Конспект занятия
по безопасности жизнедеятельности
"Чудесное электричество"
Цели: дать представление детям об электричестве, электроэнергии,
знакомить с явлением « статическое электричество»;
расширять представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,
закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;
воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира
способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
развивать и коррегировать мыслительную активность, наблюдательность; учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;
Интеграция: познание, коммуникация, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Материал: цветные воздушные шарики, пластмассовые палочки, мелко нарезанная бумага в форме бабочек, кусочки шерстяной ткани, мультимедийное оборудование, запись песни "Добрый жук" из кинофильма "Золушка".
Словарь: электричество, электроэнергия, электроприборы, электрический ток, провода, батарейка.
Предварительная работа: беседы о бытовых электроприборах, рассматривание соответствующих картинок, изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами.
Формы работы: беседа, рассматривание, наблюдение, экспериментирование, отгадывание загадок, исполнение танца.
Ход занятия.
1.Организационный момент. 2 слайд красивая лампочка
Дети входят в класс, встают по кругу , берутся за руки.
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Улыбнитесь! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Пусть сегодня на занятии вам поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
Дети садятся на стульчики.
2.Беседа. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. А тему вы узнаете, отгадав загадки: 3 слайд пустой
Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
(Лампочка)
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет.
(Электрический ток)
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество.
Это …(электричество)
- Ребята, кто догадался о чем пойдет речь на занятии? 4 слайд надпись электричество
- Есть одна сказочная героиня.
Она не боится работы,
Красива и очень мила.
Всё время в трудах и заботах
У мачехи злобной была.
Но крестная фея однажды
На бал ей попасть помогла.
Где принца она повстречала
Но туфельку там потеряла. (Золушка). Отгадайте, кто она? 5сл. золушка
- Ребята, в сказке она очень долго выполняла поручения мачехи. А представьте, если бы Золушка оказалась в наше время, на современной кухне, что ей помогло быстро справиться со своими обязанностями? 6 сл. Золушка на современной кухне
А ведь наши помощники – это электроприборы. Они окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Вот и тебе, Золушка, помогут электроприборы.
3. Отгадывание загадок (персонально)
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)7 сл. Поочередно выходят отгадки
Посмотри на меня
В брюхе жарко у меня,
А в носу моем дыра.
Когда все во мне кипит,
Из нее пар валит. (Чайник)
Если кнопочку нажать,
Будет музыка звучать. (Магнитофон)
Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ"
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
Что говорить – не солнце я,
Но освещать умею.
Меня лишь включите, друзья,
И станет жизнь светлее.
Не будет времени для сна
Всегда, когда я включена.( лампочка)
По сатиновому полю
В рейс пошел электроход.
Он плывет, с волнами споря,
То назад, а то вперед…
Там, где он оставил след,
Ни одной морщинки нет! (Утюг) 8 слайд
Вот так дом —
Одно окно:
Каждый день
В окне кино! (Телевизор)
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам —
Скажешь здесь,
А слышно там. (телефон)
Посмотри на бочок
Во мне вертится волчок.
Ни кого он не бьёт,
Зато всё собьёт. (Миксер )
4. Рассказ воспитателя об электричестве.
- А что же такое невидимое заставляет эти приборы трудиться?
Дети: Электрический ток. - А откуда берется электричество?
- Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам. Они чем-то похожи на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы-электроны. 9 слайд Подробнее об электричестве вы узнаете попозже, когда немного подрастете. Может кто-нибудь помнит какая большая гидроэлектростанция снабжает электричеством нас. Правильно, Саяно-Шушенская. 10 слайд А пока мы с вами посмотрим небольшое Видео.
-- Ребята, скажите, а в природе, где можно встретить электричество? Не знаете, а я вам помогу, например: Молния – это такой мощный заряд электричества.
А вы когда-нибудь слышали, как трещит ваша одежда, когда ее снимаешь?. – Давайте поищем природное электричество. Вокруг нас.
