СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Образ традиционной русской избы"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Образ традиционной русской избы"»

Тема. «Образ традиционной русской избы»

Цель: познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы.

Задачи:

Обучающие: создание учащимися композиции «Деревня»; обогащение словарного и понятийного запаса детей; учить правильно, располагать объекты в пространстве.

Развивающие: совершенствовать конструктивные навыки; развивать навыки индивидуальной творческой деятельности.

Воспитывающие: воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края. воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.

Оборудование: презентация, иллюстрации, рисунки, краски, тряпочка, кисти, баночка с водой, цветные карандаши.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

- Давайте проверим, все ли готово у вас к уроку?

2. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке вы познакомились с миром русской деревни.

- От какого слова произошло название «деревня»? - Почему древнерусское поселение стали называть деревней? - Какой была основная постройка деревни? - Какого размера строили избы? - От чего зависел размер избы? Что такое венец? Что такое сруб? Чем сверху покрывалась изба?

Отгадаем загадки:

1.Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? (- кастрюля «тефаль», - чайник, - чугунок)

2. Как называется предмет, которым мешают дрова в печке? (-кочерга, - веник, полено)

3. Как называлась на Руси обувь, сплетенная из коры Деревьев? (сапоги, - лапти, - валенки)

4. Про какой предмет в крестьянском доме была сложена загадка: «Курочка с носком – всякому поклон»? (- про вешалку, - про рукомойник, - про бочку)

5. В одной русской народной сказке солдат варил щи. Вспомните из чего? (- из дубинки, - из пилы, - из топора)

6. А эта загадка про что: «По сеням и так и сяк, а в избу никак»? (- дверь, - собака, - солнечный свет)

7. Отгадайте последнюю загадку: «Веду я внука по всем комнатам за ручку» (-утюг, - пылесос, - веник)

3. Беседа по теме урока.

Отгадаем загадку:

Стоит жилище,

Деревянные бочища

Внутри печь да дрова

Это русская…. (изба)

Отрывок из дневника Александры Федоровны Романовой:

«Главным центром жизни человека должен быть дом. Это место, где растут дети…, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Каждый дом похож на своего создателя. Утонченная натура делает дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души.»

Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. Не сразу родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.

Давайте рассмотрим, как выглядела русская изба, какие были виды изб, и из каких составных частей она состоит.

Запись на доске. 

ИЗБА – это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.

Предлагается рассмотреть различные типы изб, которые представлены на доске. Обращается внимание на то, что строились различные типы изб. Это, изба ГЛАГОЛЬ, изба БРУСОМ, изба КОШЕЛЬ. Рассматриваем эти типы изб, обращаем внимание на особенности их построек, находим отличие в постройке.

Что общего в украшении этих изб?

Откуда у русского человека стремление украсить свою избу?

Для строительства изб выбирали особые деревья, закладку дома начинали лишь после новолунья. Под углы первого венца клали клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск. Бревна скрепляли в ВЕНЕЦ. Венец на венец – и вырастает КЛЕТЬ или СРУБ. Дети записывают названия в тетрадь.

Предлагается рассмотреть избу, и узнать из каких частей она состоит.

Учитель делает зарисовку на доске, а дети в тетради.

ДВУСКАТНАЯ КРЫША – шапка здания. Чем она выше, тем легче скатывается с нее снег и дождь. ОКНА - очи, глаза, свет. А над ним, как положено, чело, так красиво раньше называли лоб. Здесь же бывает ЛОБОВАЯ ДОСКА, которая закрывает стык бревен сруба с досками треугольника под крышей. А края кровли выступают, и их концы прикрывают узорчатые доски ПРИЧЕЛИНЫ. Стык причелин, чтобы встык не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз ПОЛОТЕНЦЕМ.

Окно – глаза на лице дома, связь с внешним миром, поэтому и НАЛИЧНИКИ – самая украшенная часть избы. По всей нашей стране можно увидеть большое разнообразие украшенных наличников. Но и сегодня можно в их деревянном кружеве можно найти древние символические знаки.

Встречаются избы двух и трехэтажные. От таких строений веет несокрушимой мощью: смотришь, и возникает образ крестьянина-богатыря, удалого и в то же время степенного, прочного.

- Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

4. Практическая часть урока.

– Приступайте к работе по плану:

1. Обдумайте, какой образ избы будет 
на вашем рисунке. Определите средства выразительности.

2. Выполните разметку листа, расположив на нем придуманный образ.

3. Украсьте избу знаками-оберегами.

4. Доработайте рисунок гуашью

5. Итоги урока.

Выставка работ. 

Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению. Использовали не только знания, полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение.

Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:

1. Что вам хотелось показать в своей работе?

2. Что означает слово гармония?

3. Применялся ли закон перспективы при выполнении нашей работы?

4. Из какого дерева строили дома Сибири?

5. Что означает слово сруб?

6. Уборка рабочего места, задание на следующий урок.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей