СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Изготовление цветка ирис из бисера"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изготовление ириса техникой параллельного плетения. Развитие творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Изготовление цветка ирис из бисера"»























План – конспект

занятия на тему «Изготовление цветка ирис из бисера»





















































Тема: Изготовление цветка ирис.

Цель: Продолжать знакомить учащихся с растениями родного края. Закрепить технические навыки параллельного плетения на проволочной основе.

Развивать творческое воображение, эстетический вкус, формирование самостоятельного мышления.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение и желание заботиться о растениях родного края.

Форма проведения: Фронтальная.

Оборудование: мультимедийный аппарат, образец ириса из бисера, схема ириса, разноцветный бисер в контейнерах, медная проволока диаметром 0,3 мм., ножницы, клей – карандаш, зеленое мулине, карточки с изображением лекарственных растений.

Ход занятия

Педагог: Сегодня мы с вами ознакомимся с историей происхождением цветка ирис. Тема сегодняшнего занятия «Изготовление цветка ирис техникой параллельное плетение на проволочной основе». Мне хотелось на сегодняшнем занятии, чтобы вы не только научились делать ирис из бисера, но также научились бережно относиться к природе, к ее цветочному богатству.

Педагог: Скажите, что вы знаете о цветке ирис?

Дети: Ирисы бывают синего цвета, они растут на клумбах. Люди выращивают их в садах-огородах.

Педагог: Наше занятие начнем с просмотра презентации: «Ирис - цветок богини Ириды».

Педагог сопровождает просмотр объяснением.

Педагог: История ириса уходит вглубь веков. Родовое название растений происходит от греческого слова iris – «радуга». Согласно древнегреческой мифологии богиня радуги ирис (Ирида), порхала на легких, прозрачных, радужных крыльях по небу и выполняла поручения богов. Люди могли ее увидеть в каплях дождя или на радуге. Она как бы соединяла небо и землю. В честь златокудрой ирис был назван цветок, оттенки которого были как цвета радуги. Ирисы встречаются на всех континентах. Род насчитывает около 800 видов. Название этому цветку дал Гиппократ, греческий врач.

Цветы ириса известны человеку с древнейших времён. На острове Крит (юг Греции) на фреске, которая находилась на стене Кносского дворца, изображен жрец, окружённый цветущими ирисами. Этой фреске около 4000 лет.

Историки заметили, где бы ирис не произрастал, вокруг цветка концентрирова-лось особое человеческое внимание. Изображение ириса угадывается через пеле-ну веков на королевских знаменах, дверцах придворных карет, плащах юных па-жей. Ирис являлся символом королевского дома Бурбонов (полновластное прав-ление которого над Францией и Испанией длилось более 200 лет). У французов Ирис считается символом власти, он стал эмблемой старой французской монар-хии.  Ирис изображен на золотой флорин. Вручается золотой флорин особо почет-ным людям.

Цветы ириса встречаются в живописи миниатюры персидских художников Ирана с XIII по XIX век. У славянских народов широко использовалась радужная гамма цветов ирисов. Их можно было видеть в изделиях народных промыслов, а также в украшении быта: роспись жилища, утвари, одежды (в орнаменте рубах, сарафанов, шалей). Болгары, сербы и хорваты ирис называют Перуника - в честь славянского Громовержца Перуна.

Герб города Флоренции (Италия) представляет собой геральдический щит, на серебряном поле которого изображена красная лилия с изящно изогнутыми тремя лепестками, которые символизируют мудрость, преданность, доблесть. Геральди-ческая лилия Флоренции – это стилизованный цветок ириса флорентийского. Ис-тория герба с его изображением уходит своими корнями в далекое прошлое. По одной из версий город именно потому назван Флоренцией, что вокруг него в свое время в изобилии росли ирисы, а в переводе с латинского «Флоренция» - означа-ет «Цветущая».

Мечевидные листья ириса символизируют у японцев смелость и мужество. Вероятно поэтому в японском языке «ирис» и «воинский дух» обозначены одним и тем же иероглифом. В Японии существует праздник, который называется

«День мальчиков». Его отмечают 5 мая. В этот день в каждой японской семье, где есть сын, выставляют множество предметов с изображением ирисов. Из цветков ириса и померанца японцы готовят напиток называемый «майским жемчугом». В Японии верят, что употребление этого напитка сможет вселить в души будущих мужчин отвагу.

