СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по теме "Пластилиновая анимация"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультипликация сегодня – это один из быстро развивающихся видов искусства, поэтому так закономерна ее  востребованность. Из всех экранных видов искусств (кинематограф,  телевидение и т.д.) мультипликация для ребенка является наиболее понятным  и востребованным. Это огромная возможность для развития творческих  способностей детей. В мультипликации каждый ребенок может найти свое  место, потому что существует большое количество различных анимационных  техник. Далеко не последнее место среди них занимает теневая (силуэтная)  анимация. Именно о ней и хотелось бы поговорить с ребятами в этом уроке. И  не просто поговорить, а не снять небольшую мультипликационную зарисовку

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по теме "Пластилиновая анимация"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Конспект занятия по теме

«Теневая (силуэтной) анимация»

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности

«Основы мультипликации»)
























Пояснительная записка

Актуальность. Мультипликация сегодня – это один из быстро развивающихся видов искусства, поэтому так закономерна ее востребованность. Из всех экранных видов искусств (кинематограф, телевидение и т.д.) мультипликация для ребенка является наиболее понятным и востребованным. Это огромная возможность для развития творческих способностей детей. В мультипликации каждый ребенок может найти свое место, потому что существует большое количество различных анимационных техник. Далеко не последнее место среди них занимает теневая (силуэтная) анимация. Именно о ней и хотелось бы поговорить с ребятами в этом уроке. И не просто поговорить, а не снять небольшую мультипликационную зарисовку.

Адресность: конспект занятия адресован педагогам-мультипликаторам, как начинающим, так и опытным, но не работавшим в технике теневой (силуэтной) анимации.

Состав учебной группы: количество обучающихся, присутствующих на занятии – 8 человек.

Возраст: 10-12 лет.

Продолжительность: 2 часа (2 занятия по 40 минут, 10 минут перемена) Степень сложности занятия – средняя.

Цель занятия: познакомиться и практически отработать приемы создания теневой (силуэтной) техники анимации.

Задачи:

Обучающие:

− дать представление о технике теневой анимации;

− показать возможности создания мультфильмов в технике теневой анимации;

− познакомить с техникой создания персонажей для теневой анимации; − закрепить тему съемки и монтажа готового мультфильма в технике перекладки.

Развивающие:

− способствовать развитию образного и логического мышления; − способствовать формированию композиционных навыков; − развивать умение выражать мысли и чувства в речи;

− развивать умение сравнивать, обобщать и анализировать; − способствовать формированию трудовых навыков (вырезание ножницами, наклеивание и т.д.).

Воспитательные:

− способствовать воспитанию коммуникативной культуры обучающихся;

− формировать умение работать в команде по достижению общей цели. Методы:

− наглядные (показ мультфильмов и иллюстраций в технике силуэтной анимации);

− словесные (рассказ учителя, беседа);

− практические (дети на практике изучают технику силуэтной анимации).

Форма учебного занятия: практическое учебное занятие

Педагогические технологии:

− Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, инструктажи при работе с режущими инструментами, правила при организации рабочего места);

− Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа при создании мультфильма в технике силуэтной анимации);

− Информационно-коммуникативные технологии (использование компьютерной и мультимедийной техники);

− Групповое обучение;

− Развивающее обучение (вовлечение обучающихся в различные виды деятельности).

Планируемые результаты:

Предметные:

− получение первоначальных представлений о технике теневой (силуэтной) анимации;

− использование приобретенных знаний и умений (создание персонажей, основы монтажа) для съемки собственного мультфильма в технике силуэтной анимации;

Метапредметные:

− формирования умения образно мыслить, мысленно выстраивать сюжетную линию и визуализировать свой будущий мультфильм; − формирование умения логически выстраивать последовательность своих действий;

− формирование композиционных умений и навыков.

Личностные:

− формирование умения работать в команде, взаимодействовать друг с другом;

− развитие такие волевых качеств, как усидчивость и настойчивость в создании собственного мультфильма.

Материально-техническое оснащение:

− Мультстанок для съемки перекладной анимации;

− Ноутбук для съемки и монтажа мультфильма;

− м/м оборудование (экран, проектор, ноутбук);

− фото и видео-подборка по теневой анимации;

− цветная калька;

− черный картон или черная плотная бумага;

− ножницы и скальпель для вырезания (Приложение 1: «Инструктаж при работе с режущими инструментами»;

− бумага формата А3;

− коврик для резки;

− шаблоны для создания фона и персонажа. (Рисунок 1)

Кабинет для занятий желательно разделить на три зоны:

1. Зона с мультимедийным проектором (для беседы и просмотра видеофрагментов);

2. Творческая зона (для создания персонажей и фонов, где уже подготовлено рабочее место);

3. Техническая зона (зона съемки, где располагается мультстанок)





Ход урока

I. Вводная (организационная) часть.

(5 минут)

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о такой технике анимации, как теневая или силуэтная. А еще мы снимем небольшую мультипликационную зарисовку в этой технике. Посмотрим, чем она отличается от традиционной, бумажной или пластилиновой, перекладки.

