СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по обучению грамоте "Буква Ч, звук [ч]"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект занятия по обучению грамоте по изучению нового материала. Актуален для групповых и индивидуальных логопедических занятий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте "Буква Ч, звук [ч]"»

Групповое занятие по обучению грамоте. «Буква Ч. Звук Ч»

Цели:

образовательные:

  • Познакомить со звуком и буквой Ч

  • Сформировать правильный артикуляционный уклад звука [ч]

  • Сформировать звуко-буквенную связь

  • Сформировать представление о графическом образе буквы Ч

  • Сформировать навык правильного послогового чтения

  • Закрепление знаний об употреблении заглавной буквы

  • Сформировать навык правильного, выразительного чтения

Коррекционно- развивающие:

  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата

  • Закрепление правильного произношения звука [ч]

  • Развитие мелкой моторики при выкладывании буквы Ч из шнурочков

  • Уточнение и активизация словаря

  • Развитие фонематического слуха на изучаемый звук на материале звуков, слогов, слов

  • Развитие навыка звуко-буквенного анализа на материале слогов и слов

  • Развитие навыка использования интонационных структур

  • Развитие грамматического строя речи

Воспитательные:

  • Воспитание качества пунктуальности


















Этап

Содержание этапа

Примерные ответы детей

1

Орг. момент

Здравствуйте! Садитесь! Начнем наше занятие.

Здравствуйте.

2

Артикуляционная гимнастика

Поставьте перед собой зеркала, сейчас мы с вами выполним артикуляционную гимнастику.

Упражнение "Улыбка"

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

Упражнение "Заборчик"

Улыбнуться (зубы сомкнуты и видны).

Удерживать позу в таком положении

Упражнение "Лопаточка"

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Задержать в таком положении. Занести "лопатку" в рот, стараясь не напрягать язык. Выполним это упражнение под счет

Упражнение "Накажем непослушный язычок"

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя... Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

Упражнение "Киска сердится"

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

Упражнение "Почистим зубки"

Сначала выполнять с закрытым ртом, затем -с открытым.

"Почистить" кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!

Упражнение "Часики"

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.


3

Объявление темы урока

«Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек-сказок есть она.
А в ней герой-мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый. Кто такой?» Правильно! Сегодня к нам на занятие пришел Чиполлино. Какой первый звук слышится в его имени? (Саша, как ты думаешь?) Правильно! Первый звук в имени Чиполлино [ч]. И сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком [ч] и буквой, которая его обозначает.

Чиполлино.






Звук [ч].

Первый звук в имени Чиполлино[ ч].

4

Изучение нового материала

Давайте еще раз вместе произнесем звук ч (ч-ч-ч-ч-ч)

  • Анализ артикуляции звука.

- Когда мы произносим этот звук, что делают губы?

- зубы сближены или нет? (Между зубами небольшая щель!)

- где находится язык? (широкий кончик языка образует смычку с верхними альвеолами).

- давайте проверим работу голосовых связок. Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите звук [Ч].

- голосовые связки работают?

  • Характеристика звука.

- Скажи Даша, звук [Ч] гласный или согласный?

- Миша, почему он согласный?





- Давайте вспомним, звук [Ч] звонкий или глухой? Саша, ответь пожалуйста.

- Вика, а звук [ч] твердый или мягкий?


- Мы выяснили что звук [Ч] согласный и мягкий. Саша, каким цветом мы обозначаем этот звук?

Помните, что звук [Ч] всегда мягкий, поэтому всегда обозначается зеленым цветом.

  • Звукобуквенная связь.

Посмотрите, как на письме выглядит заглавная и строчная буква Ч (показываем детям печатное изображение заглавной и строчной буквы). Даю алфавитное название буквы(че). Ребята, запомните, буква Ч обозначает только один звук [ч] (повторяем 2-3 раза)

Анализ изображения буквы.

(описываем заглавную букву)

- как вы думаете, из каких элементов состоит буква Ч?

- как они расположены? (Буква Ч состоит из двух элементов: вертикальной прямой и дугообразного элемента, расположенного слева от вертикальной прямой)


  • Сравнение заглавной и строчной буквы.

