Цель занятия: обеспечить развитие представлений о валютах разных
стран.
Ключевой вопрос. Что такое национальная валюта страны?
Основные понятия: обмен, деньги, бумажные деньги, валюта,
национальная валюта, мировая валюта, рубль, доллар, евро, фунт стерлингов.
Личностная установка: повышение уровня практических знаний в области финансов.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
-умение правильно использовать термины: обмен, деньги, бумажные деньги, валюта, национальная валюта, мировая валюта, рубль, доллар, евро, фунт стерлингов.
-умение объяснять причины обмена валюты;
-умение считать наличные деньги;
-умение приводить примеры валют;
-умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчетами.
Метапредметные результаты:
-формирование компетенции постановки личных целей для развития финансовой грамотности;
- формирование компетенция соотношения знаний из курса «Окружающий мир» (о странах) с новой информацией;
- формирование компетенция проявления познавательной и творческой инициативы при выполнении поисковых заданий;
- формирование компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой деятельностью.
Личностные:
- понимание того, что деньги- не цель, а средство обмена.
- формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- воспитание самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки в области финансов;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Ход занятия
1.Организационный момент
Сказка в гости к нам пришла,
В мир финансов позвала.
Всё про деньги мы расскажем
Свои знания покажем.
2.Сообщение темы и цели занятия
-Ребята, на прошлых занятиях мы говорили об истории денежной системы.
Какая денежная единица в нашей стране? (Ответы детей).
- Правильно, рубль.
- А как называется денежная единица любой страны? (Ответы детей).
- Валюта-это денежная единица любой страны. И сегодня на занятии мы
будем говорить о денежных единицах разных стран и об истории монет в
разных странах.
3. Обсуждение темы
- История чеканки монет в странах дальнего зарубежья, конечно, своя,
отличающаяся от российской.
Монеты можно рассматривать как «путеводитель» по истории государств.
-Ребята, как вы думаете, почему? (Ответы детей).
-На монетах изображены великие личности, легендарные здания, памятники,
героические эпизоды и т.д.
В разных странах существует и развивается наука, которая называется
«Нумизматика». Чем же она занимается? (Ответы детей).
- Наука «Нумизматика» изучает монеты, их происхождение и связь с
историей развития того государства, которому эти монеты принадлежат.
Археологи постоянно пополняют музеи найденными на раскопках
монетами, которые представляют большой интерес.
Отмечая, что с точки зрения художественных достоинств самыми
красивыми считаются африканские, французские и бразильские деньги.
Например, на купюре 50 франков изображен с одной стороны Антуан де
Сент Экзюпери, а с другой его аэроплан, с обеих сторон его знаменитый
Маленький Принц.
-А как вы думаете, что изображено на африканских деньгах? (Ответы
детей).
- Африканские деньги очень экзотичны, ярки, необычны, как и люди этих
стран.
Деньги являются социокультурным явлением, играют весьма активную роль
и могут выступать активным проводником национальной идеи страны.
Приведу некоторые примеры:
«Не завидуем никому на свете» - написали на воле всегда довольные своей
жизнью корейцы.
На советском рубле в 1927 году было написано: « Пролетарий всех стран,
соединяйтесь!»
Что бы это значило? (Ответы детей).
- Потому что это была национальная идея и украшала наш рубль до 1992 года.
«Каждый смертен» - эта надпись была на двухпенсовой монете.
Как вы думаете, о чем говорит эта надпись? (Ответы детей).
- Эта надпись говорила о многом и в первую очередь об уверенности в своих
чувствах к Богу и королеве Англии.
«Свобода превыше всего» - было вычеканено рядом с гербом Испании на
деньгах и монетах по инициативе Франко.
- О чем это говорит? (Ответы детей).
- Ребята, а какая валюта до 2002 года, была валютой № 1 в мире? (Ответы
детей).
- Американский доллар. « С нами бог»- это великая национальная идея Америки.
Посмотрите на картинку и скажите, что же изображено на американских
долларах? (Ответы детей).
- На американских долларах изображен первый президент Америки.
Правда, 2001-2002 годы показали, что нет ничего вечного, т.к. евровалюта
активно начинает вытеснять доллар.
- Ребята, какая валюта вам известна? (Ответы детей).
Организатор квеста проводит жеребьевку среди участников игры,
участники делятся на 4 команды по 5-6 человек.
Участникам разъясняются правила игры, раздаются маршрутные
листы.