В Древнем Египте ирисы считались символом красноречия, а на Востоке они символизировали печаль, поэтому белые ирисы высаживали на могилах.

В России слово "Ирис" появилось как ботаническое название растений во второй половине XIX века, а до этого периода пользовались народным названием «Касатик». Ирис имеет множество названий: касатик, петушок, пискульник, касатка, пролеска, косички, лепешник, бубенчики, чистяк и чеменник. Среди всех названий наиболее распространенным остается нежное «касатик», то есть дорогой, любимый, желанный.

Ирисов насчитывают около 800 видов. Ирис многолетнее, зимующее растение, имеющее толстые ветвящиеся корневища или луковицеобразные корни. Ирисы отличаются зимостойкостью, поэтому зимуют в открытом грунте. Для них очень важным является хорошее освящение.

В наших краях ирис выращивают на клумбах и в садах – огородах. Ирис-касатик начинает цвести довольно рано – еще в мае месяце. Но цветет не долго. Скоро его нежные цветы пропадают и на их месте остаются плоды с семенами. Цветы выращивают на одном месте до семи лет.

  Ирис прославился также тем, что с давних пор из его корневища научились извлекать душистое эфирное масло с ароматом фиалок. Из 1 кг корневищ в среднем получают 7 г эфирного масла, которое используют в парфюмерии.

Педагог: Ребята, скажите, а какую роль играют цветы в жизни человека?

Дети: Цветы приносят много радости людям. Они дарят хорошее настроение, будят фантазию, оживляют и украшают наш дом.

Педагог: Молодцы. Ребята, какое строение имеет цветок ирис?

Дети: Лепестки, тычинку, листочки.

Дети продолжают просматривать презентацию.

Педагог: У цветков ириса нет чашелистиков и лепестков. Ирис бородатый имеет внутренние доли околоцветника, наружные доли околоцветника, рыльце, надрыльцевые гребни, тычинку, лопасть столбика, завязь, бородку и обертку. Основание околоцветника срастается в трубку, внутри которой находится нектар.

Особенно ярко цветы ирис смог передать в своих работах художник Аркадий Пластов. Он с огромной теплотой и любовью к родине, к окружающей его природе смог передать свое впечатление, восторг от увиденного букета. Посмотрите, как нежно и трепетно А.Пластов написал цветы.

Педагог: Давайте мы тоже превратимся в мастеров – умельцев и изготовим цветок ирис из бисера. Посмотрите образец изделия.

Педагог: Какой техникой плетения мы будем изготавливать цветок ирис?

Дети: Техникой параллельное плетение.

Педагог: Молодцы.

Поэтапное объяснение приемов плетения ириса сопровождается показом на экране ноутбука, где изображена схема цветка. На столах у детей схема цветка ириса.

Педагог: Ребята, посмотрите на доску. Здесь изображена схема внутренней и наружной доли околоцветника: нужное количество бисеринок в каждом ряду. Мы с вами недавно изготавливали тюльпан техникой параллельное плетение, и вам не составит труда понять схему и сплести ирис.

Педагог: Кто хочет нам объяснить технику плетения первой доли околоцветника?

Вероника выходит к доске и объясняет технику плетения ириса.

- На проволоку наденем 3 бусинки и закрепим их на середине проволоки петлей. В следующем ряду на проволоку наденем 5 бусинок, пропустим сквозь них оба конца проволоки в разные стороны. В третьем ряду - 6 бусинок и т.д.

Концы проволоки внизу аккуратно перекрутим. Первая доля околоцветника готова.

Педагог: Молодец, Вероника.

Ирис имеет 3внутренние доли околоцветника, 3 наружные доли околоцветника, 4 тычинки и 2 листика. Листики плетутся таким же способом. Готовые детали складываются в коробочки. Собираем детали цветка таким способом: две доли околоцветника и тычинку держим одной рукой у основания, а второй рукой обматываем зеленой мулине толстую проволоку. Берем третью долю околоцветника, присоединяем к основанию двух первых долей околоцветника и продолжаем обматывать мулине. Затем прикладываем четвертую наружную долю околоцветника и т. д. Проволоку надо закрыть зеленой мулине, придавая стебельку форму. Так же приставляем к стебельку 2 листика. В конце отрезаем мулине и замазываем клеем.

Педагог: Кому не понятно поднимите руки?

Производится повторное краткое объяснение отдельных моментов плетения.

