СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия в 3 классе Секция «Шахматы» Тема: «Эндшпиль – конец игры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия в 3 классе Секция «Шахматы»  Тема: «Эндшпиль – конец игры»

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия в 3 классе Секция «Шахматы» Тема: «Эндшпиль – конец игры»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ









Конспект внеурочного занятия в 3 классе

Секция «Шахматы»


Тема: «Эндшпиль – конец игры»







Подготовила:

учитель начальных классов

Балбекова Ольга Николаевна












2016/2017 учебный год

Конспект внеурочного занятия в 3 классе

Секция «Шахматы»

Тема: «Эндшпиль – конец игры»

Тип урока: освоение новых знаний

Цели урока:

Образовательные: усвоить понятие эндшпиля, виды эндшпиля; совершенствовать навыки игры в эндшпиле; решать шахматные задачи.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности; умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

Познавательные: умение анализировать свои действия во время игры в шахматы и делать выводы; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей.

Коммуникативные УУД: умение ориентироваться на позицию собеседника в общении и при игре в шахматы; умение планировать учебное сотрудничество, разрешать конфликтные ситуации; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 40-45 минут.

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 3 класс (8-9лет)

ОБОРУДОВАНИЕ: демонстрационная шахматная доска и магнитные шахматы, наборы шахмат у детей, карточки с шахматными задачами, русско-английский и русско-немецкий словари; презентация.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

I. Организационный момент (2 мин) (слайд 2)

Цель этапа: Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

– Здравствуйте. Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Поздоровайтесь с гостями. Подарите им свои улыбки. Я рада видеть ваши улыбки. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Если вы мне поможете, наш урок будет весёлым, интересным и необычным.

Давным-давно, в далекой стране Индии правил злой король. Простой народ жил в его стране очень бедно и один мудрец, чтобы убедить короля в том, что нужно что-то менять, придумал игру, в которой король, самая глав­ная фигура, ничего не может сделать без своих подданных. Кто-нибудь уже догадался это что за игра?

У каждой игры есть цель. У футболистов цель – забить как можно больше мячей в ворота про­тивника и выиграть. У хоккеистов цель – забросить как можно больше шайб в ворота про­тивника и тоже выиграть. А какая цель у шахматистов? (поставить шах и мат королю соперника)

- Зачем нам необходимо играть в шахматы? Где это нам может пригодится? (шахматы развивают логическое мышление, предугадывание ходов, ситуаций.)

II.Актуализация знаний. (3 мин)

Цель этапа: повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы.

- Посмотрите пожалуйста на экран, скажите, что объявили белые черному королю, шах или мат?

- Шах или мат черному королю? (мат) (слайд 3)

- Шах или мат черному королю? (шах) (слайд 4)

- Шах или мат черному королю? (мат) (слайд 5)

- Ребята, а может ли король на шахматной доске объявить мат другому королю, без поддержки своих фигур? (не может)

- Действительно, не может. А теперь, представьте себе, что вы – шахматные фигуры. Какой шахматной фигурой вы хотели бы стать и почему? (слайд 6)

- Может ли армия существовать без солдат? (нет)

- Можем ли мы играть в шахматы без пешек? (нет)

- Что вы знаете про пешку?

III. Введение в тему урока. (7 мин.).

Цель этапа: Умение определять и формулировать тему и цель деятельности.

- Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним, какие правила работы в группе мы должны соблюдать. (слайд 7)

1. Говори тихо.

2. Выслушай мнение товарища до конца.

3. Не согласен – объясни, почему.

4. Не стесняйся высказывать своё мнение.

5. Будь вежлив и сдержан.

На столе у детей лежат карточки с фрагментами шахматных партий. № 1, 2, 3, 4, 5, 6.

- Перед вами фрагменты шахматных партий. Можно ли, их объединить в группы?

- Объедините карточки в группы.

- Поднимите руку, у кого получилось 2 группы, у кого 3, у кого 4, кого5?

- По какому принципу вы объединили карточки? (Почему эти карточки?) (На одних фрагментах много фигур, а на других мало.)

- Как вы думаете, почему на одних фрагментах много фигур, а на других мало? Как можно назвать эти фрагменты шахматных партий? (Фрагменты шахматных партий, где почти все фигуры, они стоят на своих местах. Там где фигур меньше, они сделали много ходов.

Там, где мало фигур.

(слайд 8)

№ 2, 5 – начало партии

№ 1, 3 – середина партии

№ 4, 6 – конец партии.

