Тема занятия: «Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота различных времен года».
Цели и задачи: Познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение и творческую фантазию формировать у учащихся представления о пейзаже как о произведении искусства, способным выразить мысли и чувства художника; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, укреплять межпредметные связи.
Оборудование: для учителя – аудиозапись композитора П.И.Чайковского «Времена года», репродукции картин художников пейзажистов, методическая таблица;
для учащихся – бумага формата А4, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой.
Учитель: Чтобы определить тему сегодняшнего урока предлагаю вам ребята прослушать слова из песни «Если видишь на картине..». И вы мне скажете каким жанром изобразительного искусства мы будем сегодня заниматься на уроке.
Конструктор урока (Необъявленная тема):
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней
Или сад и облака,
Если снежная равнина
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется…… (Ответ уч-ся: пейзаж)
Ход занятия
Организационный момент.
Проверь дружок,
Ты готов нaчaть урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке
Все ли пpaвильно сидят?
Все ль внимательно глядят.
Повторение пройденного материала
Учитель: Кто из вас вспомнит и скажет что такое пейзаж?
- Пейзaж – (с фр. – страна, местность) – это жанр изобразительного искусства, в котором оcновным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания.
Учитель: Ребята, мы с вами изучали разнообразные виды пейзажа. Кто может их назвать? (Сельский, городской).
Конструктор урока (прием «Согласен – не согласен):
Презентация сoстоит из текста и картинок.
Пейзажи бывают: сельский (рисуют поля, деревенские дома) Слайд 2, городской (изображают разные дома, улицы, виды городов) Слайд 3, парковый пейзаж (изображают уголки природы, созданные для отдыха в городах) Слайд 4, архитектурный пейзаж (похож на городской с памятниками архитектуры) Слайд 5, исторический пейзаж (изображают архитектурные и скульптурные памятники, связанные с историческими событиями) Слайд 6, космический пейзаж (внеземные горизонты) Слайд 7.
Coбщение нового материала.
Учитель: Жанр изобразительного искусства – пейзаж до 16-17 века был только фоном для портретов или исторических сцен. В конце 16 начале 17 веков он стал самостоятельным жанром. В нашей стране он достиг рассвета в 19 веке и наши русские художники стали известны во всем мире.
Кто-нибудь, ребята, может мне назвать художников того времени? (Левитан, Шишкин).
Изображая природу, эти и другие русские художники (Куинджи, Саврасов, Пластов) стремились передать определенное настроение, состояние их души, которое затем находило отклик в сердцах людей.
Вспомните, с какими видами пейзажа вы знакомились на уроках литературы, окружающего мира? (Сельский, городской).
Изучая творчество поэтов, их литературные произведения, вы знаете стихотворения о природе, о временах года. Назовите их. (Зима, весна, лето, осень). Итак, тема занятия: «Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота различных времен года».
Огромны просторы нашей необъятной Родины. Богата и разнообразна её природа, полная тайн, загадок и чудес! Сколько интересного можно увидеть в лесу, на озере или реке, в поле и даже возле своего дома, если внимательней ко всему присмотреться. В своих картинах мастерам удается запечатлеть красоту родной природы и «остановить мгновение», чтобы мы с вами могли этой красотой любоваться.
У каждого времени года особенный запах и цвет,
Но как совершенна природа, что в целом её краше нет!
Каждое время года имеет свой характер и свое настроение. Мы отправляемся с вами на встречу с временами года.
Учащимся предлагается репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» Cлайд 9.
Учитель: Ребята, вы вероятно знаете первые признаки весны? Использовал ли художник их в своей работе? (Грачи прилетели, рыхлый грязный снег, проталины с водой). А какие цвета использовал в своей работе художник? (серо-голубые, солнечный луч, который освещает картину, дает ощущение дыхания весны, картина наполнена весенним свежи воздухом).
Учащимся предлагается репродукция картины А.А.Пластова «Летом» Cлайд 10.
Учитель: Какие выразительные средства использовал художник в своей работе? (Яркая цветовая гамма). Отчего так много теплых тонов в картине? (Лето).
Учащимся предлагается репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень» Слайд 11.
Учитель: Какое впечатление произвела на вас эта картина? (Ощущение светлой радости и грусти перед недолговечной и хрупкой красотой осенней поры). Какие цвета преобладают в картине? (золотой, желтый, синий, голубой с небольшим добавлением зеленого – символизирует полноту жизни).
Учитель: Ребята, наступила осень. Перечислите признаки осени, которые вам известны.
Конструктор урока (прием «Шаг за шагом»)
/Учащимся предлагается перечислить признаки осени/
Учитель: Какое общее чувство выражено в стихотворениях поэтов и в произведениях художников? (Гордость за Родину, восхищение красотой природы, любовь к родному краю).
Каждый из художников выразил свои чувства и переживания, своё отношение к природе. Они проникли в нашу душу, художникам удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы.
Художники, изображающие в своих картинах природу, называются художники-пейзажисты.
Дидактическая игра «Музыкальная загадка»
Учитель: Художник, изображая природу, всегда стремится увидеть, понять, выразить ее настроение и характер (учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Времена года» - «У камелька» - зима, «Песнь жаворонка» - весна, «Песнь косаря» - лето, «Осенняя песнь» - осень)
Учитель: Какое настроение передает этот музыкальный фрагмент? («У камелька» - мечтательное настроение, музыка медленная, с расстановкой; «Песнь жаворонка» - два оттенка настроения от мечтательно-грустного к светлому; «Песнь косаря» - основная мелодия напоминает народные песни; «Осенняя песнь» - в мелодии преобладают грустные интонации – вздохи, затем возникает трепетное воодушевление).
Физкультминутка.
Повороты влево-вправо,
Это лёгкая забава.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно.(Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Отдых кончен наш, ребята,
Нам пора опять за парты. (Дети садятся за парты.)
Tворческая практическая деятельность учащихся.
Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке вы будете изображать пейзаж по представлению.
Вот ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=p2ckCNrS-ck
/Учащиеся выполняют работу индивидуально или в паре по два человека/
Учитель: Настроения пейзажа можно создать холодными, теплыми, глухими или звонкими цветами. Для этого не забывайте использовать цветовую палитру, использовать только локальный цвет.
/На доске представлена методическая таблица по цветоведению/
Не забываете о законах перспективы (линейная и воздушная).
Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.
Прежде чем вы начнете работу ответьте мне на вопрос: Как правильно компоновать пейзаж? (выбрать как правильно расположить альбом, представить что будешь рисовать, провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения находящиеся дальше, сделать набросок карандашом).
Учащиеся приступают к выполнению практической работы.
В процессе выполнения работы учащимися, учитель контролирует приемы работы, наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.
Итог уpока.
Выставка и анализ работ
Как можно передать настроение природы на рисунке?
С картинами каких художников мы сегодня познакомились?
Учащиеся оценивают рисунки товарищей.