Организационный момент Приветствие и позитивное пожелание на занятие: | 1 мин | - Добрый день. Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения. Посмотрите и улыбнитесь соседу, мне и гостям. - Сегодня нас ждет увлекательное мероприятие, где вы узнаете много нового и интересного. | Приветствуют учителя Настраиваются на работу | -планирование учебного сотрудничества (К) |
Актуализация знаний Определение темы, постановка цели | 2 мин | - Ребята, впереди нас ждут новогодние каникулы, как можно их провести? - Замечательно! Еще можно путешествовать, но для этого не нужно уезжать далеко. - Скажите, куда можно съездить на каникулах в пределах нашего Устьянского района, чтоб посмотреть достопримечательности? – Молодцы! Наш Устьянский район славится красивыми и интересными местами. - А верите ли вы, что в Устьянском районе есть место, где жили люди-чуди? (открывает карточки на доске, приложение 1) - Верите ли вы, что горнолыжный курорт Малиновку называют «Северной Италией»? - Верите ли вы, что в Устьянском районе изготавливают лодки-долблёнки? - Ребята, скажите, верите ли вы, что Устьянский район уникальный? - Есть сомнения. (дополняет табличкой «?») Ответы на эти вопросы мы сегодня найдем на нашем занятии, но сначала давайте узнаем тему урока. У вас на столах лежат буквы, составьте из них слово. (Приложение 2) Какое слово у вас получилось? - Кто из вас знает, что такое навигатор? (записывает на доске: «навигатор») - Ребята, а где можем найти значение слова навигатор? -Давайте прочитаем, что такое навигатор. -Итак, тема сегодняшнего урока «Туристический навигатор Устьянского района. (Слайд 1) (дописывает на доске: «Туристический») -Кто догадался, о чем сегодня будем говорить? - Какую учебную задачу мы поставим? | Возможные ответы: погулять, посмотреть телевизор, съездить в гости. Отвечают. Составляют слово – «Навигатор» Отвечают: навигатор Отвечают: в словаре 1ученик читает из словаря: «Навигатор - специалист по навигации, проводник» Предполагаемый ответ: Сегодня на уроке мы познакомимся с достопримечательностями Устьянского района. | -осознанное построение речевого высказывания (П) - слушать и слышать, анализировать ответы др. учащихся (К) -определять цель учебной деятельности, планирование работы (Р) участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи (К) |
| | - Скажите, почему наш район так назван? - Ребята, как вы считаете, есть у нас в районе свои символы? (слайд 2) - У нас есть свой герб и гимн. Что изображено на гербе Устьянского района? - Ребята, давайте послушаем гимн Устьянского района. Что нужно делать, когда звучит гимн? -Административный центр – посёлок Октябрьский. Наш район богат лесами (прикрепляет знак леса на карту). -Сейчас мы начнём наше виртуальное путешествие по Устьянскому району. У истоков реки Устьи стоит деревня Верхний Березник. (прикрепляет табличку- название «В. Березник» на карту-шаблон). Здесь проживает один замечательный мастер, который владеет мастерством изготовления лодок-долбленок. Его зовут Казаков Александр Алексеевич. Он изготовил около 30-ти различных лодок-долбленок. (слайд 3) - Посмотрите на лодку. Как вы думаете, почему она так названа? - (слайд 4) Это лодка, выдолбленная из одного ствола дерева. На лодке – долбленке плавали наши предки. Такую лодку-долбленку изготавливали непосредственно на берегу в местах охоты или рыбалки. Достаточно 3-5 см слоя воды над илом - и можно попасть в чудесно красивые места, где не ступала нога человека, и никакие другие лодки больше не пройдут. | - По названию реки Устьи -да/нет - На гербе мы видим медведей - Нужно встать. Слушают гимн. Внимательно слушают Отвечают: Выдолблена из дерева | - слушать и слышать, анализировать ответы др. учащихся (К) |