- Определите, на какие стадии делится вся шахматная партия? (слайд 9)

(Ученики предлагают свои ответы:

Начало партии- дебют.

Середина-Миттельшпиль.

Конец-Эндшпиль.)

- Ребята как вы думаете, на какой стадии шахматной игры мы сможем быстрее найти путь к победе? (На стадии, где меньше шахматных фигур?)

- Как называется стадия, где меньше шахматных фигур? (конец игры)

- Как переводится на английский язык слово «конец»? (end) Теперь давайте узнаем как переводится на немецкий язык слово «игра». Где мы можем найти эту информацию? В каком словаре? (в русско-немецком) игра – Spiel. (слайд 10)

Теперь давайте соединим эти два слова, что у нас получилось ENDSPIEL – КОНЕЦ ИГРЫ.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать? Какая наша тема урока?

- Вы правы. Тема урока «ENDSPIEL – КОНЕЦ ИГРЫ» (слайд 11)

- Что бы вы хотели узнать исходя из темы урока?

- Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой?

(1.познакомиться с основами эндшпиля;

2.узнать виды эндшпиля;

3.поупражняться в игре на стадии эндшпиля.)

- Хосе Рауль Капабланка — 3-й чемпион мира по шахматам сказал: «Начинайте изучение шахмат с эндшпиля. Постигните эндшпиль — постигните шахматы!» (слайд 12-13)

Именно позиции, в которых в игре участвует немного фигур, дают возможность не только понять, но и глубоко прочувствовать, на что способна каждая фигура.

- Чтобы улучшить игру, вы должны сперва изучить эндшпиль .

IV. Открытие новых знаний. (15 мин.).

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Эндшпиль окончание игры

Посмотрите пожалуйста на карточки, которые вы отнесли к окончанию игры, эндшпилю. Что вы можете о них сказать? Какие фигуры, кроме королей, присутствуют на доске? (слайд 14)

- Для лучшей ориентации в многочисленных позициях эндшпиля, разработана классификация в зависимости от количества и качества имеющихся сил.

- Как вы думаете, какие виды эндшпилей бывают? ( Принимаются все ответы детей. Ученики выходят к доске и выставляют фигуры.)

- Ребята, как вы думаете, все ли виды эндшпилей мы назвали? (нет) почему? (Потому что каждая партия может заканчиваться по разному)

- Ребята, как вы думаете, есть ли правила игры в эндшпиле?

- Давайте рассмотрим несколько партий и определим правила игры в эндшпиле.

У каждой группы свои карточки.

Рассмотрите и расставьте шахматную партию, которая у вас на карточке. Решите шахматную задачу? Ход белых, мат в 2 хода.

- Как вы думаете, какое правило можно сформулировать исходя из вашей партии.

(слайд 15) Правила игры в эндшпиле

- Время в эндшпиле имеет большое значение. Судьба партии часто решается жертвой, дающей возможность провести пешку в ферзи, или тем обстоятельством, что ваша пешка проходит в ферзи на один ход раньше неприятельской

Группа 1. Задача № 8, №9.

1 правило: Успеть провести пешку до противоположного края.

Группа 2. Задача № 10, № 11.

2 правило: Используй короля. Король атакующая фигура.

Группа 3. Задача № 12, 13

3 правило: Король должен идти в центр доски.

V. Стадия осмысления. (10 мин)

Цель этапа: Привести новый материал, пройденный материал в единую систему для нахождения пути решения для поставленной задачи.

Командное разыгрывание партии на демонстрационной шахматной доске.

Игра «Найди кротчайший путь к победе» (слайд 16)

Работа в группах. У каждой группы карточка с шахматной задачей. Ребята решают задачу. Кто первый решил показывает ход решения на демонстрационной доске.

Белые начинают и ставят чёрному королю мат в 2 хода.

Решите задачу в группе. Решение покажите на доске. Какое правило использовали.

Карточки № 14, № 15, №16.

VI. Рефлексия (5 мин.).

Цель этапа: Умение анализировать свою деятельность и делать выводы.

Продолжи фразу: (слайд 17)

Сегодня я узнал …

Я понял, что …

Теперь я могу …

На следующем уроке мне бы хотелось …

Оцени свою работу: (слайд 18)

Не покладая рук.

Тяп да ляп.

Рука об руку.

Засучив рукава.

Молчал как рыба.

- Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Вы настоящие короли, т.к. в современном мире короли не те, чьи головы обрамляют короны, а те, чьи головы украшены знаниями. (слайд 19)

Спасибо за внимание! (слайд 20)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!