муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества
Конспект занятия
«Макетирование военного транспорта: танк»
Автор-составитель: педагог дополнительного образования Красношлык Екатерина Владимировна
г. Воронеж, 2021 г.
Тема: «Макетирование. Изготовление макета танка»
Цель: научить учащихся выполнять модель танка, используя несложную технологическую карту. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Возраст учащихся: 9-11 лет (3 год обучения)
Форма проведения: комбинированное занятие
Методы: словесный, проблемный, практический
Технологии: развивающего обучения, ИКТ, проблемного обучения, здоровьесбережения
Оборудование: телевизор, флэш-карта, пульт
Дидактические материалы: презентация «Виды военной техники», образец макета танка, шаблоны для учащихся.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с предназначением танка, дать краткие исторические сведения о нем; закрепить умения работать с несложной технологической картой; закрепить умения работать с бумагой;
Развивающие: развивать у учащихся воображение, мышление; расширять кругозор; развивать умение работать самостоятельно, в группах; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности; умение слушать других и понимать иную точку зрения;
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма; воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к занятиям.
Ход занятия
Педагог: Что необходимо для того, чтобы люди спокойно жили, трудились, чтобы дети росли и учились, чтобы ничто не омрачало их жизнь?
Педагог: Чтобы не было войны, был мир, чтобы люди всех стран не ссорились и дружили.
Педагог: У нашей страны очень много друзей в разных странах, но были и враги, которые готовы на все, чтобы нарушить мир и покой граждан России. Не раз пытались враги пересечь границы нашего государства. Но все их злые помыслы удалось предотвратить, потому что на защите границ нашей Родины стояла и стоит могучая и сильная армия. Ясным днем и темной ночью, в лютый холод и жару мужественные воины всегда на посту.
Россия занимает очень большую территорию, имеет не только наземные, но и воздушные и морские границы. Поэтому в нашей армии разные роды войск, назначением которых является охранять эти границы. Солдатам за время службы в рядах Вооруженных сил приходится осваивать разнообразные профессии, технику, оружие. Охрана наших наземных границ возложена на пограничников, танкистов, ракетчиков и пехотинцев.
Педагог: Танкисты несут службу на боевых железных машинах – танках.
Эта мощная машина для устойчивости и сверхпроходимости передвигается на гусеницах. Овраги, небольшие реки, крутые подъемы танку нипочем. Он может даже плавать по воде, как катер. И сегодня мы с вами выполним макет танка (педагог демонстрирует образец). Какие части у него есть?
Дети отвечают.
Педагог: А теперь приготовьте необходимые 3 листа зеленого цвета, лист картона, линейку, клей, ножницы, и давайте приступим к макетированию.
Последовательность выполнения работы:
Педагог: Перед тем как мы начнем работу, давайте вспомним как нужно располагать шаблоны на листе бумаги?
(Педагог показывает варианты, а дети отвечают какой из них более рациональный и объясняют почему)
Педагог: Отлично, ребята. А теперь я хочу, чтобы вы назвали мне правила работы с ножницами.
Дети перечисляют.
Педагог: Молодцы. А какие вы знаете правила работы с клеем?
Дети перечисляют.
Педагог: А теперь, возьмите зеленый лист бумаги и расположите на нем шаблон №1. Обведите его простым карандашом и аккуратно вырежьте. На полученной фигуре с помощью линейки начертите такие же линии, как на шаблоне, точно соблюдая указанный размер.
Ребята, а какие линии вы видите на шаблоне? Чем они отличаются друг от друга?
Педагог: Отложите пока что лист зеленого цвета в сторону и возьмите лист картона. Расположите на нем шаблон №2, обведите карандашом и вырезайте.
Ребята, мы уже подготовили две детали, это значит, что мы можем выполнить первую часть нашего танка. Тщательно смажьте клеем-карандашом картонную деталь и наклейте ее точно во внутренний прямоугольник зеленой детали, прогладьте кулаком и пальцами соединенные детали, чтобы они плотно прилегали друг к другу и не отклеивались.
Выполните в нужных местах сгибы и разрезы на получившейся детали.
Дальше нужно придать детали форму объемной трапеции, поэтому мы сделаем на углах дополнительные сгибы, и после этого приклеим стороны клеем-карандашом. Оставшиеся «хвостики» отрежьте ножницами.
Педагог: Замечательно! Мы сделали корпус нашего танка. Приступаем к подготовке «гусениц». Для этого на зеленый лист бумаги нанесите простым карандашом шаблон №3 (количество – 2 шт.), шаблон №4 (количество – 8 шт.), шаблон №5 (количество – 4 шт.). Располагайте шаблоны компактно, чтобы все они уместились на листе бумаги. Аккуратно вырежьте детали.
Педагог: Возьмите детали, выполненные по шаблону №5. Сначала нам нужно соединить две полоски в одну, склеив их между собой в указанных местах, а затем склеить между собой две другие полоски. Таким образом, у нас должно получиться из 4 полосок 2 длинные полоски. После этого мы карандашом на этих полосках должны отчертить линию в один сантиметр по горизонтали, и по всей длине полоски сделать надрезы примерно на одном расстоянии друг от друга. Теперь эти же полоски нам нужно склеить по образцу, а потом придать овальную форму получившимся деталям.
Педагог: Следующий шаг, который мы сделаем – приклеим детали, выполненные по шаблону №2 на детали овальной формы с надрезами. Равномерно нанесите жидкий клей на надрезы и положите сверху плоскую овальную деталь, выполните аккуратное склеивание. Точно также сделайте вторую гусеничную ленту.
Детали, выполненные по шаблону №4 склейте в аккуратные колечки, у вас должно получится 8 одинаковых колечек (колес), которые следует равномерно расположить в каждой гусеничной ленте (по 4 шт.).
А теперь приклейте гусеничные ленты к корпусу танка параллельно друг другу колесами наружу.
Молодцы, ребята. Основная часть танка готова, нам остается сделать башню танка и пулемет.
Возьмите новый лист бумаги зеленого цвета и расположите на нем шаблоны №6 и №7, обведите простым карандашом и аккуратно их вырежьте.
На детали, выполненной по шаблону №6, нанесите карандашом линии, как на шаблоне. И сделайте сгибы и надрезы. Скрепите детали №6 и 7 с помощью клея.
Педагог: Ребята, а что еще осталось нам выполнить? Правильно, пулемет. Возьмите лист бумаги и карандаш, и заверните карандаш в бумагу. Скрепите клеем получившуюся трубочку. После этого сделайте отверстие в детали и закрепите пулемет.
Педагог: Посмотрите, ребята, какие у вас получились замечательные работы.
Выставка работ.