II. Основная часть.

(80 минут)

Изучение нового материала

(15 минут)

Кто знает, что такое теневая анимация?

(ответы детей)

Теневая (силуэтная анимация) – это плоскостной вид анимации, такой же, как и перекладка, но отличается она от обычной перекладки тем, что в ней персонажи не цветные, а черные, как бы теневые. Это отличие сближает силуэтную анимацию с теневым театром, где персонажами выступали отбрасываемые людьми тени.

А что такое театр теней?

(ответы детей)

https://www.youtube.com/watch?v=RBvPR5OdRe4 (с 1,36 минуты)

То есть эмоции персонаж в силуэтной анимации, так же как в теневом театре, передает не через лицо (его не видно), а через движение. И при помощи силуэтов можно очень выразительно показать движение.

https://www.youtube.com/watch?v=IwpfZ9AP9H4&feature=emb_logo (животные)

https://www.youtube.com/watch?v=E4DB8H13oqw (люди)

Не всегда персонажи для теневой анимации бывают черные, в самом первом мультфильме «Апостол» (К. Куирини) персонажи были белые. К сожалению, этот мультфильм не сохранился до наших дней. Но почему бы не взять идею и не сделать белых персонажей. А можно вообще попробовать

сочетать белые и черные силуэты, только тогда нужно быть осторожным в выборе фона.

Как вы думаете, как мы с вами можем использовать сочетание белых и черных силуэтов?

(Примерные ответы детей: показать противоборство добра со злом, или взаимодействие черной и белой краски, ночь и день и т.д.)

Основателем, матерью, теневой анимации является немецкая художница Лотте Райнигер. Она создавала свои мультфильмы задолго до диснеевских. И это не просто мультипликационные зарисовки, это полнометражные мультфильмы. Один из них «Приключение принца Ахмета».

https://www.youtube.com/watch?v=IO974C0_GSQ&feature=emb_logo (с 6.06 по 8.09 минуты. Видеоролик об истории теневой анимации и о современной теневой анимации)

Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма Лотте Райнигер «Золушка» (1923 г). Обратите внимание на то, как создан фон, какие персонажи, как двигаются персонажи, как переданы эмоции и настроение персонажей.

Просмотр фрагмента мультфильма Лотте Райнигер «Золушка» https://www.youtube.com/watch?v=vSGVEOp-BVs&t=612s

(Разбор фрагмента с детьми, выразительность отрывка)

Фон для силуэтной анимации может быть, как черно-белым, так и цветным (Рисунок 2).

Особенность создания теневого мультфильма, как и теневого театра в том, как падает свет. Можно взять однотонный фон, но он не передаст глубину картинки. Но если вы подсветите фон снизу, он сразу станет объемнее (Рисунок 3)

Для создания фона мы с вами будем использовать цветную кальку, которая будет на заднем фоне, а верхний фон будет состоять из черных элементов, как и сам персонаж. Как показано на картинке. Очень важно соблюдать композицию, чтобы все элементы сочетались друг с другом. Но не перегружать фон деталями.

Особенности создания персонажа силуэтной анимации в том, что, как правило, персонажи рисуются и вырезаются в профиль, потому что именно так

хорошо видно их силуэт, черты лица и даже характер. А для того, чтобы наш персонаж двигался, мы так же, как в перекладке, сделаем все его подвижные части отдельно.

И конечно мы должны учитывать размеры фона и размеры наших персонажей.

Физкультминутка (3 минуты)

Практическая работа

(65 минут)

Сегодня мы с вами сделаем мультипликационную зарисовку в технике теневой анимации про обезьянку. Снимать нашу обезьянку мы будем с помощью светового планшета.

Нам нужно будет создать фон и персонажа, а затем заанимировать его.

Но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним, где живут и что делают обезьянки?

(Примерные ответы детей: едят бананы, висят на лианах, передразнивают людей, живут обезьянки в джунглях).

Значит, мы с вами должны сделать не просто деревья, а развесить лианы, и создать атмосферу джунглей.

Как будет двигаться наша обезьянка?

(Примерные ответы детей: обезьянка может висеть на лиане с помощью хвоста и лап, перебирает верхними конечностями и т.д.)

Для того, чтобы лучше понять, какой персонаж у нас должен быть и как он должен двигаться), давайте посмотрим видео про реальных обезьян, про их движения и повадки. Обратите внимание на то, как двигаются обезьяны, как они висят на ветках, как перебирают лапами, как движется хвост.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=18&v=K4ZC2Wc6Jyo&featu re=emb_logo

Как еще мы можем еще добавить реалистичность нашему персонажу? (Ответ ребят: с помощью звуков)

Как вы думаете, какие звуки нам понадобятся?

