Конспект психологического занятия
«Я учусь решать конфликты»
Цель: Изучить особенности протекания и предупреждения конфликтов.
Задачи:
- Образовательная: познакомить с особенностями конфликтов, формировать умение анализировать конфликтные ситуации, находить способы конструктивного выхода из конфликтов;
- Развивающая: развивать умение работать в группе, анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения в конфликтных ситуациях;
- Воспитательная: способствовать воспитанию толерантности, уважительного отношения к сверстникам, формировать чувство собственного достоинства.
Занятие ориентировано на детей младшего школьного возраста. Форма проведения занятия: групповая.
Оборудование и наглядные пособия: видео с мультфильмом, карточки с заданиями.
Вводная часть
Просмотр мультфильма «Мост»
Цель: Подведение к теме занятия, обсуждение мультфильма.
Какие чувства вызвал мультфильм?
Что было в этом мультфильме для тебя интересного?
К какому результату привело поведение героев?
Основная часть
Беседа «Конфликт»
Цель: Знакомство с особенностями конфликтов.
Слово «конфликт» латинского происхождения, в переводе означает столкновение. Причины конфликтов бывают самыми разнообразными: неспособность понять другого человека, расхождение мнений и желаний.
Конфликты являются движущей силой развития при их мирном, конструктивном решении. Как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта: 1) возникновение конфликта (появление противоречий); 2) осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон; 3) конфликтное поведение; 4) исход конфликта.
Все конфликты не только в классе, в школе, дома, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Но научиться предотвращать конфликты и правильно вести себя в конфликтных ситуациях, знать способы их разрешения – можно. Этому мы и будем сегодня учиться.
Можно избежать конфликта, если вовремя заметить признаки того, что человек готов вступить в конфликт. Предлагаю обсудить, что это за признаки.
Например, у человека краснеет лицо, он начинает говорить более громко и т.д.
Упражнение «Качества»
Предложите детям подобрать названия качеств, противоположные приведенным:
враждебный, честный, раздражительный, упрямый, добрый, невежа, щедрый;
дружелюбный, лживый, спокойный, уступчивый, злой, вежливый, жадный.
Выберите те качества, которыми должен обладать человек, умеющий разрешать конфликты «мирным путем». Зачитывают по цепочке.
Упражнение «Это конфликт?»
Цель: Формировать умение анализировать конфликтные ситуации.
Инструкция: Можно назвать данные ситуации конфликтом или нет?
Девочки играют, подходит Наташа, хочет присоединиться. А у них все места заняты. Одна из них отвечает: «Извини, все занято, в следующий раз».
Мальчики играют, подходит Витя, хочет играть с ними. Один из них отвечает: «Отойди, ты нам мешаешь!»
Миша хочет смотреть один мультфильм, а Петя другой. Спорят, обижаются, Петя толкает Мишу.
Маша хочет пойти на прогулку, а Настя остаться дома и поиграть. Спорят, потом договариваются сначала поиграть в игру, а потом идти на прогулку.
Упражнение «Закончи ситуацию»
Цель: Формировать умение анализировать конфликтные ситуации, находить способы конструктивного выхода из конфликтов.
Я выдам каждому ситуацию. Каждая ситуация-это зарождение своеобразного конфликта. Ваша задача найти правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.
1-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».
- Какая реакция учителя на слова Сергея?
- Как бы вы сделали в этой ситуации?
2-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит сыну: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Говоришь, а ему, как об стену горохом!».
- Какова реакция сына?
- Как бы вы сделали на месте мамы?
3-я ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ».
- Какова реакция ученика?
- Как бы вы сделали на месте учителя?
Правила выхода из конфликта
Давайте выведем несколько законов (правил), которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию.
Уступать друг другу
Уважать друг друга
Уметь ставить себя на место другого
Сочувствовать
Договариваться
Не драться
Не кричать друг на друга
Как вы думаете помогут вам новые знания избегать конфликтов?
Памятка «Учимся жить без конфликтов»
1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
2. Если вам предстоит сказать что-то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.
5. Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
Рефлексия
Инструкция. Учащимся предлагается продолжить предложения: «Для меня сегодняшнее занятие – это…», «Я считаю, что я…», «Теперь я знаю и могу…».