

От простуд царевна... (Липа)

Это замечательное целебное дерево. Растёт в парках, на аллеях, в садах. Привлекает ароматно-медовыми цветами жёлтого цвета.

Для приготовления различных лечебно-профилактических средств на основе липы используют - липовые соцветия. Настой из липы считается жаропонижающим и мочегонным средством. Его используют при ангине, бронхите, воспалении лёгких. Много принимать настоя из липы не рекомендуется.

- Вы наверно обратили внимание на то, что среди зелёных целителей есть и травянистые растения – ромашка аптечная, крапива, но есть ещё и кустарники - шиповник, и деревья - липа и другие.

- А какие лекарственные растения вы видели около дома?

4. Физкультминутка (2 мин)

4. Практическая работа.

Приготовление отвара, чая и настоя. (5 мин)

- Из лекарственных растений в медицине используют отвары, чаи и настои. Я сегодня покажу вам, как приготовить лечебный чай, настой из шиповника и как приготовить отвар на водяной бане.

  • Настой шиповника в термосе.

Ингредиенты: шиповник — 5 ст. л. высушенных плодов; 1 литр кипятка, 1 ст. л. сахара.

Приготовление витаминного настоя : Предварительно в термос залить кипяток, прогреть и ополоснуть, потом воду вылить. Затем внутрь поместить чистые плоды.

Сверху засыпать 1 ст. л. сахара (можно меньше).

Залить кипятком. Оставить на 5 – 6 часов или на всю ночь.

Можно готовить и другие настои, для этого нужно читать внимательно рекомендации на упаковке. Например, настой для полоскания горла. Смесь ромашки и календулы (всё по 1 ст. ложке) залить кипятком. Накрыть и оставить на 20 минут. Потом процедить и полоскать горло.

  • Приготовление чая из ромашки

Ингредиенты: пакетик чая, 250 мл. горячей воды.

Приготовление: Один фильтр-пакет заварить 250 мл. горячей воды.

Накрыть чашку крышечкой или блюдцем.

Дать настояться. Чтобы напиток приобрел изысканный вкус, и полезные свойства ромашки настаивать его нужно не менее 5 минут. Так можно заваривать и чаи из смеси трав.

  • Приготовление отвара на водяной бане

Ингредиенты: смесь лекарственных растений – 1 ст. л.; 200 мл. воды.

Кастрюля, банка, марля, крышка.

Приготовление: В банку насыпать 1 ст. л. лекарственного сырья , залить холодной водой и накрыть крышкой.

Поставить в кастрюлю, на дно которой необходимо положить марлю, залить холодной водой, накрыть крышкой и поставить на огонь на 20 минут, после закипания.

- Вот так можно готовить настои , чаи и отвары для профилактики и лечения заболеваний.

5) Ролевая игра «На приёме у врача» (5 мин )

«Люди добрые, по чести

Приношу такие вести.

Что послушать их не грех.

Радость будет здесь для всех.

К нам приехал мудрый,

Славный врач великий.

Он диагноз нам поставит,

Без лечения не оставит».

- А сейчас проведём игру под названием «На приёме у врача»

- Задача больного постараться изобразить то, что у него болит, назвать симптомы болезни. Доктор должен определить заболевание и назначить лечение. Будьте вежливыми.

Ромашка, мята, подорожник

Помогут раны врачевать.

Но с травами будь осторожен!

Во всём ведь надо меру знать!

- болит горло

-кашель

- бородавки

- волосы выпадают

6) Самостоятельная работа. (3 мин)
- Определите название лекарственного растения и его лечебные свойства.

Самопроверка.

- Сверьте свои ответы с эталоном. Где верно поставьте «+», где неверно « - »

7.) Просмотр презентации «Лекарственные растения родного края» ( 5мин )

- Предлагаю продолжить знакомство с лекарственными растениями. Посмотрим лекарственные растения нашего края, послушаем об их целебных свойствах, а потом проверим, насколько вы внимательно смотрели и слушали. 

На полянке невзначай

Раскланялся Иван – чай:

«Мой пурпурный цвет, друзья,

Обойти никак нельзя!»

Он раскланялся любезно:

«Чай душистый пить полезно!»

Погляди на зверобой

На лугу повсюду.

Он поможет нам с тобой

Вылечить простуду!

Вот календулы цветки,

В народе просто –« ноготки»,

Если их в стакан сложить,

Кипятком простым залить,

И немного настоять-

Можно горло полоскать.