(Предполагаемые ответы ребят: крик обезьянки и фоновый звук джунглей).

Сейчас мы с вами разделимся на пары, каждая пара будет выполнять определенную функцию.

1 пара – из цветной кальки вырезает задний фон (Рисунок 4) и выкладывает его на световом планшете;

(на цветной кальке заранее нарисованы все элементы. Дети ножницами вырезают их и раскладывают на световом планшете, педагог проводит инструктаж по технике безопасности)

2 пара – из черной бумаги вырезает передний фон (Рисунок 5, рисунок 6) и выкладывает его на световом планшете;

(на четной бумаге заранее нарисованы все элементы, дети вырезают их ножницами и скальпелем на специальном коврике и выкладывают их на световой планшет, педагог проводит инструктаж по технике безопасности)

3 пара – на компьютере подбирает звуки к будущей зарисовке;

(ноутбук подключен к интернету, педагог подсказывает сервисы, на которых можно найти и скачать необходимые звуки)

4 пара – рисует и вырезает персонаж с отдельными, подвижными, частями и соединяет их с помощью клячки (Рисунок 7)

(на четной бумаге заранее нарисованы все элементы, дети вырезают их ножницами и скальпелем на специальном коврике и выкладывают их на световой планшет, педагог проводит инструктаж по технике безопасности)

Как нам оживить персонаж?

(Примерные ответы детей: снять, передвинуть какие-то части тела, опять снять)

Как он будет передвигаться?

(Примерные ответы детей: висеть на лианах, перехватываться лапами, висеть на хвосте, забираться на ветки).

Дети с помощью педагога анимируют обезьянку с помощью мультстанка для перекладной анимации, который настроен преподавателем заранее. Сам мультстанок позволяет вместить около себя всех детей. Дети по очереди выступают в трех ролях: режиссер (руководит процессом), аниматор (анимирует персонаж), оператор (снимает).

Монтаж мультфильма делает педагог после занятия, готовая зарисовка показывается и обсуждается на следующем занятии.

https://youtu.be/nj1hXXSkdI8 (готовая мультипликационная зарисовка в технике теневой (силуэтной) анимации)


III. Заключительная часть

(10 минут)

Подведение итогов урока.

Итак, наше занятие подошло к концу.

Я хочу предложить вам игру, в которой я начинаю фразу, а вы заканчиваете. Сегодня я узнала…

Я научилась…

Теперь я смогу…

Было трудно…

У меня получилось…

Мне на занятии было интересно…

Меня удивило…

Список использованной литературы:

1. И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня».- Издательский дом «Цветной мир», - 2012 год;

2. О. Дунаевская, Н. Пунько «Секреты детской мультипликации: перекладка», М.: - Изд-во «Линка-пресс».- 2017 г.

Интернет-источники:

1. http://studio-molino.ru/p0106.htm

2. Телеканал «Радость моя»

https://radostmoya.ru/


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Инструкция по охране труда

при проведении занятий по технологии с использованием режущих и колющих инструментов

К колющим и режущим приспособлениям относятся: - ножницы, ножи, вилки, крючки, лезвия, различные иглы и другие приспособления неосторожное обращение с которыми могут привести к травмированию. С данными приспособлениями необходимо работать осторожно.

1.Требования безопасности перед началом занятий

1.1. Учитель должен перед началом занятий осмотреть кабинет, проветрить его в течение 5-10 мин, проверить исправность, целостность и устойчивость используемого оборудования, инструментов, электророзеток и других травмоопасных элементов.

1.2. Входить в кабинет для занятий обучающиеся должны только с разрешения и в присутствии учителя.

1.3. Подготовить рабочий стол, правильно организовать рабочие место. 1.4. Проверить исправность инструмента.

2. Требования безопасности во время занятий

2.1. При пользовании режущим инструментом быть максимально внимательным и дисциплинированным.

2.2. Использовать инструменты только по их прямому назначению, не пользоваться неисправным инструментом.

2.3. Во время нарезки применять безопасные приемы работы, показанные преподавателем.

2.4. Передавать колющие, режущие инструменты рукояткой вперед. 2.5. Ножницы должны лежать с правой стороны, режущей стороной от себя. Не оставлять ножницы на столе раскрытыми. Не держите ножницы острыми концами вверх. Передавайте ножницы в замкнутом положении концами от себя. Не держите пальцы на линии разреза.

2.6. При работе использовать только исправный инструмент.

3. Требования безопасности в аварийной ситуации

3.1. Немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю об аварийной ситуации.

3.2. Оказать первую помощь пострадавшим.

4. Требования безопасности по окончанию работ

4.1. Соблюдая осторожность, очистить и вымыть режущие инструменты. 4.2. Сложить ножи в специально отведенное место.

4.3. Привести в порядок рабочее место.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рисунок 1:





Рисунок 2:


Рисунок 3:





Рисунок 4:

Рисунок 5:





Рисунок 6:




Рисунок 7:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!