27.11.2021 КРУЖОК «ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК» №12 1-Б
ТЕМА:« Учимся четко говорить».
Цель занятия: познакомить учеников с таким выразительным средством речи как интонация, РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ, ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, учить говорить четко, выразительно, красиво, соблюдая все нормы русского языка, прививать интерес к театру.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные
· формировать потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над темой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Познавательные УУД:
· проявлять индивидуальные творческие способности при подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Тип занятия: Усвоение новых знаний
ОБОРУДОВАНИЕ: МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ,скороговорки,
Карточки с интонациями
ХОД УРОКА:
1. Приветствие.
Традиционное приветствие «Жест - Привет!» - каждый ребенок по очереди называет свое имя, сопровождая его любым жестом, все хором повторяют, и так до завершения полукруга.
2. Разминка. Упражнения на три вида выдыхания (http://nsportal.ru):
1) Спокойное, плавно звучащее: свистит ветер-с-с-с-с- Шумят деревья- ш-ш-ш- Летит пчела – ж-ж-ж-ж… Пищит комар – з-з-з-з-з-з-з-з…
2) Волевое, но сдержанное: работает насос – с-с-с-с! Метет метель – ш-ш-ш-ш! Сверлит дрель – з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!
3) Эмоциональное в быстром темпе: кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Пилит пила – С! С! Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!
3. Беседа «Интонация – что это» (краткий перечень вопросов):
- Можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица?
- Как это возможно?
- Можно при помощи голоса можно передать настроение?
(Правильно, нужно изменить интонацию).
Что же такое интонация? Интонация – это манера произношения, отражающая настроение и чувства говорящего, его тон.
4. Тренинг «Скороговорки» + Упражнение по карточкам на отработку интонации.
Вспоминаем скороговорку «Купила каракатица кружевное платьице», четко произносим её, с разной скоростью и громкостью. Отрабатываем коллективно и индивидуально. Отработав, начинаем попробовать произнести её с разной интонацией (вытягивание карточек, на которых обозначена заданная интонация):
- вежливо; строго; просяще; повелительно; умоляюще; весело;
грустно; равнодушно; ехидно; зло.
5. Беседа «Виды интонации»
Какие вы знаете виды интонации? (повествовательная, вопросительная, восклицательная)
Чем характерна повествовательная интонация? Для повествовательной интонациихарактерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленет. Солнышко блестт.
Что называют вопросительной интонацией? Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когд ты вернешься? Ребенок сдлал уроки?
Чем отличается восклицательная интонация? Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какя нчь! Кк она поёт!
Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает говорящего отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций человека.
Основные элементы интонации. (Вспоминаем элементы интонации, даем им определения, записываем в тетради. Ударение - выделение слога в слове силой голоса. Пауза – это краткий перерыв в звучании, речи, тембр – это окраска звука, его яркость, теплота и индивидуальность, темп – это скорость движения)
6. Игра на отработку интонации: «СЫГРАЮ РОЛЬ»
Пробуем, насколько вы владеете своей интонацией. Нужно сказать Я ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ ВАС! от таких образов (по указанию преподавателя):
-как робот, как клоун-скоморох,
как беззубая древняя бабуся, как президент страны,
как военный рапортует, как колдунья колдует, как иностранец с акцентом
7. Вывод. Подвести детей к выводу: «Изменяя интонацию голоса, одну и ту же фразу можно произносить по-разному, придавая ей тем самым характер и настроение, это умения очень важно в актерском мастерстве». Почему?