Я крапивой называюсь

И целебною считаюсь.

Для волос отвар полезен.

Могу кровь остановить

И организм ваш укрепить.

Лечу я сердце с давних пор,

Сказал, вступая ландыш в спор.

Хоть и прекрасен я на вид,

Но помни, друг – я ядовит!

Я растение чистотел.

В очищении преуспел.

Бородавку мажь мной смело

И внутри возьмусь за дело.

Мята - необычное растение

В чай добавишь - наслаждение,

Для души успокоение.

Из неё получишь масло

В нём целебных качеств масса.

Мать – и- мачеха

Мой листочек молодой

И цветочек золотой

Очень важен для людей ,

Для их дыхательных путей.

Водяной перец

Применяют корни для леченья,

Если острый энтероколит,

А ещё при кровотеченьях

И когда живот болит.

Одуванчика цветок – благовестник лета.

И полезен людям он для иммунитета.

Листья одуванчика в салатике полезны,

Цветы вы заварите, чтоб силы не исчезли.

Лопух

Я помогу вам от подагры.

Полезно масло для волос.

Лечу я авитаминоз.

Ещё ко мне добавьте травы

И будут прочные суставы.

Пастушья сумка

Эту сумочку пастух не возьмёт с собою,

Но она тебе поможет справиться с бедою.

На поляне собери, чаю приготовь.

Раны вылечит она, остановит кровь!

Подорожник

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – серёжки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

Полынь горькая травка –

Животу поправка.

И сама душиста

И метёт чисто.

Ромашка аптечная

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар.

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

В медицине нет полезней.

Много вылечит болезней.

Рвать в букет её не надо –

Слишком много в Пижме яда!

От усталости и хвори

Помогает нам цикорий.

Если кто-то захандрит,

Чай с цикорием взбодрит.

Шиповник – для здоровья клад!

Так в народе говорят.

Из шиповника отвар –

Ценный от природы дар.

Рябина

Радостным видом друзей я встречала

Ягодой спелой всех угощала.

Кого от простуды чаем лечила,

Кого от давленья спасала не раз.

Скажу я вам честно, без всяких прикрас.

Липа – средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Настои из берёзы

Лечат бронхи и гастриты.

А берёзовые почки

Разрушают камни в почках.



Кровоточат дёсна очень

Боль стоит, что нету мочи.

Кору дуба оттопите,

Дёсна чаще полощите!

8) Мини-соревнование (3 мин)

- Это конечно не все лекарственные растения нашей местности, а лишь небольшая часть.

- А сейчас вспомните названия лекарственных растений нашего края, с какими мы познакомились сегодня на занятии. И запишите их названия.

- У нас работают 2 группы «Травники» и «Знахари»

- Взяли лист и ручки. Договорились, кто из вас будет писать. У вас 2 минуты.

Приготовились. Начали.

г) Итог. Награждение.

- Молодцы! Справились с заданиями.

  1. Итог занятия (1 мин).

-С какими растениями мы познакомились?

- Назовите лекарственное растение и его целебное свойство.

- Какие ядовитые растения вы знаете?

- Какие части растений используют для лечения?

- Для чего людям нужны лекарственные растения?

- В каком виде мы употребляем лекарственные растения? (чай, настои, отвары).

- Какой вывод мы можем сделать о значении лекарственных растений для человека?

Вывод: Если хорошо знать лекарственные растения, их целебные свойства, то можно предупредить, лечить некоторые болезни без дорогих лекарств.

- И помните, ребята! Лечимся травами только под наблюдением родителей и после консультации с врачом! Так как многие растения могут быть ядовитыми (полынь, ландыш, чистотел, пижма), некоторые лекарственные растения могут иметь побочные эффекты.

6. Рефлексия (1 мин)

- Мы сегодня познакомились с замечательными растениями. И мне хотелось, чтобы наше занятие не прошло даром. Чтобы вы научились видеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки.

Чтение стихотворения учеником

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

- А теперь покажите, вам понравилось наше занятие?

- Как вы оцениваете свою работу на занятии?

- Всем спасибо.

- А сейчас я всех приглашаю на дегустацию витаминного настоя из шиповника и напитка из рябины и шиповника.
















Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Благодатенская СОШ»

Касторенского района Курской области



Конспект

открытого занятия

по внеурочной деятельности

«Лекарственные растения родного края»

3 класс


Мельникова Галина Николаевна,

учитель начальных классов

п.Белогорье

2020г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!