СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Широкая Масленица».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Широкая Масленица».»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«Широкая Масленица».


Цель: Познакомить детей с историческими корнями празднования Масленицы, с его историей, традициями.

Задачи:

  • Познакомить детей с народным праздником масленица, обычаями и фольклором наших предков.

  • Способствовать приобщению к традициям отечественной культуры.

  • Совершенствовать умение работать кистью и красками.

  • Развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать их исполнительские умения и навыки.

  • Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.

 Виды деятельности: опрос, устный рассказ, практическая работа.

Тип занятия: открытие новых знаний.

ОборудованиеПрезентация «Широкая Масленица», таблицы с пословицами, подборка слайдов с репродукциями картин русских художников о Масленице, музыкальное оформление - русская народная песня «Ой, блины, блины, блины…»,

Новые слова: Масленица.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия:

личностные: обучающийся ценит и принимает следующие базовые ценности: «красота»; учится видеть прекрасное вокруг себя, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру 9семье, природе, людям), стремится использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;

регулятивные: обучающийся самостоятельно организовывает свое рабочее место; определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяет план выполнения задания под руководством учителя; использует в работе художественные  инструменты и материалы ; оценивает свое задание по следующим параметрам: «легко выполнять», «возникли сложности при выполнении»;

познавательные: обучающиеся знакомbтся с Масленицей, учится понимать значение искусства в жизни человека и общества, воспринимать и характеризовать художественные образы;

коммуникативные: обучающийся участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения по теме урока.



Ход занятия.


Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

1.Самооопределение к деятельности.

Организационный момент

Цель: проводится для снятия волнения, напряжения, придает чувство уверенности в себе и своих силах




Добрый день.

Дети готовят краски для использования.

2. Актуализация знаний обучающихся.

Введение в тему.


На доске таблицы с пословицами:

На горах покататься, в блинах поваляться. Блинцы, блинчики, блины, как колеса у ВесныМаслёна не на век дается.

На доске вы видите пословицы о празднике, который очень любили наши предки. Давайте прочитаем. А каком празднике идёт речь в этих пословицах?

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? А что вы знаете о «Масленице»

Беседа с учащимися ,в ходе которой ребята рассказывают о том, что они знают о Масленице.

Исследовательский метод.

А Настя более подробно исследовала этот праздник и сегодня поделится нам своими знаниями.

Звучит песня «Ой, блины, блины, блины…» и открывается презентация..

В каждой семье есть свои обычаи, традиции, праздники, которые отмечаются из года в год.

Слайд В нашей семье одним из самых любимых праздников является Масленица.

Слайд Широкая Масленица - Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Слайд Этот праздник отмечают, и жители нашего села. В парке проходят народные гуляния.

И мне захотелось узнать, что это за праздник, как складывается его история.

Слайд История Масленицы берет начало еще в эпоху языческих племен на Руси. У древних славян этот праздник знаменовал проводы зимы, встречу весны и начало полевых работ. Он был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса.

После принятия христианства праздник на Руси сохранился. Все ритуалы, которые исполнялись в языческой Руси на Масленицу, совершенно неизменно перешли и в Русь православную. Наиболее прижились к празднику обряды, посвященные Богу Солнца: катание по улицам подожженного колеса, жжение костров, приготовление блинов - все это символы верховного бога Ярило.

Слайд Но самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус. А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся!

Слайд Масленица- - это не только масленичная неделя, но и весь период подготовки к Великому посту, который включает в себя «всеёдную» и «рябую» недели. Во время первой постные дни отсутствуют, а во второй чередуются со скоромными. После рябой недели наступает неделя масленичная, во время которой мяса уже не едят совсем, но все еще употребляют в пищу молочные продукты.

Слайд Первый день- На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы.

Слайд К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.

Слайд Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

Слайд Вторник-заигрыши.

На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. Дети катались с гор во все дни масленицы – съезжали с гор на санях, на салазках, или на обледенелых рогожах.

Слайд ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Слайд Среда-лакомка

На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, в основном шуточных анекдотов и пр.: У тещи про зятя и ступа доит. Придет зять, где сметанки взять?

Слайд Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Слайд Четверг-разгул

С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега, катание по улицам.

Слайд А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих

Слайд Пятница Тёщины вечерки

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Слайд Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» - приглашали на блины.. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием, страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Получить такое приглашение почиталось за великую честь, да и молодым на руку, потому как званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. А тесть мешок муки кадушку масла.

Слайд Суббота- Заловкины посиделки

В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Интересно, что само слово «золовка», как считалось, происходит от слова «зло», так как сестры мужа относились к невестке («пришедшей невесть откуда») недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки

 Слайд Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Слайд Воскресенье- «Прощеный день»

В воскресенье - «прощеный день» устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра – жечь Масленицу.

В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.

Слайд ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Слайд Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!

Пышные гуляния

Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица,

Приходи опять!
Через год Красавицу

Снова повстречаем.
Снова будем праздновать,

Блинами угощать!



Слайд  Мне очень нравится тот праздник, я не только гость на этом празднике, но и активный участник. Я научилась печь блины.

Кто дома тоже отмечают Масленицу, пекут блины?

Правильно, ведь нельзя забывать традиции своего народа, своих предков.

3. Физкультми-нутка

пояс, другую изгибают как носик.

Вот фарфоровые чайники.

Приседают, одна рука на поясе.

Очень хрупкие бедняжки!


Вот серебряные ложки:

Потягиваются, руки вверху, смыкают над

Голова на тонкой ножке

головой.

Вот пластмассовый поднос:

Наклоняются вперед, руки, как с подносом

Он посуду нам принес!

Вытягиваются вперед.


4 .Практическая направленность.

Цель: усвоение новых знаний

Отгадайте загадку и вы узнаете, что мы будем рисовать.

На шесте стою,
Свысока гляжу,
Тело, руки, голова -
Все из соломы у меня.
Обрядили, принесли,
С песнями меня сожгли.
Чучело масленицы

Сегодня мы нарисуем символ праздника чучело Масленицы

Как расположим альбом? Сначала нарисуйте основу чучела. Начинаем с эскиза шеста для изображения рук, туловища и головы.
Ее составляют длинная изогнутая снизу палка и поперечная ей палка наверху. Вертикальная палка — это ноги, горизонтальная — руки.

Эскиз выполняем по центру, соблюдая высоту рисунка.

А теперь вы изобразите основу чучела в альбоме.



Поверх каркаса нарисуйте силуэт чучела. Он похож на женщину в длинном просторном платье. Делаем контуры верхней одежды и головного убора.



  • Дополняем одежду различными деталями: пуговицы, фартук, заплаты.

Запястья изображаем в виде соломенных прутьев.

Теперь можете прорисовать лицо. Если нос и рот нарисовать трудно, можно ограничиться глазами. Теперь можно раскрасить чучело красками , цветными карандашами или фломастерами так, как подскажет ваша фантазия.Не забываем правило пользования красками.



Отгадывают загадку.


Работа в альбомах.

Формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, учитываются выделенные учителем ориентиры действия.

Выделяют главное, анализируют.



6. Итог занятия.

Выставка работ.

Анализ работ, что получилось, на что необходимо обратить внимание. (Лучшие работы детей вывешиваются на доску).


7. Рефлексия

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Чему научились?

-Урок закончен.

Каждый ребенок мысленно соотносит свои впечатления с впечатлениями других.

Организованное таким образом подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!