СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Образ красоты человека"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Образ красоты человека"»

Тема: «Образ красоты человека (женский образ)».

Тип занятия: урок освоения новых знаний.

Цель занятия: сформировать представления о понимании красоты женщины в русской культуре, развитие интереса к истокам искусства Руси.

Задачи:

Образовательные: познакомить с изображением женских образов в картинах русских художников; повторить навыки изображения человека в рисунке; научить изображению элементов народных костюмов.

Развивающие: развитие эстетического вкуса; развитие логического мышления, речи, творческого воображения и внимания.

Воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа; развитие интереса к урокам изобразительного искусства, воспитание аккуратности, дружелюбия.

Материал: учащиеся готовят выступление и вместе с родителями находят информацию о художнике Аргунове И., отрывок из поэмы Некрасова Н.А. «Мороз - Красный нос «Есть женщины в русских селениях…».

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация слайдов.

Ход занятия

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Есть порядок на столе?

Есть порядок в голове?

- Мы друг к другу повернёмся

И друг другу улыбнёмся!

Всем-всем добрый день,

И работать нам не лень!

2. Актуализация опорных знаний и введение в тему

- Ребята, как вы думаете, что будет сегодня темой нашего разговора? (русская красавица, красота русской красавицы)

- Почему вы сделали такой вывод? (ученица в национальном русском костюме, стихотворение говорит о красоте красной девицы)

- Что вы знаете о русском костюме? (основные части женского народного костюма - рубаха, передник, сарафан, нагрудник)

- Каким способом могли украсить крестьянки свой костюм? (вышивкой).

- Как вы думаете, для чего необходим такой яркий, нарядный костюм русским женщинам?

- Повседневная жизнь крестьянки была тяжелой, она работала не покладая рук в поле, огороде, доме, а ее праздничный костюм - диво дивное. Одежду она делала, вкладывая в нее настоящий талант художника.

В образе женской красоты выражались представления о празднике и счастье. Люди верили, что красота – это добрая, оберегающая сила. Поэтому женщину стремились украшать, а красоте женского костюма всегда уделялось много внимания.

2. Изучение нового материала.

- А где мы можем получить информацию? (интернет, книги, учебник, словари)

Художник Иван Петрович Аргунов был крепостным, управляющим дворца графа Шереметева. И.А. Аргунов был талантлив, его талант заметили, стали доверять рисовать портреты господ и даже русских цариц. Главным жанром, в котором он работал, был портрет. Аргунов стремился показать в портретах природную силу и достоинство человека. Но одной из его лучших работ стал портрет на графа или царицы, а крестьянки Московской губернии. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой. Этот портрет отличается четкостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов.

- Какая деталь русского костюма изображена на голове женщины? (праздничный кокошник)

-Головной убор украшен золотыми нитями. Поэтому можно сказать, что он праздничный.

- Во что одета женщина? (в сарафан красного цвета с богатой вышивкой, белую кофточку)

- Сарафан украшен сложной вышивкой - это позволяет думать, что перед нами женщина одетая в праздничный наряд. Кроме того, красный цвет материи раньше использовался для праздничной одежды.

-Что еще подтверждает нам особый случай наряда?

(у женщины есть бусы, нарядные серьги)

- Что вы можете сказать о выражении лица?

(мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка)

-Все это говорит о ее спокойном, доброжелательном характере. Художник передал облик женщины с искренней симпатией.

-Вторая картина называется «Северная идиллия». Ее автор - художник Константин Алексеевич Коровин.

-Как вы понимаете слово «идиллия»?

Слов «идиллия» означает согласованность, идеальный образ.

- Что изображено на картине? (пастушок играет на свирели, девушки заслушались его, стоят словно погруженные в звуки тихой музыки)

-Какой пейзаж представлен на картине – южный или северный? (северный)

-Возможно перед нами пейзаж белой ночи, которая бывает в середине лета на севере.

-По сходству или по контрасту подобраны цвета? (по контрасту)

-Контраст зеленого и красного цвета - излюбленное в народе сочетание. Оно часто встречается в народных костюмах. Яркие фигуры девушек находятся на фоне северного пейзажа. Костюмы точно передают детали подлинных народных одеяний северной полосы России.

Учитель: Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины.

Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе.

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Особое место в русском костюме всегда отводилось головному убору.

Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой, но волосы необходимо было заплетать в одну косу в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Волосы были длинными, и с распущенными волосами не ходили, потому что так неудобно было бы стирать, готовить, шить, работать в поле, ухаживать за скотиной. Девичья коса считалась символом чести, и дернуть за косу значило оскорбить девушку.

Самый распространенный головной убор девушки – это платок.

В платке изображена И. Билибиным Аленушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",

Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, почелки, перевязки, ширинки, кокошники (Н.Аргунов. "Портрет девушки в кокошнике"),

Художник Маковский К.Е.

Головные уборы были с открытым верхом, расшитые золотой нитью, а на лоб спускались поднизи ажурного плетения из жемчуга (в виде сетки). Жемчуг добывали в чистых северных реках.

Во время свадебного обряда подружки прощались с невестой под пение протяжных грустных песен и с плачем расплетали ей девичью косу, а невеста приговаривала: "Прощай, коса, девичья краса, полно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться". Потом волосы невесты переплетали на две височные косы, укладывали короной вокруг головы, а затем плотно закрывали повойником. При этом девушка причитала: "Уж и покрасуйтесь, мои русы волосы, темнота будет вам, да русы волосы, да тягота будет да буйной голове". С этого момента никто из мужчин не мог видеть волос женщины. На Руси существовало выражение "опростоволосить женщину", то есть нанести оскорбление, открыв ее волосы.

По древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях "простоволосой" – это считалось большим грехом. Считалось, что волосы обладают магической силой. Выходя замуж, женщина должна была прятать волосы, чтобы не принести несчастья мужу и его родне. Не случайно у И.Билибина Баба Яга изображена с распущенными волосами.

Художник Билибин И.

Типичный головной убор замужней женщины – кика и сорока с позатыльней. Основу кички делали из стеганого холста на подкладке, переднюю часть кички – из бересты или кожи и покрывали дорогой тканью. У А.С. Пушкина в "Сказке о рыбаке и рыбке" у старухи "...парчовая на маковке кичка...". Сверху основы надевали сороку – чехол из дорогой ткани, а сзади прикрепляли позатыльник. Край сороки украшали золотым шитьем, а сзади к ней прикрепляли толстый плетеный шнур, украшенный бисером. Среди деталей сороки есть "крылья" и "хвост", а в орнаментах вышивки встречаются изображения птиц. Вся кика вместе с сорокой могла весить до семи килограммов. Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: "кокош" – это петух, он будит солнце, а "кичка" – это утка.

Физминутка

Встанем, глубоко вздохнём.

Вверх посмотрим высоко,

Вдаль посмотрим далеко.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем.

Теперь покружимся немножко

И похлопаем в ладошки.

Руки в стороны, вперёд,

А теперь наоборот.

Отдохнули, улыбнулись,

На свои места вернулись.

2) Постановка задачи урока.

3. Практическая часть

– Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. При выполнении работы вам нужно проявить творческую фантазию и умение работать, вам предстоит изобразить портрет русской красавицы в головном уборе. Это будет погрудное изображение.

-Как лучше расположить лист бумаги для такого рисунка? Правильно, вертикально.

-Практическое задание вы будете выполнять без предварительного рисунка карандашом.

1.Сначала надо наметить овал головы, голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты.

2. На лице (без палитры) составить цвет лица (белый, желтый, красный или охрый), закрасить лицо и шею, наметить головной убор (сразу красками); пока сохнет лицо, закрасить фон картины, одежду. Черты лица можно рисовать только по высохшей краске. Вспомните как правильно нарисовать глаза, изобразить нос, губы.

3. Портрет необходимо украсить, а для этого очень подходят украшения. Украшение на шее – "сбруя". "Сбруя" – это огромное количество бус, плетенных из бисера шнурков, бисерных воротничков, ошейников, украшений из ниток и монет. Украшения надо рисовать точками и мазками очень быстро, краски брать сразу из баночки, не смешивая.

4. Постарайтесь передать в своём рисунке характер русской красавицы.

4. Подведение итогов урок.

Учитель. Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами.

При этом подробнее остановитесь на следующих критериях:

• оригинальность идеи;

• эстетика оформления;

• объем работы.

Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Закончите предложение:

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно …

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • У меня получилось …

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось…

  • Мне было трудно…

  • Я хотел бы узнать…

- Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?

- Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?

- Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей