Тема: «Изображение природы в различных состояниях».
Тип занятия: урок усвоения новых знаний
Цель и задачи:
учится понимать, о чем говорят картины.
Познакомить с художником И.К. Айвазовским и его творчеством.
Побудить отзывчивость и зоркость души.
Оборудование: акварельные краски, кисти № 20, № 14, № 6, баночка с водой, бумажное полотенце, бумага для акварели А-4, презентация, магнитная доска, персональный ноутбук, мультимедийный проектор.
Методы контроля результатов обучения: устный опрос, практическая работа: акварель «Изображение моря в бурю», «Изображение моря в спокойном состоянии»
Методы стимулирования учебной деятельности: словесная похвала, жетоны, отметка.
Результаты: ученики должны, используя акварельные краски, правильно изобразить состояние моря по заданию.
Ход занятия:
I.Организационный момент
Начинается занятие,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать -
Только лишь отметку «пять»!
II. Актуализация знаний
-В первой четверти мы работали по теме, («Чем и как работают художники»)
-Узнали три основных цвета красок: (желтый, красный, синий)
-Узнали составные цвета: (зеленый, оранжевый…)
-Узнали холодные цвета: (синий, голубой, фиолетовый…)
-Узнали теплые цвета: (красный, оранжевый…)
-Теплые цвета зрительно (приближают изображение)
- Холодные цвета зрительно (отдаляют изображение)
-Громкие яркие цвета – (это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
-Узнали три особые краски - (белая, серая, черная)
-Если смешать белую краску с любым цветом, (то он становится нежным, светлым, воздушным)
- Если смешать черную краску с любым цветом, (то он становится тяжелым, мрачным)
-Серая краска при смешивании с другим цветом – (гасят цветы, делают их тихими, тусклыми)
-Тема второй четверти была («Реальность и фантазия»)
-Узнали, что Мастер Изображения не только рисует, (то, что видит, но и то, что подсказывает ему фантазия).
-Многие ученики уже получили жетоны, но это не придел. За правильные ответы вы будете еще. В конце урока выявим победителя «Знатока изобразительного искусства».
III. Самоопределение к деятельности
Исследование
– Как изменяется человек, когда ему весело?
- Как отражается настроение на внешности людей?
- Как изменяется человек, когда ему грустно?
- Как отражается настроение на внешности людей?
– Что происходит в душе человека, когда он видит солнце?
- Что происходит в душе человека, когда метет пурга?
– А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в живописи?
- Какое мы можем сделать открытие? (Изображая природу, художник всегда выражает свое настроение).
- А сейчас мы познакомимся с великим русским художником И.К. Айвазовским и пронаблюдаем за его настроением в его картинах.
- Перед нами репродукция картины И.К. Айвазовского «Гроза»
- Что мы видим?
- Какое состояние природы описал художник в своей картине?
(На доске записаны слова: тревожное, очарованное, грустное, радостное, настороженное)
- Какое настроение было у художника?
- Перед нами репродукция картины И.К. Айвазовского «Восход солнца у берегов Ялты»
- Что мы видим?
- Какое состояние природы описал художник в своей картине?
- Какое настроение было у художника?
Рассмотрите репродукции картин И.К. Айвазовского «Буря на море» и «Восход солнца у берегов Ялты»
- Нам какой репродукции картины изображено спокойное, безмятежное состояние природы? Почему?
Какими средствами изобразил свое настроение художник?
1. Яркие, громкие цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
2. Использование и смешивание черной краски с любым цветом, и цвет становится тяжелым, мрачным.
3. Использование серой краски при смешивании с другим цветом – гасятся цвета, становятся тихими, тусклыми.
4. Использование белой краски при смешивании с другим цветом, и цвет становится нежным, светлым, воздушным.
- Нам какой репродукции картины изображено опасное, дерзкое состояние природы?
-Почему?
Какими средствами изобразил свое настроение художник?
– Определите тему занятия. (Изображение природы в разных состояниях).
Определите цель урока. (Научиться изображать природу в разных состояниях)
Работа с учебником
-«Изображение природы в разных состояниях» — это тема первого урока. Найдите и прочитайте как называется тема всей третьей четверти. (учебник с.
Физкультминутка
Потягушки
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
IV. Работа по теме урока
И.К.Айвазовский был маринистом. И мы на занятии будем тоже маринистами. А это значит, мы будем изображать в разных состояниях что? (море)
Работа в парах
Сегодня мы будем работать в парах. Будем изображать такое состояние моря, которое написано на карточке. (учитель раздает карточки со словами из сказки А.С. Пушкина.)
-Прочитайте задание по карточкам
Карточка 1
У вас плохое настроение.
№1
Прочитайте отрывок из известного вам произведения и определите состояние моря:
«Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют»
№2
«Вот пришел он к синему морю;
Видит, море слегка разыгралось»
Выберите состояние моря, которое, соответствует вашему настроению, и нарисуйте.
План работы:
1. Определите автора и название произведения.
2. Определите какое состояние моря описано в отрывке № 1?
3. Определите какое состояние моря описано в отрывке № 2?
4. Определите какое настроение у вас (художника) согласно заданию карточки.
5. Договориться, как будем изображать море по заданию.
6. Договориться какими средствами будем изображать это состояние море.
3. Результат: в паре рисунок одинаковый согласно заданию.
Карточка 2
У вас хорошее настроение.
Прочитайте отрывок из известного вам произведения и определите состояние моря:
№1
«Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют»
№2
«Вот пришел он к синему морю;
Видит, море слегка разыгралось»
Выберите состояние моря, которое, соответствует вашему настроению, и нарисуйте
План работы:
1. Определите автора и название произведения.
2. Определите какое состояние моря описано в отрывке № 1?
3. Определите какое состояние моря описано в отрывке № 2?
4. Определите какое настроение у вас (художника) согласно заданию карточки.
5. Договориться, как будем изображать море по заданию.
6. Договориться какими средствами будем изображать это состояние море.
3. Результат: в паре рисунок одинаковый согласно заданию.
IV. Практическая работа.
-Назовите правила работы с акварельными красками:
Чтобы удалить лишнюю краску или влагу с кисти, то надо провести ею по свернутому бумажному полотенцу.
Чтобы удалить краску с кисти слегка постучите ею по дну ёмкости с водой.
Кисть должна иметь заостренный конец.
После окончания работы кисти необходимо промыть и вытереть.
Проверка: (пары выходят по желанию и рассказывают по плану)
Примерный ответ:
-Мы работали по карточке № 1
-Мы прочитали описание моря из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
-По заданию у нас плохое настроение и мы выбрали отрывок № 1:
№1
«Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют»
-Мы изобразили бурю, смешивая черную краску с нужными цветами.
Ученики оценивают работу этой пары.
Выставка работ. (Ученики встают и проходят по рядам, рассматривая работы своих одноклассников)
V. Рефлексия
Оцените свои знания, дополнив фразы:
Я сегодня на уроке сделал открытие… (изображая природу, художники всегда выражают свое настроение)
Мне понравились творческие работы учеников, работающих в паре…, потому что….
Я доволен своей работай на уроке, потому что у меня 3 (4,5…) жетонов
-Определяем «Знатока изобразительного искусства» по наибольшему количеству жетонов.
VI. Подведение итогов занятия
-Чему учились на занятии?
-С творчеством, какого художника вы познакомились?
-Чего не получилось?