Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Математическое королевство»
Программное содержание:
Образовательные задачи: Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и вычитание; Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Совершенствовать знания о форме предметов и геометрических фигурах ;
Развивающие задачи:
Развивать внимание, мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве;
Развивать у детей любознательность, навыки самооценки взаимопомощь.
Развивать логическое мышление, связную речь, зрительную память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать задачу и выполнять её.
Воспитывать интерес к математическим занятия. Воспитывать инициативность, самостоятельность, аккуратность.
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Словарная работа: названия геометрических фигур; цвет, форма, размер, разгадывание загадок.
Оборудование: картинки для решения задач, карточки с цифрами;
раздаточный математический материал: математические наборы, чёрно-белые картинки карандашей; музыкальное сопровождение; цветные карандаши; демонстрационный материал: «письмо», иллюстрации.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня утром принёс почтальон в сад письмо, которое адресовано детям старшей группы. От кого, интересно оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
«Здравствуйте, ребята! Мы, жители математического королевства просим вас о помощи. В нашем королевстве все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Мы знаем, что вы любите математику и, значит, сможете нам помочь. А чтобы вам было легче нас найти, мы прислали вам карту нашего королевства».
Воспитатель: Ребята, мы поможем жителям математического королевства? Тогда отправляемся в интересное путешествие по королевству «Математика». Посмотрите на карту. Это королевство состоит из нескольких островов. Скажите мне, ребята, чем эти острова различаются между собой? (размер, форма, цвет,).
Воспитатель. Молодцы, я вижу что вы готовы. Ребята, отправляясь в путешествие, нам необходим транспорт? Как вы думаете, на каком транспорте мы отправимся в путь? (На корабле, поезде , машине, ).
Воспитатель. А давайте к первому острову мы отправимся на самолёте.
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
1, 2, 3, 4 – полетел наш самолёт.
Звучит рёв самолёта (запись). Мы «попадаем» в королевство. (Дети садятся за столы)
Воспитатель. А вот и первый наш остров «Посчитай-ка». На этом острове живут Числа. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.
Дидактическая игра «Расставь цифры от 1 до 10 – по порядку».
Дети выкладывают из карточек числовой ряд от 1 до 10. (Проверяем хором прямой и обратный счёт).
Воспитатель. Посчитайте от 1 до 10. А теперь наоборот от 10 до 1.
Дидактическая игра «Числа-соседи».
Ребята, помогите числам найти своих соседей.
Назовите соседей числа 5 (4 и 3); 7 (6 и 8); 9 (8 и 10); 2 (1 и 3), 3 (2 и 4). Воспитатель. Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями. Жители этого острова остались вами довольны, отправляемся дальше? Поплыли?
Мы руками поведём –
Будто в море мы плывём.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу подплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнём наклоны выполнять –
Вправо, вправо, влево, влево.
Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре
На счёт пять за парты сесть.
Воспитатель. Вот мы с вами и добрались до второго острова, который называется «Узнавай-ка». Только кто живет на этом острове, я вам не скажу. Я хочу, чтобы вы сами их отгадали.
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня (квадрат)
Он похож на колесо,
А еще на букву О.
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это - (круг)
Растянули мы квадрат.
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим,
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Воспитатель. Да, эти геометрические фигуры – большие озорники очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны?
Работа с карточками: выкладывание заданного количества геометрических фигур.
Воспитатель: Ну что же и жителям этого острова мы смогли с вами помочь. Следующий остров расположен недалеко, мы дойдём туда пешком.
Мы с вами отправляемся в поход.
Топ, топ, топ.
Топ, топ, топ.
Вот высокая гора,
Мы забрались туда.
Отдохнули, улыбнулись,
Поднялись и потянулись.
Вниз сбежали - не устали
Воспитатель. Вот и ещё один остров математической страны, который называется «Отвечай-ка».
*Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца? Пять
*Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей? Шесть.
*Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (Две).
Воспитатель. Я слышала, что волшебник на этом острове живет и он очень любит рисовать. У него приключилась беда, его карандаши вдруг потеряли цвет. Поможем ему, сделаем карандаши снова цветными.
Посмотрите, у вас на столах лежат карточки. Закрасьте первый карандаш – желтым цветом, четвертый – синим, второй – зеленым, пятый – красным, третий – коричневым, а шестой – оранжевым (дети закрашивают карандаши).
- Молодцы! Скажите, на котором по счету месте – синий карандаш? Какого цвета карандаш на пятом месте? На котором по счету месте желтый карандаш?
Воспитатель: Какие ребята вы сообразительные, молодцы. А нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки и посчитаем обратный отсчет 10…1
(Звучит волшебная мелодия).
(Дети считают хором) Вот мы и в детском саду.
Мы в Королевстве побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад, Детский сад нам очень рад.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие. Где мы с вами сегодня побывали, ребята? А почему мы с вами туда отправились? (жители попросили о помощи) Мы смогли им помочь? Чем мы им помогли?
Жители островов «Посчитай-ка», «Узнавай-ка», «Отвечай-ка» в благодарность вам за вашу работу оставила вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это ленточки- награды самым умным детям.