МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №20 «ЗЕМЛЯНИЧКА»
Конспект коррекционного занятия на тему:
«Развитие временных понятий у детей. Дни недели»
Для детей с ЗПР 6-7 лет
Учитель-дефектолог: Пруцкова Д.В.
Кстово 2023
Цель: Уточнение, закрепление временных представлений.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Уточнять и закреплять умение определять последовательность дней недели, составлять временные ряды.
Закреплять умение ориентироваться во временных отношениях (вчера, сегодня, завтра)
Развивать умение выстраивать хронологический ряд событий жизни (на материале распорядка дня).
Уточнять и расширять словарный запас (на материале темы "Дни недели»)
Развивать умение узнавать знакомые слова (на материале недостающих деталей изображений)
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, самоконтроль по результату деятельности, умение осуществлять рефлексию.
Словарь: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, день недели, утро, день, вечер, ночь, часть суток, распорядок дня.
Ход занятия.
1. Орг. Момент
Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»
– Здравствуй, друг! (Пожимают друг другу руки.)
– Как ты тут? (Ласково треплют за ушко.)
– Где ты был? (Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.)
– Я скучал! (Прикладывают правую руку к сердцу.)
– Ты пришел? (Постукивают по плечу.)
– Хорошо! (Обнимают друг друга.)
2.Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка» Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.
(удерживать до 10).
Упражнение «заборчик». Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
3. Дыхательная гимнастика
«Пузырики». Дети вдыхают воздух через нос, а после надувают щёчки (словно пузырьки) и делают выдох.
«Насосы». На вдохе малыши приседают, а на выдохе возвращаются в исходное положение.
«Рубим дрова». И. п. — стоя. На вдохе руки поднимаются, а на выдохе — вытягиваются вперёд, как будто дети рубят дрова.
«Трубач». И. п. — стоя либо сидя, ручки сложены в виде трубочки у рта. Малыши глубоко вдыхают воздух, а когда выдыхают, громко говорят «п-ф-ф».
3. Пальчиковая гимнастика
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: | (Плавные, волнообразные движения ладонями.) |
Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой, | (Загибают по одному пальчику на обеих руках.) |
Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. | (Спокойно укладывают ладони на стол.) |
4.Объявление темы занятия:
Отгадайте загадку:
Есть семь братьев:
Годами равные,
Именами разные. (Дни недели)
- Сегодня мы будем путешествовать по дням недели, вы вспомните названия каждого дня.
Понедельник - первый
вторник - второй
среда - середина
четверг - четвертый
пятница - пятый
суббота, воскресенье – дни для отдыха, веселья
5. Пальчиковая гимнастика
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду — мы пекли калач
Весь четверг играли в мяч
В пятницу мы чашки мыли
А в субботу - торт купили
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья
Ели, прыгали, плясали
Дни недели - посчитали
Оглянуться не успели,
Как прошли семь дней недели.
С понедельника опять
Будем день за днем считать!
- Назовите дни недели по порядку.
Показать красочный календарь.
В неделе 7 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Упражнение «Последовательность»
Цифры от 1 до 7 перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, переворачивают карточку, называют цифру и соответствующий день недели.
Можно задать вопросы:
- Назови дни недели, в которые взрослые трудятся, а дети учатся?
- Назови все выходные дни.
Упражнение на мышление «Какой день?»
Сегодня четверг. А в лес мы пойдем завтра. Какой день будет завтра? (Пятница).
Сегодня вторник, а завтра мы пойдем в цирк. Какой день будет завтра? (Среда).
Сегодня среда. Вчера у меня был день рождения. Какой день был вчера? (Вторник).
Сегодня воскресенье. А вчера мы ездили в лес. Какой день был вчера? (Суббота).
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости, это кот Емеля. Он нам сейчас расскажет веселое стихотворение про дни недели, а вы внимательно послушайте:
«Дни недели»
Чтение стихотворения «Дни недели».
Мы спросили у Емели:
- Назови нам дни недели.
Стал Емеля вспоминать,
Стал Емеля называть:
- Дядька крикнул мне: «бездельник»
Это было в понедельник.
На чердак я влез и дворник
Гнал меня метлой во вторник,
В среду я ловил жука
И свалился с чердака.
Воевал в четверг с котами
И застрял за воротами.
В пятницу дразнил собаку,
Разорвал себе рубаху.
А в субботу - вот потеха!
На свинье верхом поехал.
В воскресенье отдыхал,
На мосту лежал, скучал,
Так у нашего Емели
Дни недели пролетели.
5. Подведение итогов занятия:
Ребята, какие дни недели вы запомнили? Назовите их. А сейчас я прочту строчки из стихотворения, а вы будете называть, дополнять дни недели: - Дядька крикнул мне: «бездельник» - Это было в. (понедельник) и т. д.