ТЕМА ЗАНЯТИЯ: « Этюд в шахматах»
Цель занятия: познакомить детей с определением «этюд в шахматах», рассмотреть этюд Троицкого.
Задачи:
Образовательные:
- содействовать формированию представлений о мате, как о четкой продуманной системе ходов;
- содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.
Развивающие:
- содействовать развитию логического мышления;
- содействовать развитию умения работать индивидуально, в парах, в команде;
Воспитательные:
- содействовать формированию коммуникативных качеств (коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи);
- содействовать формированию уверенности в себе.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Комплект шахмат (6 шт.).
2. Демонстрационная доска (1 шт.).
ТИП занятия: Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Ход занятия
1. Организационный момент, эмоциональный настрой.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я очень рада встрече с вами, надеюсь, на полное взаимопонимание и сотрудничество и уверена, что ближайшие 60 минут, мы проведем с вами максимально эффективно и плодотворно, многому научимся и узнаем много интересного!!!
На прошлом занятии мы с вами говорили о разновидностях шахматных турниров в зависимости от длительности их проведения ( контроля времени) и статуса.
Расскажите о своём первом шахматном соревновании. Определите, по какой системе проводился этот турнир?
Ответы ребят
2 Объявление темы, изучение нового материала.
Педагог: Итак, тема нашего сегодняшнего занятия « Этюд в шахматах».
Этюд в шахматах - искусственная позиция. В которой одной из сторон ( обычно белым) предлагается выполнить задание без указания количества ходов.
Этюд называют искусственной позицией в связи с тем, что он придумывается человеком специально, а не берётся из практической партии.
Начальная позиция этюда, как правило, напоминает положение из практической партии ( чаще всего из эндшпиля, реже из миттельшпиля. По заданию этюды делятся на две большие группы:
Выигрыш-белые начинают и выигрывают;
Ничья- белые начинают и делают ничью.
Сегодня мы с вами рассмотри один из самых известных этюдов, составленный основоположником художественного этюда Алексеем Алексеевичем Троицким ( 1895г.).
Ребята предлагают варианты, с педагогом обсуждают их.
3. Физкультминутка.
Педагог: А теперь все дружно встали и ногами зашагали (топаем как шахматные слоны). А сейчас сомкнули руки над головой (изображая шахматного слона) и покачались из стороны в сторону. Спасибо. Присаживайтесь.
4. Закрепление нового материала.
Педагог: Я предлагаю вам самостоятельно решить несколько шахматных этюдов.