- скажите, чем отличается заглавная от строчной буквы? Не забываем, что с заглавной буквы начинается не только первое слово в предложении, но и имена и фамилии людей, названия стран, городов, улиц, магазинов и т.д. Назовите мне несколько слов, которые будут начинаться с заглавной буквы. Теперь составим предложения с этими словами

  • Формирование зрительной ассоциации на образ буквы.

- Сейчас посмотрите картинки и подумайте, на что похожа буква Ч (как ты думаешь, Маша? А ты Саша?)

Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

  • Закрепление буквы в тактильных и кинестетических ощущениях.

- Сейчас приготовьте свою правую руку, а кто пишет левой рукой - левую, в воздухе мы нарисуем букву Ч.

- А сейчас мы напишем маленькую букву ч кистью руки.

- Молодцы! На партах у вас лежат шнурочки, выложите из них букву Ч. А я пройду и посмотрю, как вы справились с заданием. Молодцы.

  • Физминутка

А сейчас немного отдохнем и проведем физминутку:

Раз, два, три, четыре, пять – 
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками – 
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы весёлые лучи,
Мы резвы и горячи.
А сейчас мы потянулись…
И за парты вновь вернулись.





Округлены










Голосовые связки не работают.

Согласный.


Звук [Ч] согласный, потому что встречает преграду в виде зубов и языка.

Звонкий, т.к работают голосовые связки.

Звук [Ч] мягкий, потому что спинка языка поднята.


Мы обозначаем звук [Ч] зеленым цветом.


























Заглавная буква Ч отличается от строчной размером



Чиполлино, Чехия, улица Чапаева






Буква Ч похожа на перевернутый стул, на четверку.


5

Закрепление материала

  • Работа со страницей букваря

Ребята, открываем букварь на странице 105 и рассмотри внимательно страницу (2-3 минуты на рассмотрение)

  • Закрепление звуко-буквенной связи

Давайте вспомним, каким цветом обозначается буква Ч? Почему?

  • Развитие фонематического слуха на изучаемый звук

Ребята, сейчас я буду называть вам звуки, а вы хлопните, когда услышите звук [ч]: м-н-с-к-ч-а-о-р-ч-у

А теперь в слогах: са-ча-ро-уч-ко-оч

Теперь вместе с нашим гостем Чиполлино мы оглядимся по классу и найдем в нем предметы, в названии которых есть звук [ч] (показываю картинки этих предметов). Молодцы. Подумайте, а есть ли среди ваших канцелярских принадлежностей предмет, название которого заканчивается звуком [ч] (Показываю этот предмет)

Всем известно значение слова скотч?

(Если значение слова знают не все, объясняю: скотч – пленочная лента с клеевым покрытием, применяемая в быту или на производстве, чтобы приклеить один предмет к другому. Чтобы запомнить это слово, давайте попробуем составить предложения с этим словом. Вика, какое предложение ты составила? Маша, Даша, Миша…)


Маша, скажи, в каком месте (в начале, в середине, в конце) мы слышим звук [ч] в слове часы? Правильно! Миша, а в каком месте мы слышим звук [ч] в слове учебник? Молодец!

Коля, а в каком месте мы слышим звук [ч] в слове скотч?

Ребята, помните, звук [ч] всегда мягкий!

  • Чтение слогов

Снова обратимся к букварю. Под картинкой написаны слоги, эти же слоги написаны на доске. (организую многочтение: шепотом - громко; с разными ударениями; хором – индивидуально, с использование интонационных структур) Прочитаем первую строчку хором. Маша, прочитай первую строчку. Теперь с ударением на 1 слог. А теперь на 2, теперь на 3. Миша прочитай эту строчку с вопросительной интонацией, Даша – с восклицательной (по такому принципу дети читают остальные строчки).

Рассмотрим слог чка. Сколько звуков мы слышим в этом слоге? (Саша)

Какой звук первый?(Даша)

Он гласный или согласный?(Коля)

Он твердый или мягкий? (Маша)

Каким цветом он обозначается?(Женя)

Какой второй?... Какой третий?(задаю те же вопросы)

Саша, подойди к доске и составь схему слога чка.

