Разработка внеклассного занятия по окружающему миру 2 класс «Волшебные месяцы зимы. Снежинки - чудесное творение природы."
Занятие: «Волшебные месяцы зимы. Снежинки-чудесное творение природы." Первые уроки стихосложения. Выставка творческих работ учащихся.
Цель: развитие творческих способностей учащихся, расширение кругозора, эстетическое развитие и приобретение эмоционального опыта.
Волшебные узоры зимы.
Занятие связано с экскурсией «Зимние зарисовки». Дети приносят бумагу, ножницы, карандаши и краски для рисунков, фотографии зимних пейзажей нашего города, района, пригородов Санкт-Петербурга для фотоконкурса и готовят устные рассказы о впечатлениях от красоты зимней природы
Беседа.
-Скажите, пожалуйста, ребята, сколько вы знаете месяцев в году?
-Назовите зимние месяцы. Сколько их?
-Какой месяц открывает зиму? Правильно, декабрь!
У римлян он был десятым, отчего и получил своё название (decem - десять). У наших предков он назывался "студень", или "студный" - от стужи и морозов, обыкновенных в ту пору. А ещё его называли метко - ветрозвон, ознобень, стужило, ледостав.
Декабрь-начало зимы. С утра светит яркое солнце на голубом чистом небе. Снег переливается разноцветной радугой, легкий морозец. В такой день приятно встать на лыжи и пойти в зимний сказочный лес. Тут необычайно тихо. Таинственно стоят ели, укутанные в теплую белую шубу из снега. Дунул легкий ветерок, с ближайшей ветки осыпался снег.
Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет не вода уже, а лед.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это? (Январь.)
-Верно, январь. В старину говорили "Январь-батюшка год начинает, весну величает. Году начало, зиме сердечка"
- Поздняя зима - это какой месяц года? Верно, февраль.
-На Русь название февраль пришло из Византии. Из-за частых метелей и вьюг величали его и "лютнем" и "ветродуем".
Февраль – последний месяц зимы. Поэтому февраль воспринимается как последний месяц холодов, вьюг, снегопадов и полон предвкушения новой теплой и веселой жизни
Все эти месяцы: в декабре, январе, феврале кружились в воздухе снежинки. Они напоминали бал Снежной королевы!. У зимы много дивных красок и волшебных пейзажей. Давайте посмотрим на фотографии, которые вы принесли на конкурс, и послушаем ваши рассказы о том, какие моменты зимы запечатлены вашим фотоаппаратом. Защита творческих проектов учащихся (рассказы о зиме, зимние прогулки по Санкт-Петербургу, конкурс юных фотографов).
Творческая работа с учащимися:
Вот повеял ветерок,
Холодом пахнуло,
Словно бабушка-зима
Рукавом махнула.
Полетели с высоты
Белые пушинки.
На деревья и кусты
Сыплются снежинки.
- Кто же из нас не любовался ими? Они такие мягкие, пушистые. Хочется подставить ладошку, поймать их и рассмотреть поближе. Вот звезда, вот цветок, а вот и пушинка. Хочется бесконечно любоваться этим чудесным творением природы.
Снежинка, оказывается, начинает свою жизнь в облаке.
Водяной пар с поверхности морей и океанов поднимается очень высоко над землей, где царит сильный холод. Здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки – кристаллики. Первоначальная форма кристаллика – шестигранная пластинка. Поэтому у каждой снежинки всегда шесть лучиков.
Это еще не снежинки, которые падают на землю, они еще очень малы. Но, опускаясь, снежинка проходит через более теплые и более влажные слои воздуха. К шестиугольной пластинке присоединяются другие кристаллики более простой или наоборот более причудливой формы. Все кристаллики присоединяются в строгом порядке, под одинаковым углом, на одинаковом расстоянии.
Как именно, будет расти снежинка, зависит от погодных условий вокруг снежинки: влажность, температура, давление. Даже самые незначительные изменения этих параметров могут изменить ход роста снежинки.
Условия постоянно меняются, и снежинка то растет в ширину, то у нее отрастают лучи. В холод и сухую погоду снежинки растут в высоту, а не в ширину и получаются 6-угольные столбики, а не привычные нам, звезды.
Поскольку каждая снежинка живет своей жизнью и внешние условия у них у всех отличаются, то все снежинки разные. Не бывает абсолютно одинаковых снежинок – каждая из них индивидуальна, так как проходит через разные сочетания влажности, давления и температуры.
Но, не смотря на свою уникальную форму, все они 6-угольные и имеют кристаллоподобные структуры.
Творческая работа.
- А теперь каждый нарисует или вырежет свою снежинку. Ведь двух одинаковых снежинок не бывает!
Работаем с красками и карандашами. После завершения работы приступаем к занятию по стихосложению.
Я видел впервые
Такую красу:
снежинку в ладошку
поймал на лету!
Она вся сияла,
Сверкала, искрилась
И огоньками цветными
Светилась.
И я удивился,
Задумался сразу:
А вдруг из кристаллов
Родятся алмазы?
-Задание творческого конкурса «Угадай загадку».
***
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
***
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(Снег)
***
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)
***
Белый дед,
Старый,горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимет.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.
(Сугроб)
***
Какая ёлочная игрушка
Стреляет, как пушка?
(Хлопушка)
***
Он всегда
На что-то злится
И всегда, когда сердит,
Детворе румянит лица,
А всех старых молодит.
(Мороз)
***
Что за звёздочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмёшь — вода в руке?
(Снежинка)
***
Текло, текло
И легло под стекло.
(Река подо льдом)
***
Зима на крыши серые
Бросает семена -
Растит морковки белые
Под крышами она.
(Сосулька)
***
Ой, насыпало снежка!
Вывожу коня-дружка,
За верёвочку держа.
(Санки)
***
По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Катят всадника шутя,
Кверху загнуты носа.
(Лыжи)
***
Вокруг шеи свернулся калачиком,
От мороза детишек спрячет он.
(Шарф)
***
Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом пропадает,
Осенью оживает.
(Снег)
***
Посмотри-ка: это кто
На морозе без пальто?
Нос оранжевый замёрз,
А ему смешно до слёз!
(Снеговик)
***
Два стальных блестящих братца
По ледку кругами мчатся,
Оставляя за собой
След из крошки ледяной.
(Коньки)
***
Детки сели на карниз
И растут головкой вниз.
(Сосульки)
***
Едва повеяло зимой,
Они всегда уже с тобой,
Лежат в твоих карманчиках,
Помогут согреть пальчики.
(Варежки)
***
Только выпали снежинки,
Побежал я по тропинке,
А они за мной бегут,
Весь маршрут мой выдают.
(Следы на снегу)
***
Кто зимой метёт и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель,
Завывает словно зверь?
(Метель)
***
На ледяной площадке крик,
Но к этому народ привык,
Идёт спортивная игра,
В неё играет детвора:
Ватагой носятся мальчишки,
Коньками режут гладкий лёд
А зрители кричат им: «Шайбу!»
Когда игрок в ворота бьёт!
(Хоккей)
Завершаем работу подведением итогов и выставкой творческих работ учащихся