Тема: «Ахроматические цвета. Колористика»
Цель: познакомить учащихся с ахроматическими цветами. Совершенствовать знания учащихся о различных техниках работы в живописи.
Задачи:
Обучающая - знакомить с ахроматическими цветами.
Развивающая - развивать творческие способности; формировать умения и навыки в смешивании красок как на палитре, так и непосредственно на работе; способствовать обогащению словарного запаса.
Воспитательная - формировать художественное воображение и творческое мышление; воспитывать чувство прекрасного; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Оборудование для учителя: таблица; бумага формата А3; кисти; палитра; краски гуашь черная и белая; вода; салфетка; иллюстрации или работы учащихся.
Оборудование для учащихся: бумага формата 3; кисти; палитра; краски гуашь черная и белая; вода; салфетка.
Ход занятия:
Организационная часть
Готовность и дисциплина.
Объяснение нового материала
Вводная часть
Я хочу начать сегодня занятие с анекдота. Один мужик приходит к другому и говорит:
-ты говорил, что продаешь мне цветной телевизор, я дома его включил, а он черно-белый.
-да нет же, он цветной, пойдем у прохожих спросим.
Идут вместе первых встречных спрашивают:
— белый-это цвет?
-цвет.
-а черный — это цвет?
- да, это тоже цвет.
- ну вот, я же тебе говорил, что телевизор цветной!
3. Объяснение темы.
Как вы уже поняли, разговор пойдет о белой и черной красках. Все цвета делятся на две группы: хроматические - цветные краски и ахроматические - бесцветные (нейтральные).
К ахроматическим цветам относят черная и белая краски и их смешение (все оттенки серого).
Человеческий глаз способен отличить 300 переходных оттенков от черного до белого. В нашем случае мы выделим всего 5.
Работа с таблицей
Обратить внимание на таблицу. Дать возможность учащимся назвать 5 градаций (черный, темно-серый, серый, светло-серый, белый), от чего они зависят (от количества взятой краски) и чем отличаются друг от друга (по светлоте).
Символика черного и белого?
Все цвета имеют свою символику. Мы их называть не будем, коснемся только черной и белой краски.
Белый цвет - символ ………… (чистоты, невинность, свет) привести пример ……………. (невеста)
Черный цвет - символ ………… (траур, связывает сознание с мраком и тьмой) А на востоке, белый является цветом траура. привести пример ……………. (отрицательные герои сказок: кощей бессмертный, смерть с косой, пиратский флаг).
Символика знаков
Фен шуй (изобразить знак равновесия инь и янь)
Крылатые выражения
Преподаватель начинает - дети заканчивают:
Зависть - …………… (черная)
Дела - ……………. (черные. магия, колдовство)
Скука - ……………. (серая)
Кожа белая, как - …………… (снег или полотно)
Волосы черные, как - ………… (смоль, ночь, крыло ворона)
Влияние цвета на нервную систему человека.
Белый - нейтральное воздействие, успокаивает нервную систему человека (палата в психиатрической больнице).
Черный - помогает сосредоточиться, понижает давление. если черного много, то ухудшается душевное состояние (карцер, камера в тюрьме).
В одежде
Сочетание белого и черного (юбка, брюки, блузка, рубашка) … характерны для …………. (торжественных мероприятий).
Белая одежда - летом, черная - в холодное время года. Почему? (белый отталкивает солнечные лучи, черный - притягивает).
Техника живописи "Гризаиль"
Итак, черная и белая краски. если художник выполняет работу двумя красками, при этом использует разнообразие смешанных тонов, называется техника - Гризаиль. сущность техники - рядом с темным будет всегда светлая краска.
Сказка
"О серой вороне", "сова и ворон", " серый кот", "заячья семья", "кот сметанный рот" при необходимости закончить сказку "серый кот"
Задание
Выполнить работу в технике "Гризаиль"
Практическая работа
Релаксация. Закрыть глаза, представить героев, как они выглядят, представить их действия, особенности строения, обстановку, приступить к работе.
- во время выполнения работы следить за правильностью осанки, кисти не оставлять в воде, пользоваться салфеткой, вовремя мыть кисть и стараться не пачкать белую краску.
Завершающий этап
Выполненные работы разместить на доске, навести порядок на рабочем месте.
Обсуждение работ
Дети самостоятельно ищут достоинства и недостатки в работах и дают оценки первая - за композицию, вторая - за технику выполнения и законченность по пяти бальной системе за каждый пункт.
Уборка класса дежурными.
Задвинуть стулья, помыть раковину, сложить салфетки, кисти, палитры, стаканчики по местам
Вид занятия
Сказка "Серый кот".
Жили - были дед и баба. Была у них курочка ряба… вы все прекрасно знаете эту сказку. Финал сказки тоже помните. Но …
У бабушки и дедушки была не одна мышка. И как только наступал вечер, со всех сторон выползали грызуны в поисках пропитания. Ничего не оставалось бабке с дедом, как завести кота. Хороший был кот Василий, красавец: ушки-черные, глаза-огромные, в темноте светятся, на лапках носочки белые, спинка в полоску, а хвост - то, а хвост - гордость нашего Васьки, пушистый - как у лисы, а сам дымчатого цвета. Начал Васька охотится за серыми мышами. Только успевали они разбегаться по темным углам. Сильно любили дед и баба Ваську. Кормили его хорошо. Стал кот толстеть, лень ему мышей гонять. Стало ему вдруг попадать от деда с бабкой. Стал кот тогда думать, что сделать, чтобы всем было хорошо:
Бабке с дедом мыши не мешали;
Коту не надо ловить их;
и Мышам жилось спокойно, без страха за свою жизнь.
Придумать финал сказки.