муниципальное дошкольное образовательное автономное
учреждение «Детский сад №152»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ТЕМА: «Мой край родной»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познавательное развитие
Выполнила: Снопок Галина Николаевна
– воспитатель группы общеразвивающей
направленности для детей 5-6 лет,
высшая квалификационная категория
2022 г.
Содержание
№п/п | | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Конспект образовательной деятельности | 4-6 |
3 | Список литературы | 7 |
4 | Приложение | 8-12 |
Пояснительная записка
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Конспект образовательной деятельности
Организационная информация | Примечание |
1.1 | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | Согласно ФГОС ДО |
1.2. | Вид деятельности детей | Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, рисование, пение, экспериментирование. | Согласно ФГОС ДО |
Методическая информация | |
2.1. | Тема образовательной деятельности | «Достопримечательности оренбургского края» | |
2.2. | Методы и приемы содержания ОД | Игровые: (игра «Собери целое из частей», игра «Узнай птицу по голосу») Словесные: (использование художественного слова, отгадывание загадок по теме занятия); Наглядные: (просмотр видео, слайд презентация); Продуктивная деятельность: (изготовление книги о достопримечательностях оренбургского края.); Поисковые: (создание проблемных ситуаций) | Обще- практические групповые методы |
2.3. | Интеграция образовательных областей | Социально - коммуникативное развитие: действия детей в коллективе. Речевое развитие: Развернутые ответы детей на вопросы воспитателя. Художественно - эстетическое развитие: Музыка (пение частушек); Рисование: (рисование пухового платка) | |
3. | Возрастная группа | Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет | |
4. | Цель: | Систематизировать знания о достопримечательностях оренбургского края. | |
5. | Задачи: | | |
| | Образовательные: Способствовать уточнению знаний о родном крае. Совершенствовать уровень накопительных практических навыков. Развивающие: Развивать познавательные способности детей, активизировать мышление и речь в решении проблемных ситуаций. Развивать поисковую деятельность, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор (обобщать и делать выводы) развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за свою малую родину. Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, своему здоровью. Закреплять правила безопасного поведения. Совершенствовать стили партнерских отношений, формировать гендерную принадлежность детей. | Согласно ФГОС ДО |
6. | Планируемые результаты: | 1.Сформирован интерес к «малой Родине». Имеет представления о достопримечательностях, культуре, традициях, устном народном творчестве 2.Ребенок имеет первоначальные представления о труде взрослых нашего региона (фермеры, пуховницы, газовики, хлеборобы. 3.Знает народные подвижные игры, сказки и песни народов Оренбуржья. 4.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, новыми или неизвестными фактами из истории Оренбургского края. 5.Бережно относиться к живой природе, развито чувство ответственности за происходящее в ней при участии человека 6.Эмоционально отзывчив на красоту родного края 7.Имеет представления о многообразии растительного и животного мира своего региона 8.Проявляет любознательность, стремится к самостоятельному поиску информации. | Согласно образовательной программе дошкольного образования |
6.1 | Хорошо развитые поисковые способности детей. | |
6.2 | Сформированные представления детей о достопримечательностях оренбургского края. | |
6.3 | Дети умеют действовать по собственному замыслу, самостоятельно размышлять, делать элементарные умозаключение и высказывать свое мнение. | |
6.4 | Дети умеют развернуто отвечать на вопросы воспитателя. | |
7. | Организация среды для проведения ОД | Слайд-презентация, дидактические игры, материалы и оборудование для проведения экспериментов. | |
8 | Подготовка к образовательной деятельности в режимных моментах | Беседы, рассматривание иллюстраций, слайд - презентаций о достопримечательностях оренбургского края. | |
Конспект образовательной деятельности |
1 | Вводная часть | | |
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Поступает видео письмо с просьбой рассказать о достопримечательностях оренбургского края. | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель мотивирует детей на создание книги об оренбургском крае. | |
1.3 | Целеполагание | Для того, чтобы создать книгу, надо вспомнить, чем славиться оренбургский край. | |
11 | Организационная часть: | | |
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Беседа, просмотр слайд-презентации. | |
2.2. | Добывание (сообщение и принятие) нового знания | Разгадывание ребусов, проведение опытов и экспериментов. | |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Рисование узоров пухового платка, составление картины «Животный мир бузулукского бора» схем использования газа, соли. Составление схемы «От зернышка до булочки» | |
2.4 | Усложнение и упрощение | (Усложнение) Дети отвечают на вопросы воспитателя полными, развернутыми ответами (Упрощение) Дети дополняют ответы других детей. | |
III. | Заключительная часть | | |
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Вопросы и ответы детей по содержанию образовательной деятельности. Подвести детей к выводу: «Что самое трудное было для тебя в занятии?», «Что интересного вы узнали на занятии?», «Чем славиться оренбургский край» | |
IV | Дальнейшая разработка темы | Использование игр, схем, ребусов. | |
Список используемой литературы
Абленин Ф.М., Оренбургская биографическая энциклопедия.
Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2014. – 156 с.
Атлас Оренбургской области.
Белов Н. Хрестоматия по чтению для дошкольников. -Харвест, 2015. – 512 с.
Десятков Г.М. Легенды об Оренбурге. – Калуга, 2014. – 287 с.
Дорофеев В.В. Над Уралом-рекой. - Челябинск, 2016. – 270 с.
Дронов О. Великая Степь. – М.: Политическая литература, 2014. – 350с.
Новохатский М.Е. Мой Оренбург. 1916. - 125 с.
Струздюмов Н. Оренбургский платок. М.: Современник, 2015. - 206с.
Ткаченко Ю.П. Край степной - Оренбуржье. – М.: Планета, 2015. – 189с.
Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2016, № 6.
Приложение
Сценарий конспект образовательной деятельности
Предварительная работа:
Чтение рассказов о достопримечательностях оренбургского края.
Рассматривание иллюстраций о достопримечательностях оренбургского края, рассматривание атласа оренбуржья.
Разучивание пословиц и поговорок о хлебе и соли.
Проведение дидактических игр по теме: «Хлеб. Соль .Газ.»
Разгадывание загадок по теме: «Достопримечательности оренбургского края»
Разучивание частушек про газ
Оборудование:
Дидактическая игра «Сложи целое из частей».
Дидактическая игра «Животный мир бузулукского бора»
Схема «Использование газа», схема «Использование соли»
Сундучок, веретено, щетки ,паутинка ,клубочки, нитки.
Оборудование для опытов: надувные шарики, стаканчики с соленой водой, 2 яйца.
Трафарет паутинки, ткань для рисования, печатки.
Ход занятия:
Вводная часть:
Дети заходят в зал и садятся перед экраном на стульчики.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живем? (Оренбургский). Чем славиться наш Оренбургский край? (Хлебом, солью, газом, пуховыми платками, Бузулукским бором) (Звучит сигнал) Воспитатель: Ребята, к нам поступило видео-письмо. Интересно, о чем. (на экране появляется девочка, которая говорит: «Здравствуйте ребята, я много слышала о вашем крае, мне хотелось бы больше узнать о том, чем он славиться. Пожалуйста, расскажите мне об этом.) Воспитатель: Что, ребята, расскажем о том, чем славиться наш край. (Да) Я предлагаю стать вам исследователями богатств родного края. Я знаю, что некоторые из вас уже исследователи, то как пекутся пирожки. Посмотрите на экран. (На экране появляются фотографии, на которых видно, как дети пекут пирожки с бабушками. Рассматриваем их). Отгадайте, что еще можно испечь из муки. (Дети разгадывают ребусы, появившиеся на экране). Хотите сами испечь кексы? (Да) Проходите в пекарню. (Подходим к столам на которых расположены: 1. формочки и ложечки по количеству детей, 2. тарелки с тестом 3 штуки, 3. микроволновая печь.) Воспитатель: Посмотрите, здесь приготовлено тесто для кексов. Аккуратно ложечками накладывайте тесто в формочки. (В процессе работы беседую с детьми о важности хлеба, о том , что он выращивается с большим трудом. Использую пословицы: «Худ обед, коли хлеба нет», «Хлеб всему голова», «Кто хлебом кормит, тому и песенки пой»). Молодцы, настоящие пекари (Помещаем формочки в микроволновую печь. Предлагаю ребенку перевернуть картинку с цифрой 1). Пока кексы пекутся, отгадайте загадку: «Без нее не вкусна пища, на столе ее поищем, то не перец, не фасоль. Белая в солонке (соль)». Воспитатель: Правильно. А в нашем крае добывается соль?
(Да, около города Соль-Илецка). Зачем нам нужна соль? (Используют в пищу, для животных, в медицине, посыпают дороги в гололед.) Скажите, что произойдет с предметом, если его поместить в соленую воду? Предлагаю провести опыт. Подходите в нашу лабораторию. (Проходят к столам, где размещены белые стаканчики с обычной водой, синие стаканчики с соленой водой (по количеству детей). В середине столов 2 емкости, в каждой лежит яйцо.) Предлагаю попробовать воду из белых стаканчиков и вылить в емкость. Что произошло с яйцом? (Ничего). Пробуем воду из синих стаканчиков, выливаем в емкость (Яйцо всплыло).
Делаем вывод: соль выталкивает предметы. Второе богатство Оренбургского края – соль. (Ребенок переворачивает картинку с цифрой 2). Звучат голоса птиц. Воспитатель: Дети, куда мы попали? (В лес). Я думаю, что это Бузулукский бор. (Отгадываем птиц по голосу). Проводится физминутка: Как-то днем, лесной тропой звери шли на водопой .(Идем по кругу). За мамой лосихой топал лосенок, (Ходьба с высоким подниманием ног) За мамой – лисицей крался лисенок, За мамой – ежихой котится ежонок, (В полу присядке). За мамою – белкой скакали бельчата, (Прыжки). За мамой – зайчихой скакали зайчата, («Ушки», прыжки). Волчица вела за собой волчат (Ходьба). Все мамы и звери напиться хотят. (Ребенок переворачивает картинку с цифрой 3). Воспитатель: Ребята, посмотрите, я нашла разрезанные картинки, предлагаю собрать и посмотреть, что получится. (Дети распределяются по 2 человека. Игра: «Собери целое из частей».) Что получилось на картинках? (Паутинка) Присаживайтесь, а тут и сундучок (Заглядываю) Предлагаю вытащить из сундука только то, что нужно для вязки пуховых платков. Достаю паутинку, рассматриваем. Наш край славиться пуховыми платками. (Ребенок переворачивает картинку с цифрой 4) Воспитатель: Наш край известен своим богатством, которое руками не потрогаешь, глазами не увидишь, можно только понюхать. Что это? (Газ). Хотите, я покажу вам газ? (Да) Проходите в лабораторию. (Дети присаживаются, берут в руки бутылочки с надетыми на них шариками. Проводиться опыт.) Зачем нужен газ? (Отопление помещений, заправка машин, приготовление пищи.) Я предлагаю спеть частушки про газ.( Ребенок открывает 5 карточку).Воспитатель: Вот мы исследовали богатства оренбургского края ,теперь можно приступить к изготовлению книги.(Затем дети распределяются по подгруппам, выполняют задания: ) 1. Рисуют узор паутинки. 2. Выбирают животных и птиц, живущих в Бузулукском бору. 3. Составляют схему использования соли. 4.Составляют схему использования газа. 5. Составляют схему от «зернышка до булочки» Затем предлагаю разместить все схемы и составить книгу. Рассматриваем книгу. Воспитатель: Молодцы, говорят: «Берись дружно, не будет трудно». Вот мы и потрудились и создали книгу богатств Оренбургского края. Что понравилось? Что было интересно? Как же отправить эту книгу. Я предлагаю вызвать курьера. Звоню. Приходит курьер. Уносит письмо. Приглашаю посмотреть испечённые кексы. Приходит видео письмо, девочка благодарит за полученное письмо.
Длительность 25 минут.
15