СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Колючая сказка" (старшая группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия на развитие моторики рук (подготовка к письму).

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Колючая сказка" (старшая группа)»

Конспект занятия

Колючая сказка

Старшая группа

Цели занятия:

  1. Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.

  2. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легко­сти движения и свободного перемещения руки по всему листу.

  3. Показать выразительные возможности простого карандаша.

  4. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов —
    «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

Материал для занятия:

  • репродукция или фотоиллюстрация с изображением ежа;

  • альбомный лист;

  • простой карандаш ТМ;

  • маска ежика для игры.

Предварительная работа:

Чтение рассказов: М. Пришвин «Еж», Е. Чарушин «Еж», И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Микитов «Еж», рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные».

Ход занятия

I. Организационная часть

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной;

Иголок очень много,

А ниток — ни одной.

Дети. Это еж.

Педагог. Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идет речь о ежике.

Дети. Только у ежика много иголок, он колючий.

Педагог. Верно. А как вы думаете, зачем ежику иголки?

Дети. Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, ябло­ки, ягоды.

Чтение тематической сказки.

Зачем ежику колючки?

Как-то в открытом поле застиг лису проливной дождь. Заметалась ли­сонька из стороны в сторону, вдруг видит: стоит у дороги кустик. Недол­го думая, со всех ног бросилась к нему. Прибегает, а под кустом еж. От дождя спрятался.

- Подвинься! - буркнула лиса и толкнула ежа в бок. Толкнула и взвизгнула от боли.

- Ай-ай-ай! Да когда же ты, наконец, пострижешь свои противные колюч­ки? Не пойму, что в них красивого...

Еж хмыкнул и тихо сказал:

- А они не для красоты.

Вот именно, - подхватила лиса. - Тем более... не упрямься и постриги, не то, попомни мое слово, все друзья станут тебя другой дорогой обходить.

Друзья? - усмехнулся еж. - Вот это уж ты, лисонька, ошибаешься. Мои колючки не для друзей.

(В. Росин.)

Педагог. А помимо грибов, яблок и других лакомств, ежик пере­носит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки.

«Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет еж и понесет на се­бе листовой матрац е гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать не­возможно: копна копной!».

(Д. Зуев.)

Педагог. А кто из вас хоть раз видел ежика? Как он выглядит?

Дети. Он округлый, чуть вытянутый, с заостренной мордочкой, с колючей спинкой.

Педагог. А что вы еще знаете про ежей? Где он живет, чем питает­ся? Делает ли на зиму запасы? (Ответы детей.)

Педагог. Живет еж в лесу, днем спит, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червячков, лягушек, мышей, вступает в схватку даже со змеями. Еж не делает запасов на зиму, так как с наступлением холодов забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи-родители заботятся о своем потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.

Физкультминутка «Ежик топал по тропинке»

Жили – были

Серый еж и его Ежиха.

Хлопки в ладошки.

Потягивания — руки вверх с растопыренными пальцами

Серый еж был очень тих,

И ежиха тоже.

Потягивания — руки в стороны.

И ребенок был у них

Очень тихий ежик.

Приседание — плавное опускание рук вниз.

Всей семье идут гулять,

Ночью вдоль дорожек:

Ходьба на месте с размахиванием руками вдоль туловища.

Еж – отец, Ежиха мать

И ребенок ежик.

Ходьба бодрая.

Вдоль глухих осенних троп

Ходьба замедленная

Ходят тихо топ-топ-топ.

Ходьба на носочках.

С. Маршак


Педагог. Сегодня мы с вами нарисуем семью колючих ежей, кото­рые гуляют по колючему лесу. А чтобы ежи могли защитить себя от врагов, у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем игол­кам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много-много штрихов. Штрих — это линия, которая может быть короткой и длинной, пря­мой и наклонной, в зависимости оттого, что мы рисуем.

2. Практическая часть

Слева или справа в нижней части листа нарисовать контур ту­ловища большого ежа-мамы: овальной формы с вытянутой заос­тренной мордочкой, с короткими овальными лапками.

Нанести ряд коротких линий-штрихов с опорой на нижний край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над пер­вым, затем третий и т.д. Последний ряд штрихов выполняется с опорой на верхний край контура туловища.

Легкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштри­ховать мордочку ежа. Дорисовать маленькие кружочки-глаза, но­сик.

Тем же способом нарисовать 2—3 ежат, следующих за мамой-ежихой, только меньшего размера.

Пририсовать каждому члену семьи какой-нибудь груз на спине (листик, грибок, яблоко).

Верхнюю часть композиции дополнить еловой веткой: длинная основная линия — ветка с боковыми, короткими ветвями, покрыты­ми иголками, - мелкими штрихами с двух сторон.

В нижней части композиции выполнить ряд коротких штри­хов — траву. Если трава занимает более широкое место, изобразить штрихи подлиннее или расположить траву в несколько рядов. Трава может быть «примятой» под лапками ежей - штрихи под наклоном.

Способ штриховки — кропотливый труд, требующий усилий и усидчивости. В некоторых случаях, стараясь побыстрей закончить рабо­ту, дети начинают ускорять темп движения, от этого нарушаются ритм рисунка, направление штрихов, расстояние между штрихами, страдает качество выполнения композиции, поэтому рекомендуется включение в процесс рисования разминки для пальцев рук.

Физкультминутка«Еж»

Вот свернулся еж в клубок,

Ладони соединить, округлить, пальцы соединить в замок.

Показал колючий бок.

Поставить ладони под углом друг к другу, переплетенные пальцы распрямить— «ж» выставил свои «иголочки»


Повторить действия еще раз, снова прочитав стихотворение.

3. Итог занятия

Педагог. Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ежики. Им не страшны ни враги, ни голод, так как многочисленные острые игол­ки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.

Ежи Ежовичи

Целый день Ежи Ежовичи

Собирают фрукты-овощи.

Сливы, яблоки и груши

На пеньках и кочках сушат.

Огурцы и помидоры

Осторожно носят в норы...

Значит, если есть еда,

Не страшны и холода.

А. Каминчук

В конце занятия проводится подвижная игра «Сонный ежик»". По считалке выбирается ежик, которого разбудили после зимы:

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встать в кружок и ну считать —

Нам водилку выбирать.

Ежику завязывают глаза. У игроков игрушка-пищалка, которую они передают друг другу, а ежик идет на звук, стараясь запятнать то­го, кто подает сигнал. Тот, кого ежик запятнает, становится водя­щим.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!