Игра «Квест»
Приглашаем принять участие в игре - квесте "Что такое валюта?». В ходе игры вы должны правильно и как можно быстрее выполнить много интересных заданий, получить монетки «ВАЛЮТИКИ". Желаем успеха!"
Для того, чтобы вам было куда собирать монетки, давайте сделаем сейчас КОШЕЛЁК.
Создание оригами – кошелька.
Станция « Познавательная»
Игра «Где живут купюры»
Цель: Учить детей определять принадлежность денежной купюры стране, где она используется.
Ответы (соответствующие буквы) впиши в таблицу.
Установи соответствие между страной и её валютой.
а) Соединённые Штаты Америки 1) рубль
б) Франция 2) доллар
в) Россия 3) фунт стерлингов
г) Италия 4) евро
д) Великобритания
е) Германия
5.Станция «Строительная»
Пазл «Угадай валюту»
Цель: учить дифференцировать денежные знаки России и других стан по внешнему виду. Развивать аналитическое мышление, память.
Станция «Творческая»
Цель: актуализировать опорные знания по теме «Валюта». Развивать творческое мышление.
- Внимательно рассмотрите современные деньги (валюта) и деньги, которыми пользовались раньше. Как, по вашему мнению, будут выглядеть деньги в далёком будущем?
- Нарисуйте, пожалуйста, денежную единицу США , России, которой будут пользоваться наши правнуки в далеком будущем.
Станция «Обменная»
Цель: формировать умение переводить одну валюту в другую по заданному курсу.
Если 1 доллар стоит 80 доллар, сколько долларов должен поменять приехавший в Россию Кристофер, чтобы купить 3 матрёшки по 200 рублей?
Определи, в какой валюте будут производиться расчёты на территории данного государства ?
Какую сумму в национальной валюте данного государства получит семья? (Примерный валют: 1 доллар=80 рублей).
У каждого из участников игры есть таблички с номерами от 1 до 10. Перед ними находится табло с десятью графами, где даются варианты ответов. Ведущий читает вопрос, дает ребятам 15 секунд на обдумывание ответа, после чего они поднимают табличку с номером ответа, который выбрали. За правильные ответы участникам вручаются звездочки.
Ответы на табло
Вопросы:
Деньги присутствуют на страницах многих литературных произведений. Сейчас будут звучать названия книг, знакомых с детства. На табло - названия валют: крупных и мелких, реальных и вымышленных. Вспомните, в какой из книг какие деньги упомянуты:
«Малыш и Карлсон» (9)
«Три мушкетера» (7)
«ТиК| Талер, или Проданный смех» (1)
«Приключения Пинноккио» (2)
«Остров сокровищ» (3)
«Али-Баба и 40 разбойников» (6)
«Незнайка на Луне» (8).
Станция «Туристическая»
Цель: формировать умение составлять простой план своих действий в соответствии с финансовой целью
Задание.
Представь, что ты приехал в гости к другу в Лондон. У тебя есть некоторая сумма, на которую ты можешь посетить достопримечательности города.
Бюджет:32000 рублей
Курс фунта стерлингов: 100 рублей за 1 фунт стерлингов
Стоимость на 1 человека.
Экскурсия в Лондонский Тауэр………………………………10
Билет на Тауэрский мост……………………….…………… 10
Экскурсия на Небоскреб «Осколок»………………………. .27
Билет в музей Мадам Тюссо…………………………….……30 Собор Святого Павла ………………………………………...17 Экскурсия в дворец Элтем…………………………………….24 Одна поездка на метро………………………………………….5 Завтрак в «Макдональдс»……………………………………….4
Завтрак в ресторане «Вилла»………………………………… 15 Обед в столовой около моста Тауэр……………………………25
Обед в столовой дворца Элтем…………………………………26
Ужин в кафе «Прованс»…………………………………………17
Ужин в кафе около дома……………………………………… .13
План на день:
Время | | Место | Цена на 1 | Всего |
Утро | Завтрак | | | |
Проезд до места | | | |
Развлечение | | | |
День | Обед | | | |
Проезд до места | | | |
Развлечение | | | |
Вечер | Ужин | | | |
Проезд до места | | | |
Развлечение | | | |
Проезд до дома | | | |
ИТОГО | |
9.Рефлексия:
«Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
10. Подведение итогов: подсчет набранных «ВАЛЮТИКОВ» в каждой группе, награждение победителей.