Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию коммуникативных способностей посредством Лего - конструирования в старшей группе.
«Машины на улицах города»
Цель: развивать коммуникативные способности детей посредством Лего -конструирования. Формировать представления детей о разных видах транспорта, через один из способов конструирования, способствующего развитию творческих способностей у дошкольников, умения создавать объект из лего – конструктора в соответствии со схемой.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей пассивный и активный словарь;
- Формировать разные структурные уровни системы языка - фонетический, лексический, грамматический;
- Формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции- развивать связную речь и речевое общение;
- Расширять представление о специальных машинах и их значение в жизни человека;
- Знакомить детей с приемами конструирования из Лего – конструктора;
- Создавать условия для формирования исследовательских умений у детей;
- Учить анализировать свою деятельность;
- Учить создавать модели транспорта по схеме;
- Закреплять знания о правилах дорожного движения;
Развивающие:
- Развивать культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснить);
- Вызвать заинтересованность в общей цели;
- Развивать вербальную сферу: формировать умение составлять небольшие рассказы и творческого характера;
- Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение и речь детей;
- Развивать у детей интерес к конструированию;
- Развивать умение работать по чертежу;
- Содействовать формированию функции самоконтроля - ребенок сравнивает постройку со схемой, видит ошибки, исправляет их.
Воспитательные:
- Воспитывать готовность помогать и способствовать к сотрудничеству;
- Воспитывать умение слушать товарища, не прерывая; подчинять свои эмоции правилам общения;
- Формировать умение и желание доводить дело до конца;
- Воспитывать доброжелательное отношения между детьми.
Материал:
Демонстрационный материал: чертежи - развертки Лего - деталей, схема постройки, иллюстрации с изображением различных машин.
Раздаточный материал: Лего - конструктор, схема постройки.
Предварительная работа:рассматривание разных видов транспорта, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры «Машины моего города», «Автобус», настольные и дидактические игры «Назови одним словом», «Чего не хватает» и другие. Рисование и конструирование машин. Чтение рассказов и загадки о транспорте. Беседы с детьми, просмотр видеороликов по сборке машин.
Ход НОД.
Воспитатель. Весь день по дорогам нашего города спешат большие грузовики и легковые автомобили. Предлагаю вам отправиться на выставку машин. А какие машины на выставке, вы узнаете, когда отгадайте загадки.
Я -важная машина.
Есть кузов и кабина.
Вожу любые грузы
По ленточкам дорог.
Меры парты и арбузы
Я доставляю в срок. (Грузовик).
В ясный день, и даже в полночь
Всегда спешит к больным на помощь.
Дорогу ей все уступают.
С уважением пропускают. (Скорая помощь)
Маленькие и домики по улице бегут
Девочкам и мальчикам игрушки везут. (Фургон)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука.
Два блестящих огонька. (Легковой автомобиль).
Выставить картинки с изображением машин.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем сами строить автомобили. Конструкторы из нашего автомобильного завода прислали нам чертежи машин. Нам с вами предстоит по этим чертежам построить модели машин. Но чтобы попасть в конструкторское бюро, нам необходимы пропускные билеты.
А билеты смогут получить самые умные, самые дружные, самые внимательные и самые старательные дети. Вы готовы? (Да).
Психогимнастика:
Мы -умные!
Мы -дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Игровое упражнение «Угадай на ощупь».
Итак, вам нужно найти деталь на ощупь и назвать ее. Ну, кто первый, кто самый смелый? (Дети на ощупь отгадывают деталь и проходят в конструкторское бюро).
Давайте пойдем в наши бюро. Садитесь за столы, и рассмотрим наши чертежи.
(Воспитатель выставляет на доске чертежи).
Рассматривание чертежей.
Посмотрите на чертежи машин и скажите, какой это вид транспорта?
Это наземный транспорт.
- Чем похожи эти машины?
- У всех машин есть общие части: кабина, фары, колеса.
- Чем они различаются?
- У машины для перевозки грузов - длинный кузов.
-У машины для игрушек, высокий и обязательно крытый кузов.
- У легкового автомобиля из скорой помощи нет кузова.
Воспитатель:- Правильно, ребята машины отличаются их назначением. Ребята, посмотрите на эти чертежи и выберете, кто и что, будет строить.
Серёжа –«Я буду строить автофургон и хочу, чтобы мне помогал Сема».
Воспитатель:-Илья, что выберешь ты? «Мне нравится автомобиля, и я хочу, чтобы мне, помогала Лиза».
Воспитатель - А ты, Серёжа, что хотел построить? – «Я хочу построить грузовик, а помощником у меня будет Денис».
Пальчиковая гимнастика.
Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран
Настоящий великан.
Воспитатель раскладывает чертежи на столе детям.
Воспитатель:- Ребята, еще раз внимательно рассмотрите свои чертежи. Обратите внимание:
*Из каких частей состоит машина, изображенные на чертеже.
* Какие детали необходимо подобрать, чтобы выполнить работу.
* Обсудите с чего лучше начать строить машину, на какую грани ставить детали, определите этапы выполнения постройки.
А сейчас пойдем в цех, где будем собирать модели машин. Дети выставляют схемы на доску в цехе.
Воспитатель:-В цехе для вас приготовлены строительные материалы и их чертежи ваших моделей машин, которые вы будете строить. Ребята, к работе надо отнестись серьезно, ведь на машинах работает люди, и любая неточность эта ошибка может привести к аварии. Постройка должна быть ровной, с полотна представленными деталями.
Ну что ж, ребятки, приступаем к работе.
Работы детей.
Воспитатель: - Молодцы, вы закончили работу. Вы старались. Модели машин получились необычные и очень интересные.
Физкультминутка.
Качу, качу во весь опор - идут по кругу, крутит Воображаемые руль.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль – останавливаются.
И машина мчится в даль -бегут по кругу.
Воспитатель:- Ребята, к нам в цехах, прибыли телевидение и журналисты. Они хотят узнать и увидеть модели машин, которые вы построили. Каждый строитель подумает, что он сможет рассказать о своей модели. Ребята, которые стоили машины вдвоём, посоветуйтесь, о чём вы будете рассказывать.
Кто будет журналистом?
Нина: - Я хочу быть журналистом.
- Кто будет оператором?
Семён:- Я хочу быть оператором.
Журналист объявляет в микрофон:
- Внимание! Мы сейчас находимся на автомобильном заводе. У нас выставка разных моделей машин.
Журналист подходит к детям(к каждой модели) и спрашивает: -Расскажите пожалуйста, о своей модели.
Серёжа: - Эта машина называется автор фургон. У неё закрытый кузов - фургон. На ней можно перевозить мебель, телевизоры, холодильники, продукты питания. Машина наша очень веселая, она как будто улыбается, несет людям радость и добро.
Журналист:-Спасибо большое.
Подходит к другой модели: -А что вы можете рассказать о своей модели?
Серёжа:- Наша машина называется КамАЗ. У этой машины высокий кузов. Она обладает высокой проходимостью и грузоподъемностью. На ней можно перевозить песок, щебенку, уголь, кирпичи.
Журналист:-Благодарю. Подходит другой модели.
-Расскажите о своей модели. Вы договорились, кто из вас будет рассказывать?
Илья:-Мы построили скорую помощь. Кузов у неё виде операционный. В ней можно людям оказывать медицинскую помощь.
Журналист:-Спасибо. Перед вами последняя модель. Что вы можете рассказать о своей машине?
Семён: -Эта машина называется легковая. У нее есть салон, в котором можно перевозить пассажиров.
Журналист:-Спасибо. Мы сегодня вели репортаж с автомобильного завода. Фото на память. До свидания.
Воспитатель:-Ребята, вы сегодня молодцы. Придумали и построили очень интересные модели машин, всем рассказали о своих новых моделях. Я надеюсь, все ваши машины будут пользоваться большим спросом.