КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«Широкая Масленица».
Цель: Познакомить детей с историческими корнями празднования Масленицы, с его историей, традициями.
Задачи:
Познакомить детей с народным праздником масленица, обычаями и фольклором наших предков.
Способствовать приобщению к традициям отечественной культуры.
Совершенствовать умение работать кистью и красками.
Развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать их исполнительские умения и навыки.
Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.
Виды деятельности: опрос, устный рассказ, практическая работа.
Тип занятия: открытие новых знаний.
Оборудование: Презентация «Широкая Масленица», таблицы с пословицами, подборка слайдов с репродукциями картин русских художников о Масленице, музыкальное оформление - русская народная песня «Ой, блины, блины, блины…»,
Новые слова: Масленица.
Планируемые результаты:
Универсальные учебные действия:
личностные: обучающийся ценит и принимает следующие базовые ценности: «красота»; учится видеть прекрасное вокруг себя, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру 9семье, природе, людям), стремится использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
регулятивные: обучающийся самостоятельно организовывает свое рабочее место; определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяет план выполнения задания под руководством учителя; использует в работе художественные инструменты и материалы ; оценивает свое задание по следующим параметрам: «легко выполнять», «возникли сложности при выполнении»;
познавательные: обучающиеся знакомbтся с Масленицей, учится понимать значение искусства в жизни человека и общества, воспринимать и характеризовать художественные образы;
коммуникативные: обучающийся участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения по теме урока.
Ход занятия.
Этап занятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Универсальные действия
1.Самооопределение к деятельности.
Организационный момент
Цель: проводится для снятия волнения, напряжения, придает чувство уверенности в себе и своих силах
Добрый день.
Дети готовят краски для использования.
2. Актуализация знаний обучающихся.
Введение в тему.
На доске таблицы с пословицами:
На горах покататься, в блинах поваляться. Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны. Маслёна не на век дается.
На доске вы видите пословицы о празднике, который очень любили наши предки. Давайте прочитаем. А каком празднике идёт речь в этих пословицах?
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? А что вы знаете о «Масленице»
Беседа с учащимися ,в ходе которой ребята рассказывают о том, что они знают о Масленице.
Исследовательский метод.
А Настя более подробно исследовала этот праздник и сегодня поделится нам своими знаниями.
Звучит песня «Ой, блины, блины, блины…» и открывается презентация..
В каждой семье есть свои обычаи, традиции, праздники, которые отмечаются из года в год.
Слайд В нашей семье одним из самых любимых праздников является Масленица.
Слайд Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Слайд Этот праздник отмечают, и жители нашего села. В парке проходят народные гуляния.
И мне захотелось узнать, что это за праздник, как складывается его история.
Слайд История Масленицы берет начало еще в эпоху языческих племен на Руси. У древних славян этот праздник знаменовал проводы зимы, встречу весны и начало полевых работ. Он был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса.
После принятия христианства праздник на Руси сохранился. Все ритуалы, которые исполнялись в языческой Руси на Масленицу, совершенно неизменно перешли и в Русь православную. Наиболее прижились к празднику обряды, посвященные Богу Солнца: катание по улицам подожженного колеса, жжение костров, приготовление блинов - все это символы верховного бога Ярило.
Слайд Но самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус. А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся!
Слайд Масленица- - это не только масленичная неделя, но и весь период подготовки к Великому посту, который включает в себя «всеёдную» и «рябую» недели. Во время первой постные дни отсутствуют, а во второй чередуются со скоромными. После рябой недели наступает неделя масленичная, во время которой мяса уже не едят совсем, но все еще употребляют в пищу молочные продукты.
Слайд Первый день- На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы.
Слайд К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.
Слайд Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
Слайд Вторник-заигрыши.
На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. Дети катались с гор во все дни масленицы – съезжали с гор на санях, на салазках, или на обледенелых рогожах.
Слайд ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Слайд Среда-лакомка
На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, в основном шуточных анекдотов и пр.: У тещи про зятя и ступа доит. Придет зять, где сметанки взять?
Слайд Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
Слайд Четверг-разгул
С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега, катание по улицам.
Слайд А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих
Слайд Пятница Тёщины вечерки
ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Слайд Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» - приглашали на блины.. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием, страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Получить такое приглашение почиталось за великую честь, да и молодым на руку, потому как званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. А тесть мешок муки кадушку масла.
Слайд Суббота- Заловкины посиделки
В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Интересно, что само слово «золовка», как считалось, происходит от слова «зло», так как сестры мужа относились к невестке («пришедшей невесть откуда») недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки
Слайд Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Слайд Воскресенье- «Прощеный день»
В воскресенье - «прощеный день» устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра – жечь Масленицу.
В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.
Слайд ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Слайд Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!
Пышные гуляния
Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица,
Приходи опять!
Через год Красавицу
Снова повстречаем.
Снова будем праздновать,
Блинами угощать!
Слайд Мне очень нравится тот праздник, я не только гость на этом празднике, но и активный участник. Я научилась печь блины.
Кто дома тоже отмечают Масленицу, пекут блины?
Правильно, ведь нельзя забывать традиции своего народа, своих предков.
3. Физкультми-нутка
пояс, другую изгибают как носик.
Вот фарфоровые чайники.
Приседают, одна рука на поясе.
Очень хрупкие бедняжки!
Вот серебряные ложки:
Потягиваются, руки вверху, смыкают над
Голова на тонкой ножке
головой.
Вот пластмассовый поднос:
Наклоняются вперед, руки, как с подносом
Он посуду нам принес!
Вытягиваются вперед.
4 .Практическая направленность.
Цель: усвоение новых знаний
Отгадайте загадку и вы узнаете, что мы будем рисовать.
На шесте стою,
Свысока гляжу,
Тело, руки, голова -
Все из соломы у меня.
Обрядили, принесли,
С песнями меня сожгли.
Чучело масленицы
Сегодня мы нарисуем символ праздника чучело Масленицы
Как расположим альбом? Сначала нарисуйте основу чучела. Начинаем с эскиза шеста для изображения рук, туловища и головы.
Ее составляют длинная изогнутая снизу палка и поперечная ей палка наверху. Вертикальная палка — это ноги, горизонтальная — руки.
Эскиз выполняем по центру, соблюдая высоту рисунка.
А теперь вы изобразите основу чучела в альбоме.
Поверх каркаса нарисуйте силуэт чучела. Он похож на женщину в длинном просторном платье. Делаем контуры верхней одежды и головного убора.
Дополняем одежду различными деталями: пуговицы, фартук, заплаты.
Запястья изображаем в виде соломенных прутьев.
Теперь можете прорисовать лицо. Если нос и рот нарисовать трудно, можно ограничиться глазами. Теперь можно раскрасить чучело красками , цветными карандашами или фломастерами так, как подскажет ваша фантазия.Не забываем правило пользования красками.
Отгадывают загадку.
Работа в альбомах.
Формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, учитываются выделенные учителем ориентиры действия.
Выделяют главное, анализируют.
6. Итог занятия.
Выставка работ.
Анализ работ, что получилось, на что необходимо обратить внимание. (Лучшие работы детей вывешиваются на доску).
7. Рефлексия
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Чему научились?
-Урок закончен.
Каждый ребенок мысленно соотносит свои впечатления с впечатлениями других.
Организованное таким образом подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты.