Автор конспекта занятия: Майер Ольга Владимировна,
воспитатель СП ДО МАОУ Кулаковской СОШ Детского сада «Ручеёк»
Занятие по рисованию в детском саду «Рябинушка»
(предназначено для возрастной группы 3-5 лет)
Цель занятия: создать условия для расширения представления у детей о распространенном дереве нашего края «Рябине» и развития творческих способностей.
Задачи:
- воспитывать интерес и любовь к природе;
- учить детей в рисунке передавать образ рябины, ее строение, особенности;
- учить умению придавать выразительность образу через пальчиковую технику;
- развивать цветовое ощущение и технические навыки при работе с кистью;
- развивать умение создавать композицию, правильно подбирать краски;
- развивать и закреплять у детей позицию созидателя и чувство гордости, удовлетворения результатами своего труда.
Материалы: проектор, картинки с изображением рябины (дерево целиком, ветки, гроздья), живая ветка с гроздями ягод (если есть возможность), листы белой бумаги, тонкие кисти, гуашь, салфетки, банки с водой.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель предлагает отгадать загадки.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А птицам угощенье.
(Рябина)
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Это дерево по моде,
Осенью одели вроде,
У зеленого пальто,
Пуговки красны зато.
(Рябина)
Воспитатель: все верно, эти загадки о рябине. Об этом дереве сложено много загадок, стихотворений и песен. Сегодня, 23 сентября – осенний праздник Петра и Павла, который в народе называют Рябинником. Поэтому Давайте послушаем несколько стихотворений и представим рябину в своем воображении, ведь каждый из нас ее видел, почти у каждого ее можно встретить в саду или около дома.
Когда смолкает пенье
В преддверьи холодов
И наступает время
Рябиновых плодов –
Вдали с осенним клином
Прощальный тает крик…
Боярыня рябина
Рубинами горит.
Чем ливни будут злее
Хлестать и вкривь и вкось –
Тем слаще и алее
Рябиновая гроздь.
В. Солоухин
Нежно гладит куст рябины
Осень влажною рукой:
Ягод красные рубины
И багряных листьев рой.
Каплет дождик непрестанный,
И сбегают ручейки
В лужу под рябиной старой.
Выбивают пузырьки
Капли. В луже все в движенье.
Смотрит осень: «Только рябь.
Где мое в ней отраженье?
Развела такую хлябь.
Ну-ка, перестань лить, дождик,
Солнцу путь освободи.
Нарисуй меня, художник.
Фон – рябина позади».
Л. Коротаева
Воспитатель: итак, ребята, рябина, у нас очень распространена, ведь она неприхотлива, устойчива к морозам и не требует ухода. Однако, это дерево обладает своей ценностью – плоды идут в пищу, а прочная древесина подходит для изготовления различных изделий. Рябиной вдохновляются мастера ювелирного дела, композиторы и поэты.
(Можно вывести на экран изображение работы «Рябиновая чаша» ювелирного дома «Моисейкин», воспроизвести отрывки песен Е. Родыгина «Ой, рябина кудрявая» и
И. Понаровской «Рябиновые бусы»).
Вдохновимся сегодня этим ярким деревом и мы.
Практическая часть
Работа с изображениями
Воспитатель задает наводящие вопросы:
- Какого размера листочки и ягоды рябины? (небольшие);
- На какие фигуры они похожи? (листья – на овал, ягоды – на круг);
- Как растут ягоды? (не по одной, а гроздьями);
- Какие ягоды и листья на ощупь? (ягоды – гладкие, листья – шершавые);
- Какие у рябины ветки? (тонкие);
- Какая понадобится кисть, чтобы нарисовать ветки? (тонкая);
- Какими пальчиками можно нарисовать листья и ягоды? (листья – большим, ягоды – указательным);
- Какие цвета видите? (коричневые ветки, алые, красные ягоды, зеленые листья).
Физминутка
На холме стоит рябина,
Держит прямо, ровно спину.
(Стоят ровно, выпрямляют спинку, тянутся туловищем и головой вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Руки вверх, имитируют ветки, качающиеся от ветра)
Но рябинка только гнется,
Не печалится – смеется.
(Выполняют наклоны вперед, назад, вправо, влево, руки на поясе)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Руки вверх, имитируют ветки, качающиеся от ветра)
Продолжение практической части
Пошагово рисуют ветку с гроздью рябины по образцу (показывает воспитатель):
Тонкой кистью на белом листе коричневой краской рисуют тонкие ветки рябины (одну потолще основную и несколько небольших ответвлений);
Обмакивают в зеленую краску большой пальчик и отпечатками рисуют листики рябины на всех ответвлениях, кроме одного;
Обмакивают в красную краску указательный пальчик и отпечатками рисуют на оставшемся ответвлении ягодки рябины;
Тонкой кистью коричневой краской прорисовывают соединительные веточки к ягодам.
Пока работы подсыхают, можно убрать свое рабочее место, помыть руки.
Анализ работ
Воспитатель: каждый из вас нарисовал свою замечательную яркую веточку рябины с ягодами, у вас они получились разными, при этом каждая по-своему прекрасна. Можете посмотреть работы друг друга и похвалить себя, вы проделали отличную работу, большие молодцы!