Педагог: Итак, вам надо сплести 6 долей околоцветника, тычинку и 2 листика техникой параллельное плетение. Последовательно собрать все детали цветка, обматывая зеленой мулине. Придать изделию форму цветка - ирис.

Прежде чем начать работу давайте вспомним, какие правила техники безопасности надо соблюдать, чтобы не навредить здоровью.

Дети: Правильно сидеть за столом: спина прямая. Осторожно пользоваться ножницами, проволокой, клеем. Через каждые 20 минут делать физкультминутку. Не шуметь, не мешать другим и т.д..

Педагог: Молодцы, ребята.

Цвет изделия каждый выбирает по своему усмотрению. Схема цветка поможет вам последовательно плести каждый ряд, учитывая количество бисеринок.

Бисеринки располагаются строго по рядам; каждый ряд нанизывается сначала на один конец проволоки, а затем закрепляется другим. В конце занятия организуем выставку ваших работ, выберем лучшие изделия. Будем оценивать по таким критериям:

1. Правильность выполнения: нужное количество бисеринок, ровные ряды, выбор цветовой гаммы, сборка деталей.

2. Аккуратность: сборка деталей, обмотка стебелька мулине.

3. Оригинальность: цвет, красота формы изделия.

4. Самостоятельность: самостоятельное выполнение работы.

Самостоятельная работа учащихся.

Индивидуальная работа:

1. С Адилей отработать прием прикручивания деталей. Показать технику выполнения.

2. С Настей отработать прием обматывания мулине основы цветка, придавая форму стебелька.

Во время выполнения самостоятельной работы оказывается индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения в выполнении задания.

Через 20 мин. после начала самостоятельной работы проводится физкультминутку.

Упражнения, снимающие утомление глаз.

1. Плотно закрыть и затем широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения на развитие ручной моторики.

1. Цепочка. Большой и указательный палец левой и правой рук сомкнуты в кольцо и вдеты друг в друга, изображая цепочку. Пальцы обеих рук попеременно меняются.

2. Домик. Дом стоит с трубой и крышей. На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки направлен в верх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон)

3. Карусель. Кончик мизинца правой руки и кончик большого пальца левой руки соприкасаются. Поочередно меняем пальцы.

Самостоятельная работа учащихся.

Подведение итогов занятия. Дети встают в круг, держат в руках ирис.

Каждый обучающийся оценивает сам свою работу и говорит о трудностях в изготовлении изделия и делится своими удачами в своей работе. Поощряю лучшие работы. Словесное поощрение каждого из детей. Поощряю работы детей, которые аккуратно обмотали мулине все детали цветка на толстую проволоку, создавая стебелек.

Педагог: Ирисы у всех получились красивые. Каждый проявил творчество, фантазию. Молодцы, ребята. Как вы думаете, смогли мы достичь цели занятия?

Обобщаю ответы детей.

Педагог: Мы с вами смогли достичь цели занятия благодаря умению трудиться. Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко в своих трудах писал: «Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта».

Педагог: Кто знает пословицы о труде?

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Жизнь дана на добрые дела»

«За доброе дело стой смело»

«Покажи себя в работе – будешь в почете»

«Полюби работу - и тебя полюбят»

«По труду и слава!»

Познавательная игра. Игровой метод проведения части занятия поможет детям лучше усвоить теоретический материал и одновременно снять усталость и напряжение.

Педагог: Ребята давайте поиграем в игру «Узнай название лекарственных растений». Каждый из вас получит карточку с изображением лекарственных растений. Вы должны будете угадать название, и сказать какими лечебными свойствами обладает это растение.

Педагог: Как много лекарственных растений вы знаете. Молодцы, ребята. А между тем, над многими растениями нависла угроза исчезновения. Загрязнение воздуха, неправильное отношение к природе, захламление ведёт к негативным последствиям, исчезновению редких растений и животных, занесённых в Красную книгу. Красная книга – красный сигнал светофора: остановись, оглянись, подумай! На нашей планете остаётся всё меньше и меньше уголков с первозданной природой, поэтому к природе  надо относиться бережно, трогательно.

Показ презентации «Природа в опасности»

Педагог: Мы с вами научились плести цветок ирис техникой параллельное плетение на проволочной основе. На следующем занятии мы будем плести лилию техникой плетения дугами. Еще раз полюбуемся красотой наших творений.

Ирисы будут лучшим подарком вашим близким и друзьям.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!