СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Искусство эпохи барокко"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Искусство эпохи барокко"»

Тема: «Искусство эпохи барокко».

Цель: ознакомить учащихся с основными чертами стиля барокко, знаменитыми мастерами этого стиля.

Задачи:

• выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.

• систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;

• формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;

• способствовать развитию творческих навыков;

План занятия:

1.Периодизация и особенности барокко.

2.Архитектура и скульптура.

3.Живопись.

4.Литература.

6.Музыка.

7. Мода.

8. Танцы.

Оборудование: учебник, компьютеры с мультимедийным проектором.

Ход занятия.

1.Организационная часть.

2.Сообщение новых знаний.

Барокко (от итал. barocco - причудливый, странный), стиль главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII в. Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.

Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.

Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую, упорядоченному движению – вихреобразное, локальному цвету - мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании.

Характерные черты Барокко:

- масштабность, контрастность, обилие декора;

- напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,

- стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера

(увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);

- совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);

- одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Барокко в архитектуре.

Для архитектуры барокко характерны:

- купола сложных, часто многоярусных форм (собор Св. Петра в Риме);

- характерные детали барокко — теламоны, кариатиды, маскароны.

Конструкции:

- контрастные, напряженные, динамичные;

- вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Линии:

- причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок;

- в формах полуокружность, прямоугольник, овал;

- вертикальные линии колонн;

- выраженное горизонтальное членение.

Характерные элементы интерьера:

стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Формы:

сводчатые, куполообразные, прямоугольные;

башни, балконы, эркеры.

Преобладающие и модные цвета:

приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность, как бы вливаясь в окружающее пространство.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. «Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение» - заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения.

Церковь Св. Петра и Павла - блестящий образец барокко начала XVII века.

Архитектор Джованни Тревано разработал нарядный трехъярусный фасад, с пилястрами, волютами, нишами, и просторный интерьер. В средокрестье, где неф пересекается с трансептом, поставлен мощный купол в форме эллипса. Вдоль стен единственного нефа встроены сообщающиеся между собой капеллы, образующиеся подобие боковых нефов.

Ансамбль Смольного.Автор проекта - архитектор В.В. Растрелли

отражает два стиля русской архитектуры – барокко и классицизм. Первый женский монастырь Петербурга – Воскресенский Новодевичий монастырь построен на месте бывшего Смоляного двора. Отсюда произошло название – Смольный.

Самые крупные ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).

Барокко в живописи.

Главные ее темы – торжество Божественной справедливости, античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и полно представлено декоративной монументальной живописью, которая расширяла границы реального пространства, подчеркивая идею безграничности мира.

В эпоху барокко художники видели главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.

Микеланджело да Караваджо.

На картине мастера «Вакх с чашей в руках» античный персонаж предстаёт в непривычном виде, олицетворяя слабого и грешного человека.

Караваджо «Юноша, с фруктами», Караваджо «Лютнист».

Караваджо. «Отдых на пути в Египет».

Караваджо. «Экстаз Святого Франциска».

Караваджо «Поднятие Христа».

Барокко в литературе.

Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.

Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями.

“В каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он - ... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские положения автора” (Морозов).

Характерные особенности литературы барокко:

- противопоставление жизни и смерти;

- контрастность;

- риторические вопросы;

- чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека;

- образ изменчивости и непостоянства человеческой жизни.

Музыкальная культура барокко.

«…Музыкантам хочется изобретать нечто новое. И вот новое искусство докатилось до безудержной распущенности. Отклонившись от путей, намеченных нашими отцами, молодые композиторы создают искаженные произведения, в которых нет никаких достоинств, кроме новины…»

(Возмущенный меломан конца XVII века)

Для музыки эпохи барокко характерны:

- гомофония – мелодичноеодноголосие;

- неустойчивые диссонирующие звучания, неожиданные переходы, контрасты и противопоставления, технически трудные, виртуозные пассажи в пении;

- одновременное звучание множества инструментов;

- использование танцевальных ритмов.

Просмотр видео фрагмента «Музыка эпохи барокко».

Мода эпохи барокко.

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. При дворе царили строгий и сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету.

Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую. Это был век, когда в Европе установился общий стиль, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. Европейские костюмы носили также и в России, до Петра I, некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

3. Вопросы на закрепление.

  • В каких известных архитектурных сооружениях использовался этот стиль?

  • Главные темы в живописи барокко.

  • Характерные черты длялитературе барокко.

  • Что характерно для музыки эпохи барокко.

  • Какая страна была законодателем моды эпохи барокко.

4. Вывод.

Название стиля происходит от итальянского слова, означающего «причудливый, странный». Феодальная знать и католическая церковь, завладевшие несметными богатствами, стремились утвердить своё величие необыкновенной роскошью дворцов и храмов. Удивлять – вот цель этого стиля.

Для стиля барокко характерны следующие черты:

  • Усложнённость композиции и пространственных построений.

  • Динамичность пространства.

  • Декорировка архитектурными и скульптурными элементами и цветом.

  • Использование эффектов светотени.

5. Практическая часть: зарисовать декоративные элементы убранства дворцов барокко (гирлянды цветов).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!