Открытие новых знаний | 5 мин | - (слайд 5) Наше путешествие продолжается. На берегу реки Устья в Архангельской области находится большое село Бестужево с богатой историей, которая связана с именем святого Прокопия Устьянского. (прикрепляет табличку- название «Бестужево» на карту-шаблон). В селе Бестужево 21 июля ежегодно празднуется Прокопьевская ярмарка, на которой собираются жители всего района (слайд 6) Выше по течению Устьи находится посёлок Богдановский. (прикрепляет табличку- название «Богдановский» на карту-шаблон). Там жили Люди-чуди – переселенцы, которые обосновались по берегам реки Устьи. Сейчас здесь находится музей под открытым небом, представляет собой комплекс построек (жилища чуди – землянки), чудской камень, чудские кострище, частокол. - (слайд 7) Уникальной точкой на карте является д. Дубровская (знакомая всем как деревня Орлово). (прикрепляет табличку- название «Дубровская» на карту-шаблон). Называют это место «Усадьба Ломоноса». Здесь построен по всем правилам крестьянский дом с русской печкой - битухой (т.е. не из кирпича, а из глины), создан и удивительный интерьер старинной русской избы. - (слайд 8) Старинное село, Шангалы находится в одном из красивейших уголков Устьянского района. (прикрепляет табличку- название «Шангалы» на карту-шаблон). Здесь находится Устьянский центр народного творчества. - (слайд 9) Есть у нас горнолыжный курорт «Малиновка». (прикрепляет табличку- название «Малиновка» на карту-шаблон). Здесь находятся трассы, соответствующие мировым стандартам. Живописную холмистую местность часто именуют «Северной Италией». Зимой там можно покататься на лыжах, ватрушках, коньках, А летом покататься на роликах, сходить в туристический поход или просто прогуляться по чистейшему сосновому бору. - Наш район очень большой и красивый. Я вам рассказала лишь про некоторые достопримечательности нашего района. А вам предлагаю дополнить информацию о достопримечательностях нашего района. | Слушают учителя, знакомятся с достопримечательностями малой родины. | |
Работа в группе. | 10 мин | - Сейчас мы поработаем в группе. У каждой группы свои задания. (выдаёт листы с заданиями). Вам нужно прочитать его внимательно и рассказать о достопримечательности так, чтобы всем остальным захотелось туда приехать. Первая группа вы будете готовить сообщение о селе Бестужево, вторая расскажет нам про деревню Едьма, третья про село Шангалы. На подготовку у вас будет 10 минут. Вам нужно будет выбрать, кто будет выступать. 1 группа – село Бестужево (Приложение 3) 2 группа – деревня Едьма. (Приложение 4) 3 группа - село Шангалы (Приложение 5) | Слушают инструкцию Работают в группе | Следование в поведении моральным нормам при групповой работе (Л) -Умение Организовать учебное взаимодействие при работе в группе (К) -Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Первичное закрепление | 10 мин | - Итак, мы отправляемся в путешествие. Начнём наш сплав с села Бестужево, затем поплывем в Едьму. - 1 группа, расскажите про достопримечательности села Бестужево. - Спасибо. Представители 2 группы, расскажите, кто такие люди-чуди. - Давайте заглянем в замечательное село Шангалы. Что нас там ждет интересного? 3 группа. | Презентуют информацию своей группы. | - Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения (К) |
Подведение итогов, рефлексия. | 2 мин | - Ребята, мы приплыли в наш административный центр - поселок Октябрьский. - Наше путешествие подходит к концу. - Куда вам захотелось съездить? Какое место в Устьянском районе запало вам в сердце? - Возьмите «сердечко» и прикрепите его на карте в то место, куда вам захотелось съездить и узнать больше об этой достопримечательности. - Есть ли в классе те, кто не проголосовал и не определился? - Устьянский район славится красивыми местами, сегодня мы узнали лишь некоторые достопримечательности. Давайте начнем узнавать наш район. Больше путешествовать, именно по своему краю. - Посмотрите, в каком прекрасном краю мы живем. Большинство из вас проголосовали за … У вас будет прекрасная возможность собраться с классом в каникулы и съездить в … Я уверена, что вы узнаете еще много нового и интересного. - Давайте вернёмся к вопросам, которые мы задали в начале урока: -Верите ли вы, что в Устьянском районе есть место, где жили люди-чуди? -Горнолыжный курорт Малиновку называют «Северной Италией»? -В Устьянском районе изготавливают лодки-долблёнки? -Устьянский район уникальный? (меняет табличку «?» на табличку «!») - Какой вывод мы сделаем в конце урока. Отмечает хорошую работу учащихся Благодарит за урок и желает хорошего дня | Аргументируют свой выбор. Подходят к карте, прикрепляют «сердечки». | Установление результата намеченной цели (Р) Контроль полученного результата деятельности (Р) |