5.Экспериментальная деятельность. 11 сл. Картинка о электричестве
1 опыт. . Воспитатель предлагает повесить воздушные шарики на стену без дополнительных крепежных средств..
Дети пытаются это сделать.
- Превратим шарики в волшебные, я вам покажу, как это сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, какой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда терли шариком о волосы. Он стал электрическим и притянулся к стене.
Вывод: в волосах "живет" электричество.
2 опыт.
А сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге - конфетти, цветным маленьким бабочкам. Что вы видите? А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани (варежка) и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось? Почему? Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
3 опыт.
У меня в руках часы, но они не ходят, почему? Действительно, в них нет батарейки. Надо вставить батарейку правильно плюс к плюсу, а минус к минусу. Часы заработали? Почему? Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали.
Вывод: в батарейках живет неопасное электричество. - В каких еще предметах есть батарейки, неопасное электричество?
6. Физминутка «Фиксики»
7. Беседа о безопасном обращении с электричеством. Остер
Помимо природного, в нашем классе есть и настоящее электричество. По каким предметам можно догадаться о наличии электричества? Дети: розетки, выключатели, компьютер, светильники и т.п. 12 слайд Сейчас электричество есть в каждом доме. Оно - наш помощник. С его помощью работают все электроприборы. А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку. Вот как нашей Золушке
НО! Человек ведь не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно. Электричество – наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Почему, ребята? Сейчас вы послушаете шуточные стихи Григория Остера, но сделаете правильные выводы и объясните Золушке.
Электричество наш друг — это всем известно,
И опасности в нем нет , я скажу вам честно:
Провод и электрощит ты хватай рукою,
И его не обходи дальней стороною.
Вот электропылесос
Суй скорей в него свой нос.
И запихивай в розетку
Пальцы, гвозди или ветку.
С электричеством полезным мы, конечно же, друзья,
Но скажу вам откровенно: с ним шутить совсем нельзя! 13сл,14
Если вы еще не твердо
В жизни выбрали дорогу
И не знаете, с чего бы Трудовой свой путь начать,
Бейте лампочки в подъездах
— Люди скажут вам «спасибо».
Вы поможете народу Электричество сберечь.15 слайд, 16 слайд
. Чтобы выгнать из квартиры
Разных мух и комаров,
Надо сдернуть занавеску
И крутить над головой.
Полетят со стен картины,
Со стола слетит утюг.
Кувыркнется телевизор,
Люстра врежется в паркет.
И, от грохота спасаясь,
Разлетятся комары,
А испуганные мухи
Стаей кинутся на юг. 17сл.
Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил.
Правила:
1.Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.
3.Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4.Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.
5.Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.
6.Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами. 13 сл.
- Я думаю, Золушке понятно, как стоит обращаться с электроприборами. Они помогут быстро справиться с трудной работой. Мы ей подарим памятку и точно такую вставим в свой уголок.
Памятка в уголок (на слайд)18 слайд
Мультфильм о правилах ПБ
Подвели итог просмотра
- Молодцы! -Посмотрите на Золушку.19 сл. Какая она стала красивая, нарядная. Золушка благодарит нас за то, что при помощи электроприборов, она все успела сделать и попала на бал.
10. Подведение итогов.
- С чем мы сегодня познакомились на занятии? (с электричеством)
- Где "живет" электричество?
- Электричество – наш друг или враг?
- Что будет, если электричество кончится?
Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? ( уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т.п.)
Так давайте же, друзья,
Скажем очень дружно 20 сл.
Электричество беречь
И экономить нужно!
16 сл Кому понравилось наше занятие подарит Золушке личико- смайлик с улыбкой, а кто не узнал ничего нового –грустный смайлик
- Наше занятие не последнее, мы продолжим работать по этой теме и посмотрим еще много познавательных, интересных мультфильмов.