  • Формирование навыка чтения слов с новой буквой

Под таблицей слогов в букваре расположены столбики слов. Давайте их прочитаем. Маша, прочитай первое слово по слогам, теперь слитно с ударением. Прочитаем второе слово по слогам (Миша), теперь слитно с ударением. Прочитаем третье слово в первом столбике по слогам, затем слитно с ударением (Коля). Даша, прочитай весь первый столбик по слогам, теперь слитно с ударением. Теперь второй столбик. Прочитаем первое слово по слогам, затем слитно с ударением (Женя), теперь второе слово по слогам, затем слитно с ударением (Оля), затем третье слово…Катя, прочитай второй столбик сначала по слогам, теперь слитно с ударением. Молодцы! Давайте составим несколько предложений с этими словами (индивидуально спрашиваю несколько человек)

Коля, выйди к доске и составь нам схему слова Леночка. В каком месте в этом слове стоит звук [ч]?

  • Чтение и анализ текста

Сейчас прочитаем текст. Маша, прочитай первое предложение по слогам, затем слитно с ударением. (Так дети по очереди читают каждое предложение в тексте двумя способами). Саша, прочитай весь рассказ слитно, с ударением.

Давайте озаглавим текст (спрашиваю несколько детей, как бы они хотели озаглавить текст). Теперь я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

Саша, чей диалог описан в этом тексте?


Катя, что делала Лена, когда мальчики и девочки шли в школу? Ответь полным ответом. Правильно!

Женя, сколько было времени, когда мама разговаривала с дочкой? Ответь полным ответом. Правильно.

Миша, почему мама торопила дочку? Отвечай полным ответом. Правильно!


Куда собиралась мама?


Оля, что сказала Лена, когда посмотрела на часы?


Давайте найдем в тексте слова, в которых есть звук [ч].

Как вы думаете, каким качеством не обладает Лена? Это качество называется пунктуальность.

Пунктуальность — черта характера человека, подразумевающая чрезвычайную аккуратность, систематическое следование правилам. Она обычно характеризует умение человека выполнять свои обязательства вовремя.

Миша, почему Оля непунктуальная?

Ответь полным ответом. Молодец.



Давайте составим сами несколько предложений о качестве пунктуальность (спрашиваю у нескольких детей их варианты)


А зачем нужно быть пунктуальным? (спрашиваю несколько детей их мнение)

Ребята, нужно всегда быть пунктуальными и выполнять свои обязательства вовремя!

Посмотрим на картинки под текстом, что там изображено?(Оля)

Женя, прочитай вопросы под картинкой. При чтении обрати внимание на вопросительную интонацию.Давайте ответим на них.

Даша, почему так называют наручные часы?

Маша, почему так называют будильник?

Коля, почему так называют настенные часы? Составим предложения с этими словами.










Зеленым.








Ручка, учебник, сумочка, часы,






Скотч


А что такое скотч?






Мама заклеила бумагу скотчем. Скотч очень липкий.






В начале.



В середине


В конце






















Три.


Первый звук ч

Он согласный

Мягкий

Он обозначается зеленым цветом.












































В этом тексте описан диалог мамы и дочки.

Лена только села за стол.



8 часов


Потому что дочка опаздывала в школу.

Мама собиралась на работу.

Оля сказала, что часы идут очень быстро.



Лена все делает медленно, опаздывает.






Потому что она не выполняет свои обязательства вовремя.













На картинках изображены разные виды часов.

6

Итог занятия

- Давайте подведем итог нашего занятия и вспомним:

- Какую букву мы изучали на уроке?

- Какие звуки она обозначает (Маша)

- Каким цветом обозначается звук [ч] (Оля)

- На что похожа эта буква? Правильно!




букву Ч

звук [ч]

зеленым


На перевернутый стул, на цифру 4

7

Рефлексия

Ребята, вы сегодня все постарались! Молодцы!


8

Домашнее задание

Дома раскрасить картинки, к названии которых есть звук [ч]





Скачать

© 2023 278 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!